Рабочая программа "Метод проектов 7 класс"
рабочая программа по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем
Кафедры русского языка и литературы образовательного учреждения
Заведующий кафедрой______________ ____________/_______________
/_____________________________/
«___»_________________20 г.
«___»____________________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Метод проектов» в 7Б классе
Кузнецова
Людмила Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях "прагматической педагогики", основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребёнка была идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира. Он считал, что вслед за человечеством ребёнок должен повторить путь познания окружающего мира.
Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем “делания”, в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Цели курса:
- Создание условий для развития способностей к самообразованию детей.
- Освоение Интернет - технологий, используемых для решения творческих образовательных задач.
- Включение детей в проектную форму работы, являющуюся основной в старшей школе.
- Создание условий для адекватной самооценки, рефлексии собственной творческой деятельности.
Методика организации проекта:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся):
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте:
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные. (Ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 17 часов (полугодие) 1 час в неделю.
№ | Тема | Цели и задачи | Количество уроков | Используемые межпредметн. связи. | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
1 | Введение в курс. Метод проектов в изучении русского языка и литературы | Определение роли проектной деятельности в изучении русского языка и литературы | 1 час | Информатика, русский язык, литература | ||
2 | Классификация школьных проектов | Знакомство с классификацией школьных проектов
| 1 час | Информатика, русский язык | ||
3 | Структура проекта, тема, цели, задачи | Знакомство со структурой проекта, уточнение намеченных целей и задач; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся. | 1 час
| Информатика, русский язык | ||
4 | Презентация как составляющая школьного проекта | Обсуждение и организация презентации школьного проекта. | 2 часа | Информатика, русский язык, литература | ||
5 | Актуальность исследования | Перечисление и выбор актуальных, наиболее значимых тем проектов; | 1 час
| Обществознан., литература, русский язык | ||
6 | Разработка гипотезы | Выдвижение гипотезы и предположенияо том, каков будет результат и почему?
| 1 час
| Информатика, русский язык, литература, математика | ||
7 | Задачи, предопределённые целью и гипотезой проекта | Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей. | 2 часа
| Информатика, русский язык | ||
8 | Сбор и анализ информации | Поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. | 2 часа | Литература, русский язык |
9 | Оформление учебных проектов | Обучение правильному оформлению учебных проектов и исследовательских работ. | 2 часа | Информатика, русский язык | ||
10 | Правильность составления титульного листа и библиографии | Обучение грамотному оформлению титульного листа и составлению библиографии.
| 1 час | Информатика, русский язык | ||
11 | Применение наглядности и технических средств | Знакомство со способами применения в проекте наглядности и технических средств. | 1 час | Информатика, русский язык | ||
12 | Защита проекта и презентации как составляющих частей проекта | Защита проекта в коллективе. Общая оценка результатов.
| 2 часа | Информатика, русский язык, литература |
Календарно - тематическое планирование курса «Метод проектов в обучении русскому языку и литературе» в 7Б классе
№ | Наименование темы | Вид занятия | Количество часов | Из них | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | ||
Практические занятия | Зачет | Тест | ||||||
1. | Введение в курс. Метод проектов в изучении русского языка и литературы | Урок-лекция. | 1 | |||||
2. | Классификация школьных проектов | Комбинированный урок. | 1 | |||||
3. | Структура проекта, тема, цели, задачи | Урок-лекция. | 1 | |||||
4. | Презентация как составляющая школьного проекта | Комбинированный урок. | 1 | |||||
5. | Презентация как составляющая школьного проекта | Практическая работа. | 1 | 1 | ||||
6. | Актуальность исследования | Комбинированный урок. | 1 | |||||
7. | Разработка гипотезы | Практическая работа. | 1 | 1 | ||||
8. | Задачи, предопределённые целью и гипотезой проекта | Урок-лекция. | 1 | |||||
9. | Задачи, предопределённые целью и гипотезой проекта | Комбинированный урок. Практическая работа. | 1 | 1 | ||||
10. | Сбор и анализ информации | Урок-лекция. | 1 | |||||
11. | Сбор и анализ информации | Комбинированный урок. Практическая работа. | 1 | 1 | ||||
12. | Оформление учебных проектов | Урок-лекция. | 1 | |||||
13. | Оформление учебных проектов | Комбинированный урок. Практическая работа. | 1 | 1 | ||||
14. | Правильность составления титульного листа и библиографии | Урок-лекция. | 1 | 1 | ||||
15. | Применение наглядности и технических средств | Комбинированный урок. | 1 | 1 | ||||
16. | Защита проекта и презентации как составляющих частей проекта | Зачётная работа. | 1 | 1 | ||||
17. | Защита проекта и презентации как составляющих частей проекта | Зачётная работа. | 1 | 1 | ||||
Итого | 17 | 6 | 2 | 1 |
Литература
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД (Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
- Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 2-е изд.,
перераб. — М.: «Русская Редакция», 2003. — 368с. ISBN 5–7502–0251–8
Программа Intel® «Обучение для будущего» разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий (www.ict.org) и переведена на русский язык для скорейшей подготовки учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
- Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. - М.: Просвещение, 1994. - 159с.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
- Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.//Учитель. 2000 г.№ 1, 4.
- Интернет-ресурсы
-сайт фестиваля «Умник»
-сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
http://www.fio.samara.ru/works/19/Koroleva/I-7.htm - сайт, посвященный методу проектов в образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа проекта по географии для "Школы будущего десятиклассника" "Оценка туристических ресурсов Владимирской области""
Проект "Оценка туристических ресурсов Владимирской области" реализуется в рамках школьного лагеря "Школа будущего десятиклассника", расчитан на 5 часов. Цель курса: помочь школьникам с выбором профори...
Проект "Толерантность. Познай себя". Рабочая программа проекта.
Программа проекта, рассчитанная на 1 учебный час в неделю, конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам, последовательность и изучение материалов....
Рабочая программа проекта по английскому языку " Лаборатория удивительных наук"
Предметные результаты: В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:говорении:• начинать, вести...
Рабочая программа (проект) "Индивидуальный проект"
Рабочая программа по курсу "Индивидуальный проект" для 10-11 классов....
Рабочая программа (проект) по русскому языку 5 класс
Проект рабочей программы...
Рабочая программа (проект) по русскому языку 7 класс
Проект рабочей программы...
Рабочая программа (проект) по литературе 5 класс
Проект рабочей программы...