Коучинг-сессия Технология Lesson Study в работе школьных команд
учебно-методический материал

Слабоус Татьяна Александровна

Коучинг-сессия Технология Lesson Study в работе школьных команд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ls_vystuplenie_tekst.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Т.Ф.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Добро пожаловать на коучинг-сессию «Технология LS в работе школьных команд». Коучинг в переводе с английского языка означает тренерство, наставничество. В сфере образования коучинг, рассматривается как продолжительное сотрудничество педагогов, которое помогает достигать высоких результатов в педагогической деятельности и содействует самообразованию.

Слово коучинг можно рассматривать и как аббревиатуру: команда обучающихся учителей. Каждая встреча данной команды называется сессией. Во время сессий педагоги знакомятся с новыми технологиями, вырабатывают план действий, шаги по достижению намеченной цели.

Сегодня наша команда учителей, в составе Ваземиллер Т.Ф (учитель), Ласминской В.А (учитель), Соловьёвой Ю.Ю (учитель), Слабоус Т.А (учитель), представит  технологию LS, что в переводе с английского означает: «исследование урока».

2 слайд Т.А.

Как совершенствовать методику преподавания в школе? Как повысить уровень знаний учащихся? Как разработать концептуальные педагогические подходы? Как сделать урок интересным и увлекательным для каждого ученика? Как помочь стать успешным? Как научиться видеть каждого ученика на уроке? Почему на одном уроке ребенок более успешен, чем на другом? Эти и многие другие вопросы являются актуальными для пед. коллектива, который поставил свой целью достичь новых результатов, перевести образовательную организацию в эффективный режим работы, повысить образовательные результаты обучающихся.

Одним из способов решения этих вопросов является сотрудничество между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых      в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Ярким примером того является   технология  LS  или «Урок - исследование ».

3 слайд В.А.

Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия. На Западе LS приобрел популярность только в текущем столетии, после подтверждения американскими исследователями факта  высокого уровня образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США. В настоящее время в Восточной Азии LS используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется так же и в западных странах, в том числе в США, Великобритании, Швеции и Канаде.

4 слайд В.А.

В LS принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения, документируя свои выводы. Центральное место в LS имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения.

5 слайд В.А.

 LS помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку в результате совместного планирования,  наблюдения,  анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.  Учителя, использующие подход LS, утверждают о том, что, акцентируя внимание, узнавая больше о потребностях в обучении и поведении отдельных исследуемых учащихся, они  больше познают индивидуальность каждого из всех своих учащихся. Следовательно, в отличие от преподавания для некоей «середины» класса, между сильными и слабыми учащимися, LS позволяет учителям быть более осведомленными и учитывать потребности каждого учащегося на протяжении всей своей практики. Для всех практикующих учителей на сегодняшний день, LS  это мощный, профессиональный подход к обучению.

6 слайд

Сегодня мы, делимся  опытом использования технологии LS в нашей школе.       Подход LS представляет собой цикл, включающий не менее трех LS, совместно планируемых, преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой учителей. Каждый цикл LS, включает в себя несколько этапов. Процесс LS представлен на слайде (зачитать).

Учителя, проводящие уроки с применением подхода LS, должны уметь определять не только конкретные цели и задачи, но и ключевую идею исследования, новый подход, с помощью которого будет решаться существующая проблема в учебной деятельности учащихся.

В 2021-2022 учебном  году мы взяли ключевой идеей исследования: развитие метапредметных компетенций учащихся через  метод проектов, так как учащиеся испытывают затруднения в поиске, сборе, обработке, анализе и передачи информации. А также решения проблем творческого и поискового характера, умение работать в группе.

Работу построили следующим образом: 3 цикла  уроков: истории, английского языка, биологии в течение года, используя приёмы проектного метода.  

7 слайд

Процесс LS:

1. Первичное заседание группы LS для определения необходимых усовершенствований.

2. Совместное планирование LS-1

3. Проведение/наблюдение LS-1

4. Опрос учащихся

5. Обсуждение LS-1 и первоначальное планирование LS-2

8 слайд Ю.Ю.

1этап LS-1: формирование команды учителей. В группе 2 учителя стажиста, молодой учитель и опытный педагог.

9 слайд Ю.Ю.

Определение фокусной группой,  класса для «исследования» и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, типичных представителей 3-х уровней: высокого, среднего и ниже среднего(низкого) показателя  общеучебных навыков. Был выбран 5 класс, т.к. именно в этом классе наблюдались сложности в проектной деятельности. Для выбора представителей 3-х уровней учеников, класс был поделен на 3 группы, исходя из уровня сформированных метапредметных компетенций. И уже из каждой группы были выбраны 3 ученика с высоким, средним и низким уровнем компетенций.

10 слайд Т.А.

На этапе планирования, фокусная группа учителей совместно разработала конспект урока, обращая внимание на особенности метода проектов. Исходя их этапов урока, были записаны ожидаемые действия, реакции, ответы исследуемых учащихся. Определены задания, ресурсы, временные рамки для каждого этапа урока. Участники фокусной группы учителей, распределили, кто за каким исследуемым учащимися будет наблюдать.

11 слайд Т.А.

Проведение урока. Исходя из ключевой идеи исследования, первый цикл LS, урок истории в 5 классе. Тема: «Возвышение Афин в 5 в. до н.э». Урок обобщения, повторения. Основная цель урока, обобщить знания по изученным темам, путем создания мини-проектов (карта путешественника). Группы формировались учителем, с учетом сильных и слабых сторон участников группы.

12 слайд Т.А.

На этапе мотивации, ребятам было предложено определить по иллюстрациям, о каком Греческом полисе идет речь. Далее, на этапе целеполагания, пятиклассники попытались определить цель и задачи урока. Пришли к выводу, о том, как можно увлекательным способом применить полученные знания и создать путевую карту по Афинам.  Этап планирования: каждая группа для выполнения работы, получила кейс с текстовой и иллюстративной информацией по предложенной теме («Афинский порт Пирей», «Город богини Афины», «Афинские школы и гимнасии», «Афинский театр»). Далее ребята приступили к выполнению задания.  На этапе анализа результатов, каждая группа представляла свою карту путешественника по Афинам.

13, 14  слайд Ю.Ю.

Наблюдение на уроке за тремя «исследуемыми» учениками.

Группа учителей,  вели наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока. Схема наблюдения включала в себя  все этапы урока, используемые методы и приемы, а также ожидаемое и наличное состояние каждого исследуемого ученика.  Учитель - наблюдатель также  имел  план проводимого урока. Это помогло  учителям-наблюдателям на уроке сравнивать устные ответы учащихся с правильными ответами предложенных заданий. Выполнение проекта, учителя-наблюдатели могли  оценить, подойдя к группе, где работает учащийся, за которым они ведут наблюдение. Также учителя ведут наблюдение за работой всего класса.

15 слайд Ю.Ю.

Опрос исследуемых учащихся после урока.    Интервьюирование исследуемых учеников  класса после проведенного урока поможет учителям выяснить их мнения об эффективности исследовательского урока.

Опрос должен быть кратким (не более 5-ти минут) проведен со всеми исследуемыми учащимися одновременно или с каждым из них, по отдельности. Желательно проводить опрос учащихся при первой появившейся возможности, хотя, в идеале – по окончании урока. Учитель  дословно записывает  в своих заметках некоторые из их ответов, далее переносит их в бланк анкеты для опроса.  Вопросы для интервьюирования должны быть конкретными и направленными на получение обратной связи. Проводимый опрос представлен на видео. 

16 слайд Т.А.

Обсуждение исследовательского урока. Учителя обсуждали  исследовательский урок, соблюдая его определенную структуру. На этом этапе учителя не давали оценку уроку или действиям учителя, а обсуждали   обучение исследуемых учеников.

Вначале учителя обсуждали  результаты наблюдения за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений. Затем обсудили  обучение класса в целом.

При обсуждении хода исследовательского урока и процесса преподавания учителя отметили положительные моменты всех этапов урока, проведенного учителем и деятельности учеников, а также озвучили  свои предложения по улучшению урока. (рефлексивная карта урока)

17 слайд Т.Ф.

Совместное планирование группой следующей реализации 2-го цикла LS.

Следующие уроки проводятся по той же установленной структуре. …..

18 слайд Т.Ф.

Проведение 3-го цикл LS, запанировано на май. Далее,  после проведенного анализа, систематизации теоретической и практической информации, предполагается представление результатов коллегам.

19 слайд В.А.

Вывод.

Организация такой практики  как «исследование урока» имеет ряд преимуществ, среди которых выделяются следующие:

1. Целевая направленность.

Исследования урока непосредственно отражают существующую реальность в данном ученическом и педагогическом коллективе, в данный момент и при конкретных условиях.

2. Один из способов профессионального развития.

Проведение исследования деятельности с последующим её анализом способствует тому, что педагог становится более уверенным в том, что он делает. Как следствие, отношение учителя к процессу планирования и проведения урока меняется существенно.

3. Взаимодействие с коллегами.

Работая в командах, учителя имеют возможность делиться опытом, идеями и стратегиями,  выработать и апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков.

4. Возможная модификация школьной системы.

Проведение исследований подобного типа напрямую влияет на образовательную ситуацию и стратегию развития школьной системы в будущем.

          5.  Анализ собственной работы.

Использование данного подхода является отличным способом профессионального развития. Он позволяет наблюдать за действиями учеников и корректировать совместную деятельность.

20 слайд

На заметку!

  1. Недостаточный опыт проведения таких уроков.
  2. Составить удобный график посещения уроков.
  3. Большая затрата времени для подготовки уроков.
  4. Загруженность фокус группы.
  5. Реакция класса, обучающихся.

21 слайд

Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…»   Поэтому давайте меняться и мир изменится вместе с нами. А еще  Джон Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир — идите в школу и начинайте оттуда!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коучинг - сессия КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕНОСТЬ»

Цели:1) Формирование у детей умений постоянно вести себя в рамках законности;2) Донести до учащихся, что злонамеренный поступок или неудачная шалость могут привести к отрицательным последствиям;3)Виды...

Коучинг-сессия. Тема: "Эффективность использования ИКТ в обучении школьников"

Материалы и оборудование: маркеры,  карточки с рисунками компьютера, смартфона и ноутбука, презентация, плакаты, «ладошки», стикеры, фотоаппарат, видеокамера, проектор, компьютер.Разработал и про...

Коучинг-сессия "Образовательные технологии в музыкально-речевом развитии дошкольников"

Проводится цикл интегрированных занятий учителя-логопеда и музыкального руководителя.Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова и формирование временных представлений средствам...

Урок немецкого языка в 7 классе "Движение в городе" (с применением технологии Lesson Study)

Класс: 7Тема урока: "Движение в городе"Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийКлючевая идея исследования: "Смысловое чтение как ресурс развития ключевых компетенций XXI века&q...

Урок немецкого языка в 7 классе "Будущее время" (с применением технологии Lesson Study)

Класс: 7Тема урока: "Будущее время"Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Ключевая идея исследования: "Смысловое чтение как ресурс развития ключе...

Урок немецкого языка в 7 классе "В здоровом теле - здоровый дух" (с применением технологии Lesson Study)

методическая разработка по немецкому языку (7 класс)Опубликовано 26.02.2021 - 23:00 - Садвокасова Зарина РомазановнаКласс: 7Тема урока: "Движение в городе"Тип урока: урок комплексн...

Использование технологии Гештальт-терапии в работе школьного психолога.

Роль технологии -помочь каждому участнику осознать их целостность....