Индивидуальная рабочая программа для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Смирнова Ольга Михайловна

Предназначена для учеников 6 класса с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.Программа учитывает индивидуальный стиль учебной деятельности и психофизические возможности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение и письмо

                                             

                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Учебный предмет «Чтение и письмо» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, 70 часов в год Учебник: Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова «Русский язык» 2к.1ч. + рабочая тетрадь 1ч..  Для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Планируемые результаты освоения программы

Аудирование   Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Дикция и выразительность речи

Умение определять интонацию

Уметь произносить слоги, слова, чистоговорки;

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Умение вступать в контакт

Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Культура общения

Понимать смысл доступных жестов и графических изображений

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

 Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Письмо и чтение

Различать звуки на слух и в произношении;

Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной

азбуки;

Писать строчные и заглавные буквы, слоги, слова.

                                         Содержание программы

Повторение 

Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы. Количество слов в схеме и в записанном предложении. Распространение предложений с помощью картинок: Вова рисует (заяц). Стёпа стучит (молоток) и др. Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за отдельным написанием «маленького» слова в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог. Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Различение реального предмета (предмет – на столе, в шкафу, в ранце) и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем в схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предложения в схеме и в тетради.

Гласные и согласные буквы. 

Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме (звукобуквенная схема). Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом – дым, кашка – каска), количеством звуков (шар – шарф, мех – смех, кот – крот), их расположением (сон – нос). Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснение значения слова «Покажи на картинке»). Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.

Слог 

Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, земля и др. Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение. Слова со звуками [р] и [л]. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с чётким звуко-слоговым проговариванием.

Звонкие и глухие согласные

Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов. Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение на письме мягкости согласных буквами и, е, е, ю, я, твердости – буквами а, о, у, ы.

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

Уровни сформированности навыка

0 - Навык или умение отсутствует

1 - Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2 - Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3 - Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4 - Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5 - Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

     Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов с учителем

Дата

Кол-во часов самост.р

1

Повторение Работа по сюжетной картинке. Чтение стихотворения. Определение количество предложений в стихотворении.

2

Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. Четко и графически правильно писать строчные буквы.

3

Звуки и буквы. Произнесение последнего звука в слове. Запись последней буквы.

4

Слово. Предмет и слово, называющее предмет. Чтение слов, соотнесение с картинкой, запись слов.

5

Предложение. Общее понятие о предложении. Правило записи предложения. Схема

6

Распространение предложений. Чтение. Составление предложений со словами

7

Предложение. Чтение. Большая буква в начале предложения и точка в конце.

8

Слово. Чтение и запись слов под схемами

9

Составление предложений с данным словом.

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».

11

 Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Называние, запись и запоминание

12

Гласные звуки и буквы. Четкое произнесение каждого звука в слове. Чтение и запись слов под схемами

13

Согласные звуки и буквы. Четкое произнесение. Выделение звука из слова и соотнесение с буквой.

14

Чтение слов.Упражнения в выделении звука из слова и соотнесение с буквой. Слова, которые различаются одним звуком.

15

Чтение и запись слов. Слова, которые различаются количеством звуков.

16

Чтение и запись слов. Слова, которые различаются последовательностью звуков.

17

Контрольное списывание по теме «Предложение. Звуки и буквы» Работа над ошибками

18.

Ударение в словах. Роль ударения в различении смысла слов

19

Чтение слов. Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове и ударного слога в словах

20

Слог. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах.

21

Гласные в образовании слогов. Определение количества гласных в слогах.

22

Чтение слов. Упражнение в записывании слов по слогам, вставляя пропущенные буквы

23

Чтение слов. Деление слов со звуками И- Й. Написание слов с буквами И- Й.

24

Перенос слов по слогам. Контрольный тест

25

 Парные звонкие и глухие согласные. Звуки «Б-П» их различение. Упражнение в чтении, различении и написании слов с согласными звуками «б-п»

26

Звуки «В-Ф» их различение. Упражнение в чтении, различении и написании слов с согласными звуками «в-ф».

27

Звуки «Г- К» на письме. Упражнение в чтении, различении и написании слов с согласными звуками «г-к»

28

Звуки «Д-Т» их различение. Упражнение в чтении, различении и написании слов с согласными звуками «д- т»

29

Звуки «Ж-Ш» их различение. Упражнение в чтении, различении и написании слов с согласными звуками «ж-ш»

30

Звуки «З-С» их различение. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «з-с».

31-32

Упражнения в чтении, различении и написании звонких и глухих согласных.

33

Контрольное списывание по теме: «Звонкие и глухие согласные». Работа над ошибками

34

Шипящие и свистящие согласные. Различение, произнесение. Шипящие согласные звуки. «Ж, Ш, Ч, Щ».

35

Упражнения в чтении, различении и написании слов с шипящими согласными.

36

Свистящие согласные «С, З, Ц». Упражнение в чтении, различении и написании слов со свистящими согласными.

37

Упражнение в чтении, различении и написании слов со свистящими согласными

38

Различие шипящих и свистящих согласных. Чтение и запись слов.

39

Гласные буквы «Е, Ё, Ю, Я» в начале слова или слога. Слова с буквой «Е» в начале слова и слога

40

Упражнение в чтении и написании буквы «Е» в начале слова и слога

41

Буква «Ё» в начале слова или слога

42

Упражнение в чтении и написании буквы «Ё» в начале слова и слога

43

Буква «Ю» в начале слова или слога.

44

Упражнение в чтении и написании буквы «Ю» в начале слова и слога. Письмо под диктовку

45

Буква «Я» в начале слова или слога

46

Упражнение в чтении и написании буквы «Я» в начале слова и слога

47

Упражнение в чтении и написании букв «Е, Ё, Ю, Я» в начале слова или слога

48

Буквы «Е, Ё, Ю, Я» в начале слова или слога. Картинный диктант.

49

Контрольное списывание по теме: «Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога». Работа над ошибками

50

Твёрдые и мягкие согласные. Гласные «Ы – И» после твердых и мягких согласных.

51

Упражнения в чтении и написании «Ы-И» после твердых и мягких согласных

52

Гласные «О – Ё» после твердых и мягких согласных.

53-54

Упражнения в чтении и написании «О – Ё» после твердых и мягких согласных.

55

Гласные «У – Ю» после твердых и мягких согласных.

56

Упражнения в чтении и написании «У – Ю» после твердых и мягких согласных.

57

Гласные «А– Я» после твердых и мягких согласных

58

Упражнения в чтении и написании «А– Я» после твердых и мягких согласных.

59

Гласная «Е» после мягких согласных.

60

Упражнение в чтении и написании и распознавании согласных пред гласной «Е».

61-62

Упражнения в различение твердых и мягких согласных.

63

Работа с деформированным текстом

64

Контрольный тест по теме: «Твёрдые и мягкие согласные». Работа над ошибками

65-66

Повторение пройденного за год. Письмо слов и предложений.

67-68

Работа с деформированным текстом

69

Контрольный тест за год. Работа над ошибками.

70

Итоговый урок. Чему научились за год? Работа с деформированным текстом.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными.

Целью обучения предмету является формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю(1 час с учителем +1 самостоятельное изучение), 70 часа в год

Описание материально – технического обеспечения:

Учебник: «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 2класс. Е. Д. Худенко, С.Н. Кремнева « Развитие речи» М.: АРКТИ, 2013. Карточки с буквами и словами, сюжетные картинки.

Планируемые результаты освоения программы

Аудирование   Способность понимать обращенную речь. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Дикция и выразительность речи  Умение определять интонацию.

Уметь произносить слоги, слова, чистоговорки. Уметь различать интонацию.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Умение вступать в контакт

Чтение Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Писать строчные и заглавные буквы

                                    Содержание программы

1.Аудирование

Содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации заложенном в устном высказывании.

2. Дикция и выразительность речи

В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности.

3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

В содержании подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

4. Чтение

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова).

                                    Уровни сформированности навыка

0 - Навык или умение отсутствует

1 - Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2 - Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3 - Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4 - Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5 - Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

     Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов с учителем

Дата

Кол-во часов самост.р

1-2

Повторение Работа по сюжетной картинке. Чтение стихотворения о лете. Обсуждение.

3-4

Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. Проговаривание звуков. Составление слов.

5-6

Слово. Предмет и слово, называющее предмет. Чтение слов, соотнесение с картинкой. Составление слов.

7-8

Предложение. Общее понятие о предложении. Работа со схемой предложения Составление предложений.

9-10

Предложение. Чтение. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложений.

11-12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». Составление предложений.

13-14

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Найти, показать, назвать гласную. Составление слов

15-16

Согласные звуки и буквы. Четкое произнесение. Выделение звука из слова и соотнесение с буквой.

17-18

Чтение слов.Упражнения в выделении звука из слова и соотнесение с буквой. Слова, которые различаются одним звуком. Составление слов.

19-20

Чтение слов. Слова, которые различаются последовательностью звуков.

21-22

Работа по сюжетной картинке. Чтение текста о осени. Обсуждение. Составление предложений..

23-24

Чтение слов. Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове и ударного слога в словах. Составление слов.

25-26

Слог. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах.

27-28

Составление и чтение слов.

29-30

Работа по сюжетной картинке. Чтение стихотворения. Обсуждение. Составление предложений.

31-32

Парные звонкие и глухие согласные. Упражнение в чтении, различении слов с согласными звуками. Составление слов.

33-34

Парные звонкие и глухие согласные. Упражнение в чтении, различении слов с согласными звуками. Составление предложений.

35-36

Упражнения в нахождении, чтении, различении звонких и глухих согласных. Составление слов.

37-38

Упражнения в нахождении, чтении, различении звонких и глухих согласных. Составление предложений.

39-40

Работа по сюжетной картинке. Чтение текста о зиме. Обсуждение Составление предложений.

41-42

Шипящие и свистящие согласные. Различение, произнесение. Составление слов.

43-44

Свистящие согласные. Упражнение в чтении, различении слов со свистящими согласными. Составление слов.

45-46

Различие шипящих и свистящих согласных. Чтение слов. Составление слов.

47-48

Гласные буквы «Е, Ё, Ю, Я» в начале слова или слога. Слова с буквой «Е» в начале слова и слога Составление слов.

49-50

. Буква «Ё» в начале слова или слога Составление слов.

51-52

Буквы «Ю» и «Я» в начале слова или слога. Составление слов.

53-54

Упражнение в чтении букв «Е, Ё, Ю, Я» в начале слова или слога Составление слов.

55-56

Работа по сюжетной картинке. Чтение текста. Отвечаем на вопросы. Обсуждение Составление предложений.

57-58

Твёрдые и мягкие согласные. Гласные «Ы – И», «О – Ё» после твердых и мягких согласных. Составление слов.

59-60

Гласные «У – Ю», «А– Я»  после твердых и мягких согласных. Составление слов.

61-62

Гласная «Е» после мягких согласных. Упражнения в чтении и различении твердых и мягких согласных. Составление предложений.

63-66

Повторение пройденного за год. Чтение текста о лете. Составление слов.

67-68

Работа по сюжетной картинке. Чтение текста о лете. Отвечаем на вопросы. Обсуждение

69-70

Итоговый урок. Чему научились за год? Чтение стихотворения о лете. Беседа.

Коммуникация

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

Формирование культуры речевого общения - одна из важнейших задач обучения. У большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника,  дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.  

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

-    обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 35 часов в год

Описание материально – технического обеспечения:

Лит-ра: «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.

Карточки с буквами и словами, сюжетные картинки.

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  •  овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

                                      Содержание программы

Невербальная коммуникация:

- распознавание различных эмоциональных состояний

- отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения

- демонстрация подходящих к случаю жестов

- рассматривание разных поз людей в различных ситуациях

- прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

Вербальная коммуникация:

-  подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных  ситуаций:

-  прогнозирование речевой ситуации  ( рассматривание рисунка)

-  проигрывание ситуаций из реальной жизни

Уровни сформированности навыка

0 - Навык или умение отсутствует

1 - Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2 - Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3 - Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4 - Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5 - Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов с учителем

Дата

Кол-во часов самост.р

1

Эмоции. Различение по картинкам. Упражнение «Мимическая гимнастика».

2

Эмоции. Упражнение «Кто умеет улыбаться?» Упражнение «Зеркало».  «Обезьянка». «Лица»

3

Эмоции. Прослушивание эмоциональных записей. Соотнесение звука с картинкой

4

Эмоции. Закрепление темы. Игра: «Угадай эмоцию»

5

Жесты. Классификация жестов (приветствие и прощание)

6

Жесты. Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)

7

Жесты. Указательный жест. Покажи где этот предмет (в помещении)

8

Жесты. Указательный жест. Покажи где (на картинке)

9

Жесты. «Нельзя. Дай. На. Сядь. Встань, поднимись»

10

Жесты. Дополнительные социальные жесты:

 Смотри (указательный палец к глазу).Слушай (указательный палец к уху).Говори (указательный палец ко рту).Другие варианты использования указательного жеста.

11

Жесты. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий (Ложка, кушать.Чашка, пить.Зубная щётка, чи-стить зубы.Умываться.Мыть руки.Причёсываться)

12

Жесты. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий (Спать.Идти. Холодно, замёрз. Телефон, звонить по телефону)

13

Жесты. Жесты описательного характера.

Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша

дома. Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны. Высоко — поднять руки вверх. Большой — развести руки в стороны. Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и

большой палец руки.Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.

14

Жесты. Закрепление темы. Разыгрывание сюжета с использованием жестов

15

Жесты. Закрепление темы. Игра: «Покажи…»

16

Жесты. Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

17

Рассматривание поз на картинках. Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

18.

Упражнение «Запомни движения и повтори»

19

Рассматривание поз на картинках. Парные картинки. Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

20

Использование поз с опорой на картинки. Этюд на выражение радости и страха.

21

Тренируем мимику. Этюд на выражение удивления и огорчения.

22

Использование системы символов, карточки с изображением продуктов, что ты любишь есть, покажи. А что тебе не нравиться? Что любит мама?

23

Использование системы символов, карточки с изображением продуктов, карточки с названиями продуктов, соотнесение картинки и слова.

24

Использование системы символов, карточки с названиями продуктов, что ты любишь есть, покажи. А что тебе не нравиться? Что любит мама?

25

Использование системы символов, подбор подписей к сюжетным картинкам.

26

Использование системы символов, подбор подписей к сюжетным картинкам.

27

Использование системы символов, подбор подписей к сюжетным картинкам.

28

Использование системы символов, составление из данных слов подписей к сюжетным картинкам.

29

Использование системы символов, составление из данных слов подписей к сюжетным картинкам.

30

Использование системы символов, составление из данных слов подписей к сюжетным картинкам.

31

Закрепление темы: Использование системы символов, составление из данных слов подписей к сюжетным картинкам.

32

Повторение. Эмоции. Игра: «Угадай эмоцию»

33-34

Повторение. Жесты. Упражнения на подражание

35

Повторение. Использование системы символов, составление из данных слов подписей к сюжетным картинкам.

Математические представления

                                            

                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.

Цель: формирование знаний состава чисел первого и второго десятка, количественных и временных представлений.

Задачи:

- научить счету в пределах 20;

- научить ориентировать в мерах стоимости, длины, массы, времени.

- научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела;

- воспитывать терпение и самостоятельность;

- корректировать мышление.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, 70 часов в год

Описание материально – технического обеспечения:

Учебник: «Математика» Алышева Т.В. 2 кл.,   М.:Просвещение, 2012г + рабочая тетрадь 1ч. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Карточки с цифрами и знаками.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к учебному материалу;

- этические чувства на основании анализа простых ситуаций;

Коммуникативные результаты:

- использовать в общении с учителем правила вежливости;

- слушать и понимать речь учителя.

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

Ученик должны знать:

· количественные, порядковые числительные в пределах 20;

· состав однозначных чисел и числа 20 из двух слагаемых;

· линии — прямую, кривую, отрезок;

· название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Ученик должны уметь:

· читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20,

присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;

· выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 20;

· решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с

помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому

решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;

· узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

· чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;

· чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.

                                      Содержание программы

Первый десяток

Повторение

Сравнение чисел

Сравнение отрезков по длине

Второй десяток

Нумерация

Мера длины – дециметр

Увеличение числа на несколько единиц

Уменьшение числа на несколько единиц

Луч

Сложение и вычитание без перехода через десяток

Сложение двузначного числа с однозначным числом

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

Получение суммы 20, вычитание из 20

Вычитание двузначного числа из двузначного числа

Сложение чисел с числом 0

Угол

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

Меры времени

Уровни сформированности навыка

0 - Навык или умение отсутствует

1 - Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2 - Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3 - Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4 - Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5 - Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

                                    Календарно – тематическое планирование

Содержание программного

материала

Кол-во часов с учителем

Дата

Кол-во часов самост.р

1

Повторение. Счёт в пределах 10. Числовой ряд от 1 до 10. Число и цифра. Часть 1. с.5

1

2

Приёмы сложения и вычитания. с.6,7

1

3

Сравнение чисел. с.8,9

1

4

 Прибавление и вычитание 1 в пределе 10. с.10,11

1

5

Состав чисел 2, 3, 4 из двух слагаемых. Таблицы состава чисел 2,3,4.  с.12,13

1

6

Состав чисел  5, 6 из двух слагаемых. Таблицы состава чисел 5,6 . с.14,15

1

7

Состав чисел  7, 8. из двух слагаемых. Таблицы состава чисел  7,8.   с.16,17

1

8

Состав чисел  9, 10 из двух слагаемых. Таблицы состава чисел 9,10.   с.18,19

1

9

 Приёмы сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения.  с.20,21

1

10

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.  с.22,23

1

11

 Число и цифра  0. Число 0 как слагаемое.  с.24,25

1

12

Прямая, отрезок. Сравнение отрезков по длине.  с.25-26.

1

13

Счёт в пределах 20. Присчитывание, отсчитывание по1, 2, 3 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. с.28;27

1

14

 Числа 11, 12, 13. Получение, название, обозначение.  с.29;27

1

15

Состав чисел  11, 12,13. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=)   с.30

1

16

 Называние компонентов и результатов сложения в речи учащихся. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».  с.31

1

17

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.  с.32

1

18

Состав чисел 11,12,13 из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.   с.33

1

19

Числа 14, 15, 16. Получение, название, обозначение.  с.33,34.

1

20

Состав чисел  14, 15,16. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=).с.35

1

21

Называние компонентов и результатов сложения в речи учащихся. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».  с.36

1

22

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.  с.37

1

23

 Прямая, отрезок. Сравнение отрезков.   с.38,39

1

24

Числа 17, 18, 19. Получение, название, обозначение.  с.40,41.

1

25

 Состав чисел  17, 18,19. Сравнение чисел Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=).  с.42,43

1

26

Называние компонентов и результатов сложения в речи учащихся. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».  с.44,45

1

27

 Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.  с.46,47

1

28

Число 20. Получение, название, обозначение.  с.47,48

1

29

 Состав чисел  20. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=).   с.49,50

1

30

 Называние компонентов и результатов сложения в речи учащихся. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».  с.51,52

1

31

 Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.  с.53,54

1

32

Контрольный тест: «Второй десяток»

1

33

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.  с.55,56

1

34

Единица (мера) длины-дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм=10 см.   с.57,58

1

35

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной меры длины.   с.58,59

1

36

Увеличение числа на несколько единиц. Присчитывание по 1 в пределах 20 в прямой  последовательности.   с.60,61

1

37

Присчитывание по  2, 3, 4 в пределах 20 в прямой  последовательности.  с.62,63

1

38

Присчитывание, отсчитывание по 5, 6, 7 в пределах 20 в прямой, обратной последовательности. с.64, 65

1

39

Присчитывание  по 1, 2, 3, 4, 5, 6,7 в пределах 20 в прямой последовательности.    с.66,67

1

40

Уменьшение числа на несколько единиц. Отсчитывание по 1 в пределах 20 в обратной последовательности.   с.67,68

1

41

Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3 в пределах 20 в обратной последовательности.   с. 69.70

1

42

Отсчитывание по 4, 5, 6 в пределах 20 в обратной последовательности.  с.70,71

1

43

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

с. 72,73

1

44

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

 с. 74,75

1

45

Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.   с. 76,77,78

1

46

Контрольный тест: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

1

47  

Прямая, луч, отрезок.   с.79, 80

1

48

Сложение и вычитание без перехода через десяток.    с.81

1

49

Сложение двузначного числа с однозначным числом.   с.82,83.

1

50

Простые арифметические задачи на увеличение на несколько единиц. с.83,84

1

51

Сложение двузначного числа с однозначным числом.  с.85,86.

1

52

Вычитание однозначного числа из двузначного числа.  с.86,87,88.

1

53

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.  с.89,90

1

54

Получение суммы 20, вычитание из 20.  с.90,91,92,93.

1

55

Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=).  с. 94,95

1

56

Вычитание двузначного числа из двухзначного числа.  с.96,97

1

57

Вычитание двузначного числа из двухзначного числа.  с.98,99

1

58-59

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц   с.100,101

2

60-61

Вычитание двузначного числа из двухзначного числа. с.102,103,104.

1

62  

Сложение чисел с числом 0.  с.105,106,107

1

63

Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с. 108,109, 110

1

64.  

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении меры стоимости.  с.111,112,113

1

65

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении меры длины   с.114,115,116

1

66

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы. с.117,118,119,120

1

67

Меры времени.Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении меры времени.  с.121,122,123

1

68

Часы, циферблат, стрелки.  Единица (мера)  времени час.

Измерение времени по часам Половина часа (полчаса). с.124, 125,126, 127

1

69

Контрольный тест за год. Работа над ошибками.

1

70

Обобщение пройденного за год.

1

Изобразительная деятельность

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)  и Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

        Общая характеристика учебного предмета: 

формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

        Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

        Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 часа (1 час с учителем +1 самостоятельное изучение) в неделю, 70 часов в год

Предметные и личностные результаты

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Уровни сформированности навыка

0 - Навык или умение отсутствует

1 - Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2 - Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3 - Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4 - Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5 - Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов с учителем

Дата

Кол-во часов самост.р

1-2

Этапы рисования яблока. Самостоятельное рисование яблока, раскрашивание.

3-4

Белый гриб. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

5-6

Узор в полосе из листьев и ягод. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

7-8

Помидор. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

9-10

Огурец. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

11-12

Морковь.Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

13-14

Осенний лист (кленовый). Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

15-16

Дерево. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

17-18

Осеннее дерево. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

19-20

Узор  из  кругов  для коврика  прямоугольной  формы. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

21-22

Разноцветные флажки. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

23-24

Ветка  ели. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

25-26

Узор в квадрате из веточек ели. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

27-28

Вот какая ёлочка! Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

29-30

Снеговик. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

31-32

Снежинка. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

33-34

Узор из снежинок. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

35-36

Башенка из геометрических фигур. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

37-38

Узор из треугольников в круге Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

39-40

Дом. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

41-42

Воздушные шары. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

43-44

Ветка рябины. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

45-46

Утка. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

47-48

Бабочка. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

49-50

Рыба. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

51-52

Цветок. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

53-54

Узор в полосе из цветов. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

55-56

Ракета. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

57-58

Лодка с парусом. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

59-60

Скворечник. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

61-62

Светофор. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

63-66

Ветка с листьями. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

67-68

Цветы и солнце. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.

69-70

Дом и дерево. Этапы рисования. Самостоятельное рисование, раскрашивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)

Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...

Индивидуальная рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)

Данная рабочая программа курса «Литература» составлена для изучения курса в течение 60 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение любой...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...