Выступление на районном семинаре-практикуме " Изографы как одно из направлений использования мнемотехники в работе с дошкольниками"
учебно-методический материал
Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Поэтому, перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ТНР является использование наглядного моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rmo_izografy.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Поэтому, перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ТНР является использование наглядного моделирования. Недостаточная выраженность познавательных интересов в сочетании с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений и пространственных представлений, наиболее характерны для детей с ОВЗ.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. У ребёнка-дошкольника, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов, схематических рисунков, предметно-графических схем, мнемотаблиц, опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Коррекционная работа по преодолению тяжёлых нарушений речи у дошкольников проводится учителем-логопедом комплексно, по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слог-слово-предложение-текст);
- формирование лексико-грамматических категорий;
- формирование связной речи;
- профилактика дисграфии и дислексии.
У детей с ТНР, помимо выше сказанного, наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв. Мы наблюдаем нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов. Успешность формирования зрительного образа букв в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и представлений.
Для коррекции данных нарушений и укрепления памяти используются разнообразные обучающие приемы, одним из которых является использование изографов.
Изографы (от др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» + γράφω «записывать, писать») - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.
Суть данного приема – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребенком всех нарисованных букв изографа и составление из них слова.
Цель: развитие познавательной и речевой сфер детей, особенно детей с ОВЗ.
Задачи:
- Стимулировать когнитивную сторону психической деятельности – внимание, мышление, память.
- Расширять и обогащать активный словарь, импрессивную (внутреннюю, характеризующуюся как процесс понимания речевых высказываний) речь детей, закреплять навыки словообразования.
- Развивать наблюдательность, произвольность, воображение, творческие навыки.
- Усиливать зрительное и слуховое восприятие, память, зрительный анализ и синтез, слухоречевую память, фонематический слух.
- Тренировать пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез, сенсомоторную координация.
На основе задач была создана система диагностики. Если в начале года мы видим одни результаты, то на сегодняшний момент они значительно улучшились:
Начало года: навыки не сформированы – 48%
навыки в стадии формирования – 52%.
Март 2019 г.: навыки не сформированы – 4%
навыки в стадии формирования – 37%
навыки сформированы – 59%.
Методика работы с изографами.
1. В изографы для дошкольников следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
2. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.
3. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
4. Составление слова.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова-изографа в тетради печатными буквами.
7. Называние букв и звуков слова-изографа.
8. Определение гласных и согласных звуков в слове-изографе.
9. Разделение слова-изографа на слоги.
10. Придумывание предложения со словом-изографом.
11. Нахождение других слов в слове-изографе.
Практическая работа.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию, предлагается несколько вариантов изографов: маяк, кошка, художник. (Работа с изографами).
Этапы работа с изографом
- Рассмотрите изограф.
- Определите предмет по внешнему виду.
- Составьте слово.
- Запишите это слово печатными буквами.
- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?
- Назовите их по порядку.
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Разделите слово-изограф на слоги.
- Сколько в нем слогов?
- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.
Итак, на собственном опыте вы убедились, что включение наглядных моделей в процесс обучения стимулирует познавательную активность, расширяет и обогащает активный словарь, импрессивную речь, закрепляет навыки словообразования, развивает связную речь.
Данный прием может использовать не только учитель-логопед или педагог-психолог в коррекционно-развивающей работе, но и воспитатель. В этом направлении заложен огромный творческий потенциал – создание авторских изографов.
Список литературы.
1.Комарова Л.Д. Тренажёр: Словарные слова в изографах, СПб, лицей №265, 2012.
2.Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. Изографы, Ставрополь, 1999.
3.Киселёв П.А. Как развить память ребёнка, Спб., 1996.
4.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей, Ярославль, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"
В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,этапы работы с мнемотаблицей,приведены примеры игр с использованием мнемоквадратов. Статья будет полезна педагогам ...
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»...
Использование метода мнемотехники для работы с дошкольниками
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Мон...
Районный семинар-практикум Тема: «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения...
Районный семинар-практикум Тема:«Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»
Cоздание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по формированию звуковой аналитико-синтетической акти...