Технологическая карта занятия по теме "ТПО профессиональной деятельности медицинской сестры"
методическая разработка

Смирнова Галина Ивановна

Методическая цель занятия: отработать методику организации аудиторной самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности медицинской сестры» по дисциплине ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 2

Название дисциплины: ЕН.02 Информационные технологи в профессиональной деятельности

Курс: _2_

Тема занятия: Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности медицинской сестры

Вид занятия: практическое

Тип занятия: открытия нового знания, общеметодологической направленности

Формируемые компетенции: ПК 1.1-1.3, 2.1-2.2; ОК 01-09, а именно:

ПК 1.1. Организовывать рабочее место.

ПК 1.3. Обеспечивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

ПК 2.1. Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа.

ПК 2.2. Использовать в работе медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

Дидактические цели:

- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного занятия.

Обучающийся должен

уметь:

- ориентироваться в техническом и программном обеспечении (далее – ТПО) рабочего места медицинской сестры;

- различать ТПО медицинской сестры в клинической и управленческой деятельности;

знать:

- административные, информационные системы и системы ОМС, которые составляют управленческое ТПО;

- системы обработки инструментальных и лабораторных данных, автоматизированные рабочие места врача, интеллектуальные системы поддержки принятия решения, системы моделирования и телемедицинские технологии, которые составляют клиническое ТПО;  

- определение Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Методическая цель занятия: отработать методику организации аудиторной самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности медицинской сестры» по дисциплине ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Место проведения занятия: кабинет № 303.

Обеспечение занятия:

методическое обеспечение:

- компьютерная презентация к занятию,

- электронный учебно-методический комплекс «ИТПД МК1» - https://sites.google.com/view/itpd-mk1/п2.

технические средства обучения:

- мультимедиа система (компьютер, колонки, экран, проектор), USB-накопитель.

Литература:

для обучающегося:

  1. Омельченко, В.П.  Медицинская информатика: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 528 с.  
  2. Омельченко, В.П. Медицинская информатика: Рук-во к практическим     занятиям: Учеб.пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 384 с.  

для преподавателя:

  1. Омельченко, В.П.  Медицинская информатика: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 528 с.  
  2. Омельченко, В.П. Медицинская информатика: Рук-во к практическим     занятиям: Учеб.пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 384 с.  

Хронологическая карта занятия (ход занятия)

п/п

Этапы

занятия

Время

(мин)*

Методы, приемы обучения

и контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность

студента

Организационный

момент

2

Словесно-наглядный

Приветствует студентов, проверяет наличие студентов по журналу (готовность студентов к занятию, организацию рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда).

Организует рабочее место, приводит в порядок внешний вид, приветствует преподавателя.

Актуализация темы, постановка цели, определение задач, мотивация обучающихся на активную деятельность

3

Словесно-наглядный

Организует беседу для актуализации темы занятия, задает наводящие вопросы, пробуждает интерес студентов к получению информации по новой теме, наводит обучающихся на цели и задачи занятия:

Цель: изучение технического и программного обеспечения рабочего места медицинской сестры.

Задачи:

1) ознакомиться с развитием информационных технологий в медицине и здравоохранении;

2) закрепить полученные знания при выполнении практические задания.

Объясняет критерии оценки работы студентов на занятии.

Участвует в беседе, анализирует информацию, задаёт вопросы, отвечает на вопросы преподавателя, формулирует тему занятия, осознает цели, задачи.

Контроль исходного уровня умений / знаний

10

Словесно-наглядный

Активизирует деятельность студентов, организует устный опрос по предыдущей теме занятия:

  1. Приведите определение информационной технологии.
  2. В чем заключается концепция новой информационной технологии?
  3. Укажите основные виды информационных технологий (кратко описать каждую).

Мотивирует обучающихся к дальнейшей работе.

Вспоминает изученный материал, отвечает на вопросы, комментирует ответы сокурсников, дополняет, проводит самопроверку, задает вопросы преподавателю.

Изложение нового материала

25

Словесно-наглядный

Поддерживает интерес к теме, открывая новые аспекты ранее изученных теоретических материалов с помощью презентации (Приложение 1), акцентирует внимание на ключевых моментах темы:

1. Административные, информационные системы и системы ОМС, которые составляют управленческое ТПО.

2. Системы обработки инструментальных и лабораторных данных, автоматизированные рабочие места врача, интеллектуальные системы поддержки принятия решения, системы моделирования и телемедицинские технологии, которые составляют клиническое ТПО.

3. Определение Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Проверяет понимание студентами нового материала, подводит студентов к выводам по изученному материалу:

  1. Что такое «Техническое обеспечение» деятельности медицинской сестры?
  2. Дайте определение термину «Программному обеспечению» деятельности медицинской сестры.
  3. Давайте сформулируем понятие «Техническое и программное обеспечение» (ТПО) деятельности медицинской сестры.

Отвечает на наводящие вопросы преподавателя, задает вопросы преподавателю, обсуждает в парах (малыми группами) сложные для понимания вопросы темы по заданию преподавателя.

Определение объёма и содержания самостоятельной работы (ВСР)

5

Словесно-наглядный

Проводит инструкцию к ВСР:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (письменно в тетради)

  1. Приведите основные положения Концепции создания ЕГИС в сфере здравоохранения.
  2. Укажите основные направления медицинской организационной управленческой деятельности.
  3. Укажите информационные технологии в профессиональной клинической деятельности.
  4. Дайте определение ЕГИСЗ, АРМ врача и телемедицины.

Записывают инструкцию к домашнему заданию.

Контроль полученных знаний

40

Практический (самостоятель-ная работа на компьютерах)

Объясняет алгоритм деятельности по закреплению знаний посредством выполнения самостоятельной работы на компьютерах.

Предлагает студентам занять рабочие места у компьютеров. Включить их и изучить ход предлагаемой практической работы (Приложение 2).

Задание: Набрать типовой бланк, предназначенный для заполнения врачом в текстовом редакторе МойОфисТекст. Вместо голубого шрифта заполнить свои личные данные.

Требования к тексту:

  1. Тип шрифта – Times New Roman, размер – 12.
  2. Центрирование – основного текста – по ширине, заголовка – по центру.
  3. Текст в «шапке» письма выполнить в таблице, в которой сделать невидимые границы (нет границ). Выравнивание текста в «шапке» - по ширине и по центру.
  4. Нумерация в тексте должна быть автоматическая: нумерованный список.

Объясняет критерии оценки каждого заданий

Осмысливает информацию, занимает рабочее место у компьютера, включает его и выполняет набор указанного примера.

Подведение итогов занятия/ Рефлексия

5

Словесно-наглядный

Организует рефлексию (оценку занятия), возвращает обучающихся к началу занятия, к поставленным целям, анализирует свою деятельность и деятельность обучающихся на данном занятии. Выставляет оценки студентам за работу на занятии:

- за устные ответы на вопросы;

- за выполнение практической работы:

Ознакомиться с теоретической частью и верно выполнить практическое задание - 5 (отлично).

Ознакомиться с теоретической частью и выполнить задание с 1-2 замечаниями - 4 (хорошо).

Ознакомиться с теоретической частью и выполнить задание с 3-4 замечаниями - 3 (удовлетворительно).

Ознакомиться с теоретической частью и неверно выполнить задание - 2 (неудовлетворительно).

Соотносит новую и «старую» информацию, подводит итоги занятия в соответствии с целями.

Общее время занятия

(мин.)

90

Преподаватель                                                                                                                                 Г.И. Смирнова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ Москва, 2022 Дисциплина : ИТПД С пециальность 34.02.01 Сестринское дело Преподаватель : Смирнова Галина Ивановна П2

Слайд 2

2 medcollege.ru ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ИТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО- УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 3

3 medcollege.ru Административно-управленческие информационные системы и системы медико-статистического учета учреждений здравоохранения Компьютерные программы, обрабатывающие статистическую информацию, формируют БД пациентов, обратившихся за медицин­ской помощью, все отчетные формы, утвержденные Минздравом России, реестры счетов на пациентов, застрахованных в системе ОМС, а также любые отчетные формы по всем позициям, содержащимся в данных документах. Реестры счетов представляются в страховые меди­цинские компании в электронном виде. Управленческие

Слайд 4

4 medcollege.ru Информационные системы органов управления здравоохранением Предназначены для выполнения следующих функций: контроль документооборота; кадры лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ); бухгалтерский учет; информационно-справочные службы; программы Медстат-Мединформ ; автоматизированные системы аттестации медицинских работников; оценка эффективности работы ЛПУ; анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности; анализ младенческой смертности; материально-техническая база ЛПУ . Управленческие

Слайд 5

5 medcollege.ru Информационные системы ОМС Перевод лечебно-диагностического процесса на экономическую основу, появление в здравоохранении страховых организаций и фондов ОМС, отслеживающих целесообразность расходования финансовых средств, вынуждают каждое ЛПУ оперативно анализировать и контролировать свою работу, планировать расходы и сокращать нерациональное использование ресурсов. Информационные технологии выполняют задачи: оперативное получение информации о балансах счетов всех видов; всесторонний анализ бюджета ЛПУ; поддержка взаимоотношений с банками; ведение реестра имущества и фондов; составление расписания использования имеющихся ресурсов (кадры, помещения, аппаратура). Управленческие

Слайд 6

6 medcollege.ru Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) Э то автоматизированная система, направленная на информационную поддержку реализации функций Минздрава России, федеральных служб, федеральных агентств, находящихся в ведении Минздрава России, го­сударственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Минздрав России.

Слайд 7

7 medcollege.ru Основные положения Концепции создания ЕГИС в сфере здравоохранения ЕГИС обеспечивает функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сферах здравоохранения в РФ и предназначена для разрешения следующих проблем : 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение принятия управленческих решений в обеспечение эффективной деятельности Минздрава России, подведомственных ему агентств, служб и др. 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ граждан и организаций. 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ деятельности Минздрава России и подведомственных ему организаций; 4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО взаимодействия . ПРИМЕРОМ интеграции электронной медицинской информации является справочно-информационный центр по лекарственным сред­ствам, который выполняет основную задачу обеспечения населения, аптечных работников и врачей оперативной, достоверной и полной информацией о лекарственных средствах. В населенных пунктах создается единый регистр жителей, имеющих право на льготное лекарст­венное обеспечение, который используется в системе планирования и контроля отпуска лекарственных средств по льготным рецептам .

Слайд 8

8 medcollege.ru Автоматизированные системы обработки инструментальных и лабораторных данных Применение ПК обеспечивает надежное нахождение и распознавание информативных графоэлементов в записях биосигналов различных органов и систем организма, повышает точность измерительных процедур выделенных элементов сигнала, а также ускоряет процесс идентификации полученных данных с показателями нормы или с патологиями различного вида. Клинические

Слайд 9

9 medcollege.ru АРМ врача Автоматизированное рабочее место, оснащенное средствами вычислительной техники, программными средствами и, при необходимости, медицинским оборудованием для информационной поддержки выполняемых профессиональных задач. Клинические

Слайд 10

10 medcollege.ru Функции АРМ врача ведение истории болезни или медицинской карты; поиск по прецедентам; выбор оптимального плана обследования больного с учетом критерия альтернативы, включающего риск предполагаемого иссле­дования; обработку и анализ данных функциональных исследований [ЭКГ, электроэнцефалографию (ЭЭГ), рентгенографию и др.] при непосредственном вводе биоэлектрических сигналов или оцифрованных изображений в ПК; анализ результатов лабораторных исследований; поддержку диагностических решений врача; прогноз течения заболевания, включая развитие осложнений; выбор лечебной тактики (с прогностической оценкой терапевтических воздействий).

Слайд 11

11 medcollege.ru Интеллектуальные системы поддержки принятия врачебных решений (СПВР) Выполняют задачи анализа, моделирования и прогноза . Выделяют две разновидности систем поддержки принятия решений : 1 . 2. Системы выработки врачебных рекомендаций С истемы подготовки данных для решения позволяют: сформировать множество альтернативных вариантов решения; сформулировать множество критериев оценки альтернатив; получить оценки альтернатив по критериям; выбрать лучшую альтернативу, которая и выдается системой в качестве рекомендации. позволяют : подготовить базу данных; организовать гибкий и удобный доступ к базам данных через средства формирования запросов; получить результаты запросов в форме, максимально удобной для последующего анализа; использовать мощные генераторы отчетов. Клинические

Слайд 12

12 medcollege.ru Математическое моделирование Помогает адекватно и в короткий срок обобщить сложную сущность явлений и процессов, описать и понять факты, выявить взаимосвязи, найти рациональное решение с гораздо большей полнотой и надежностью, чем это делается на базе словесных характе­ристик. Клинические

Слайд 13

13 medcollege.ru Телемедицина Это прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных телекоммуникационных технологий, минуя географические, временные, социальные и культурные барьеры. Клинические

Слайд 14

14 medcollege.ru Направления телемедицины начальная оценка состояния пациента в экстренных случаях для согласования лечения, стабилизации или решения вопросов транспортировки; руководство действиями среднего медицинского персонала в случае отсутствия врача локально; единовременные или длительные указания по оказанию специализированной помощи при отсутствии специалиста локально; консультации, включая консилиумы; мониторинг и отслеживание состояния пациентов, находящихся в критическом состоянии, а также хронически больных; использование информации и опыта других клиник для ведения и лечения пациента со специфическими заболеваниями и состоя­ниями. Клинические

Слайд 15

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (письменно в тетради) medcollege.ru 15 Приведите основные положения Концепции создания ЕГИС в сфере здравоохранения. Укажите основные направления медицинской организационной управленческой информатики. Укажите информационные технологии в профессиональной клинической деятельности. Дайте определение ЕГИСЗ, АРМ врача и телемедицины.

Слайд 16

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ Москва, 2022 Дисциплина : ИТПД С пециальность 34.02.01 Сестринское дело Преподаватель : Смирнова Галина Ивановна П2



Предварительный просмотр:

Занятие № 2

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Цель: изучение технического и программного обеспечения рабочего места медицинской сестры.

План занятия:

1) ознакомиться с развитием информационных технологий в медицине и здравоохранении;

2) выполнить практические задания;

3) оформить отчёт и сдать практическую работу преподавателю.

Практические задания

Задание 1. Набрать типовой бланк, предназначенный для заполнения врачом в текстовом редакторе (рисунок 1). Вместо голубого шрифта заполнить свои данные.

Рисунок 1. Типовой бланк

  1. Тип шрифта – Times New Roman, размер – 12.
  2. Центрирование – основного текста – по ширине, заголовка – по центру.
  3. Текст в «шапке» письма выполнить в таблице, в которой сделать невидимые границы (нет границ). Выравнивание текста в «шапке» - по ширине и по центру.
  4. Нумерация в тексте должна быть автоматическая: нумерованный список. 

Критерии оценки практического занятия № 2

Количество верно выполненных заданий

Отметка

Ознакомиться с теоретической частью и верно выполнить практическое задание

5 (отлично)

Ознакомиться с теоретической частью и выполнить задание с замечаниями

4 (хорошо)

Ознакомиться с теоретической частью и неверно выполнить задание

3 (удовлетворительно)

Ознакомиться с теоретической частью

2 (неудовлетворительно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Тема занятияОригами в руках математикаКлассификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)Занятие направлено на закрепление изученного, н...

Технологические карты занятий по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 1 курс (после 11 класса)

Данные технокарты написаны к Рабочей программе по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией" для специальности 060501 ФГОС СПО "Сестринское дело"....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по легкой атлетике

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по теме «Техника бега на короткие дистанции»....

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

Технологическая карта занятия "История профессионального образования в Санкт-Петербурге (XVIII-XIX век)"

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности предметной области «История и культура Санкт-Петербурга». 8-9 класс...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...