«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»
методическая разработка
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: На педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №18» Протокол №_____от «____»_____2020г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №18 г. Красноармейска Саратовской области __________________С.В.Глухова Приказ по МБДОУ «Детский сад№18» №___От «___»_________2020 года |
«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»
Выполнила: учитель-логопед
Новикова Марина Борисовна
г. Красноармейск
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ.
Как известно, характерными особенностями детей ОВЗ являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями. Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.
Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- Ассоциативное мышление.
- Зрительную и слуховую память.
- Зрительное и слуховое внимание.
- Воображение.
- Связную речь.
- Мелкую моторику рук.
В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОВЗ. Я их использую для:
1. Для формирования фонетической стороны речи.
2. Для развития связной речи:
Описательные рассказы по лексическим темам.
Обучение пересказу.
Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.
3.Самостоятельное составление мнемосхем.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Работая с интернет – ресурсами я познакомилась и изучила живые мнемотаблицы.
Суть живой мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Использование живых мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых.
Работу с живыми мнемотаблицами провожу поэтапно:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказывание сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы - образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В начале работы с живыми мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц я использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к живым мнемотаблицам.
Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень . Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Презентация "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ
Данная работа поможет Вам научить ребенка "искусству запоминания"....
Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка
Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...
"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"
Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...
«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
laquo;Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»...
«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
laquo;Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»...