Использование мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал

Завьялова Любовь Юрьевна

Используемые приёмы мнемотехники с детьми разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx18.09 КБ
Файл triz_prezentatsiya_mnemotehnika_-_kopiya.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Использование Мнемотехники с детьми с ОВЗ.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями;

Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение,

- связную речь,

- мелкую моторику рук и пр.

Часто в своей практике, педагог, работающий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, сталкивается с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным. Но педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, правильно излагать свои мысли. Одним из методов, который выступает, как вспомогательная подсказка, является использование мнемотехник. При задействовании зрительного аппарата облегчается процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Известно, что для осмысления и воспроизведения любой информации нам нужна память.

У детей с умственной отсталостью, низкий уровень мышления, память механическая и кратковременная. Им требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опор на наглядный материал.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично

Опора на  картинку или пиктограмму способствует активизации у  ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными,  информативными  и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.

Содержание мнемоизображений – это изображение главных персонажей произведений, явлений природы, некоторых действий  и другое , путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное, нужно передать условно – наглядную схему, подобрать иллюстрации или изобразить рисунок так, чтобы это было понятно детям.

Мнемоприёмы можно использовать в любой деятельности, требующей эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации. На уроках чтения и развития речи в коррекционной работе можно использовать при:

•        обогащении словарного запаса,

•        обучении пересказу,

•        составлении рассказов,

•        разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок,

•        отгадывании загадок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. На каждую строчку придумывается картинка (изображение); рисуется схематично простыми доступными знаками, картинками. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Начнем с этапов работы по заучиванию стихотворения:

Взрослый  выразительно читает стихотворение;

- сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемоиллюстрации;

- задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

- выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

- читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на иллюстрацию;

- ребенок рассказывает стихотворение с опорой на иллюстрацию(мнемотаблицу).

Занимает подбор иллюстраций минимальное время, часто чтобы вызвать эмоциональный отклик отбираются смешные картинки, дети их конечно быстрее запоминают.

Еще один из методов это пересказ при помощи картинно – графического плана

(разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер)

Особенности данного метода

картинно-графический план должен последовательно отражать содержание произведения;

·        графические  изображения должны быть легкоузнаваемыми;

·       пиктограмма должна  усиливать характерные  черты  изображаемого предмета;

·       общее количество картинок к одному произведению не должно превышать 12 для детей школьного возраста с ОВЗ

.       не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник.

       Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Результаты

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Разгадывание загадок, составление рассказов, пересказ сказки, придумывание сюжета – всё это  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Мы работаем над развитием речи ребенка, учим правильно произносить слова, объясняем непонятные для него слова, тем самым обогащая словарный запас и стимулируем его к словотворчеству.

В интернет ресурсе очень много  вариантов таблиц, дорожек, если интересно, всё это можно найти или придумать самим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №950» Использование элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми с ОВЗ Халкевич Елена Олеговна, учитель-дефектолог СППиСС высшей категории Завьялова Любовь Юрьевна, учитель-логопед СППиСС высшей категории

Слайд 2

Применение мнемотехник в работе с детьми с ОВЗ Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания ». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление, - зрительную и слуховую память, - зрительное и слуховое внимание, - воображение, связную речь, мелкую моторику

Слайд 4

Особенности мнестической деятельности у детей с ОВЗ * быстрая утомляемость и потеря интереса к запоминаемому материалу; * детям требуется большее количество повторений и более длительное время при рассмотрении изображений; * отмечается непрочность сохранения и недостаточная точность воспроизведения информации; * неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Слайд 5

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично

Слайд 6

Виды мнемообозначений: мнемоквадраты; мнемодорожки; мнемотаблицы

Слайд 8

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 11

КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПУНКТ г. Москва, ул. Декабристов, д. 26А, кабинет 214 Среда: 09:00-12:00 Пятница: 14:00 -19:00 https://sch950sv.mskobr.ru/proekt_resursnaya_shkola/konsultatsionnodiagnosticheskiy-punkt Телефоны для справок и записи +7(499)204-34-46 +7(903)228-94-06 Контактное лицо Разделкина Надежда Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"

Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения...

Опыт использования сказак в работе с детьми, или "Мы играем в сказку"

Используя сюжеты сказок можно увлекательно построить урок физической культуры!...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

Выступление на районном семинаре-практикуме " Изографы как одно из направлений использования мнемотехники в работе с дошкольниками"

Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, ...

Доклад "Использование мнемотехники в работе с детьми с ТНР"

Приёмы мнемотехники помогают  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. С их помощью дошколятам легче составлять предложения, пересказывать небольшие тексты, заучивать стихи....

«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций....