Аналитический отчет
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3»
ЛОКТЕВСКОГО РАЙОНА
Аналитический отчёт
участницы краевого этапа конкурса
«Учитель года – 2022»
Журба Регины Викторовны,
учителя физической культуры,
о результатах профессиональной деятельности
в 2018-2021 годах
г. Горняк
2021
“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
Учитель физической культуры – профессия особая, т.к. избрав эту профессию, учитель становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психологическое, нравственное развитие. Только от него зависит, появится ли у детей уважение к предмету, возникнет ли в детском сознании потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, в уважительном отношении к своему здоровью, научатся ли ребята активно противостоять вредным привычкам, станет ли для них культура физическая частью их личности.
Современное образование – это прежде всего, новый подход к обучению и воспитанию, который обеспечит новое качество образования. Время не стоит на месте: меняются требования к жизни, а вместе с ними – и требования к ученику. Современный человек должен быть мобильным, коммуникабельным, обладать упорством, быть творческой личностью, должен любить и уважать свою страну.
Принципиальное отличие современного образования от всего, что было ранее — это упор на коммуникационные навыки. Одной из целей на моих уроках, является создание атмосферы сотрудничества, где учитель и ученики – одно целое творческого процесса.
В моем понимании, современная школа – это сочетание современных методик, творчески развитых, талантливых педагогов и крепкой материально-технической базы.
С введением ФГОС обозначен и новый стандарт для учителя: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции. «Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, свободного развития личности, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся».
И для успешного введения в практику различных инновации, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога (Я, как учитель-должен…)
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
- Трансляция собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
Я как опытный учитель, проанализировав новый стандарт и требования к современному учителю, осознаю необходимость в повышении собственной профессиональной компетентности.
Определила тему для собственного саморазвития: «Внедрение образовательных технологий на уроках физической культуры в школе» и работаю над ней.
Организую, тренирую и вожу детей на разные соревнования.
Стараюсь принимать активное участие в конкурсах. Принимала участие в конкурсе «Ломоносовские чтения», в конкурсе Посвященный заслуженному учителю РФ Масловой А.А. ,второй год подряд принимаю участие и являюсь призером на Фестивале инновационных практик «Стратегия будущего», что способствует формированию и развитию моей профессиональной компетентности.
Сегодня педагог-профессионал-это педагог, который осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать свою профессиональную компетентность, педагог должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Мы живем в век перемен. Новые идеи и веяния сменяют друг друга. Маловероятно, что человек, который не занимается саморазвитием, сможет научить другого человека учиться.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Поэтому я реализую новые технологии и методы, которые должны, прежде всего, дать детям возможность научиться самостоятельно мыслить, действовать и приобретать знания, умения и навыки, формировать внутреннюю мотивацию к обучению.
В своей работе я стараюсь применять разные технологии: информационно-коммуникативную, исследовательскую, игровую, технологию здоровьесбережения, технологию проектной деятельности.
В своей работе применяю метод «Совместного проекта» при работе в группе. Например, на уроках гимнастики учащиеся, работая в группах, составляют комбинации из ранее изученных элементов на гимнастической скамейке или на акробатике. Потом демонстрируют их и предлагают учащимся другой группы повторить. В результате моего творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные формы организации образовательного пространства: уроки-путешествия; урок-игра; уроки с групповыми методами работы.
Одаренность на сегодняшний день определяется как способность к выдающимся достижениям. Двигательная или спортивная одаренность – это сочетание врожденных физиологических особенностей человека и приобретённых, в результате занятий.
Выявление талантливых детей – процесс длительный, постепенный. Ведь не все дети раскрывают свои способности сразу. Со многими из них веду длительную индивидуальную работу. При этом у проявляю особое терпение, внимание, профессионализм.
Стараюсь выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
Здесь и немаловажно привлечение родителей: привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию
Цель моей работы с одаренными детьми.
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
-спортивные соревнования;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуально-групповым планам;
-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивной школы и сотрудничество с другими школами.
Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.
Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?
Важное место в своей деятельности я отвожу здоровье сберегающим приемам, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Комплексная система в нашей школе здоровьесбережения на уроках физической культуры составляет:
- Инструкции по технике безопасности, как по каждому виду спорта и разделу, в соответствии с учебной программой, так и составлены беседы и инструкции о поведении в спортивном зале, на спортивных площадках и на школьном стадионе.
- Провожу беседы об отношении детей друг к другу; стенды с агитационной и наглядной информацией, доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученику; правильное распределение нагрузок и смена деятельности; обязательное представление учителя об учениках со специальной группой здоровья, посильно-активное вовлечение таких учеников в изучение физкультуры и вопросов сохранения здоровья.
- Формирую у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие физических качеств, накопление и обогащение у школьников двигательных навыков и умений;
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
4. Использую главные правила обучения при освоении двигательных действий: от простого к сложному и от освоенного к неосвоенному.
5. Соблюдаю температурный режим и гигиенические требования.
6. Учитываю возрастно-половые особенности.
7. Учитываю состояния здоровья ученика и его индивидуальные психофизические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.
8. Структурирую урок на три части (вводная часть, основная и заключительная).
Среди здоровьесберегающих технологий, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. К физкультурно-оздоровительным технологиям, направленным на физическое развитие учащихся относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. Проводимые занятия на свежем воздухе способствуют активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Я понимаю, что формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования современных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную деятельность в различных формах и инноваций в содержании образования, поэтому в своей работе я использую следующие технологии:
1. Технология дифференцированного обучения позволяет мне оптимально приспособить учебный материал и методы обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Отсюда, разные задания для разных групп здоровья и физподготовки. Например: - (по половому признаку) Мальчики выполняют отжимания от пола, а девочки, от гимнастической скамейки.
–(по группам здоровья) Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.
2. Игровые технологии помогают в моей работе повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.
3. Технология сотрудничества дает возможность организовать работу в совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Провожу совместно с родителями такие конкурсы: «Папа, мама, я –спортивная семья», «Зов Джунглей», «Пионербол»
4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей. Ребята составляют кроссворды, готовят по разделам и темам презентации.
5. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.
6. Технология проектно-исследовательской деятельности дает возможность сориентировать ученика на самостоятельную деятельность, сообразно его личным интересам. Проектирование на уроке физической культуры - это проекты по исследованию влияния физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников.
7. Здоровьесберегающие технологии помогают мне осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Данные технологии применялись мною на основе системно-деятельностного подхода, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Все это можно реализовать во время урока, который является основной формой организации учебной деятельности в моей практике. В своей методической копилке имею несколько типов уроков:
- Традиционные уроки.
- Нетрадиционные уроки, наиболее распространенные из них - «Урок- игра», «Урок-поиск» (с организацией самостоятельной работы учащихся), «Урок-путешествие» «Урок-КВН» (этот урок провожу для проверки знаний теоритической части физической культуры).
- Интегрированные уроки, объединенные единой темой или проблемой, например проводила открытые уроки: физкультура и математика, физкультура и природоведение.
Все эти уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Проектные занятия. Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Подготовку к выполнению проекта мы начинаем на уроке. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», посильны пониманию ребенка. Обычно ребята выбирают те темы, которые мы касаемся в теории, это режим дня, ЗОЖ или виды спорта. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии.
- Парная, групповая, индивидуально-групповая работа. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода. Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.
- Для снятия эмоционального напряжения использую различные виды оценивания: самооценка, взаимооценка (работа в парах), ученик соглашается или не соглашается с обоснованной оценкой учителя.
Основной смысл физической культуры в школе – приучить учеников к подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом в свободное время, а затем и на протяжении всей жизни.
Реализация указанных мною методов, форм работы на уроке и во внеурочной деятельности приводит к стабильным результатом.(приложение №1)
Качества знаний по предмету физическая культура 96,1%.
Мои учащиеся принимают участие в районных спортивных соревнованиях, становятся победителями и призерами:
«Кросс нации», «Футбол», Квест – игра, посвященная 100-летию М.Т.Калашникова, «Безопасное колесо», «КВН БДД»
Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации педагога. Я убеждена, что учитель перестаёт быть учителем тогда, когда перестаёт учиться сам, накапливать опыт, критически переосмысливать его, дополнять, убирать ненужное, поэтому систематически прохожу курсы.
-«Стратегии формирования метапредметных компетенций педагога в условиях реализации задач инновационной образовательной политики»;
-"Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»;
-«Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе».
Я делюсь с коллегами школы своими педагогическими находками. Имею страницу на сайте школы. Принимаю участие в различных формах методической работы, осуществляемых методическим сообществом педагогических работников. Выступала на методическом совете в ОО:
-«Технология дифференцированного физкультурного образования» доклад, презентация;
-«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» доклад, презентация;
- «Как развивать эмоциональный интеллект» доклад, презентация
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
формирование коммуникативных умений школьников и технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. Еще раз убедилась, что учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
Приложение №1
Качество знаний по предметам
предмет | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 |
Физическая культура | 100% СОУ-93.0 | % кач.97.9 СОУ-96.3 | % кач.99.3 СОУ-96.1 |
ОБЖ | 100% СОУ-98.0 | % кач.96.4 СОУ-88.1 | % кач.92.2 СОУ-89.3 |
Итоги школьного этапа предметной олимпиады школьников
2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | ||||
Предмет | Количество участников | Результативность (призовые места) | Количество участников | Результативность (призовые места) | Количество участников | Результативность (призовые места) |
ОБЖ | 11 | 7 | 12 | 5 | 13 | 7 |
Физическая культура | 12 | 5 |
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | ||||
Предмет | Количество участников | Результативность (призовые места) | Количество участников | Результативность (призовые места) | Количество участников | Результативность (призовые места) |
ОБЖ | 7 | 5 | 8 | 6 | 9 | 6 |
- мои учащиеся принимают участие в районных спортивных, становятся победителями и призерами:
Уровень | Наименование мероприятия | Форма участия (очная,очно-заочная | Результат участия (грамота, диплом, сертификаты и др.) |
Муниципальный | «Кросс нации» | Очная | 1 место 2 место 3 место Командное 1место |
«Пионербол» | Очная | 1 место | |
«Счастливый случай» | Очная | 1место | |
«Пионербол»2 | Очная | 1 место(маль) 2 место (дев) | |
«Футбол» | Очная | 2 место | |
«День допризывника» | Очная | Командное-3 место 1-1 место 6-3место 1-2 место | |
«КВН БДД» | Очная | 1место | |
«Человек доброй воли» | Очная | 2 место | |
«Веселые старты» | Очная | 2 место | |
«Безопасное колесо» | Очная | 2 место В номинации 1- место | |
ГТО- путь к успеху | Очная | 1 место 2место 3 место | |
Мини-футбол | Очная | Грамота 3 место | |
«Кросс Нации» | Очная | 2 место, Личники-1,2 м. | |
Квест – игра, посвященная 100-летию М.Т.Калашникова | Очная | 1 место | |
«День допризывника» | Очная | 2-1место 6-2место 5-3место | |
IX открытый окружной фестиваль «Ломоносовские чтения». Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим» | Очная | Командное-2место 1-1место 3-3место | |
Открытый фестиваль интеллектуальных игр «Многоликая Россия» на военную тематику муниципальный | Очная | 3 место | |
Всероссийский героико-патриотический фестиваль 1 этап «Звезда спасения» | Очная | 1,2 место | |
«Квест-игра» отрядов правоохранительной направленности «На страже закона» | Очная | 3 место | |
«Квест-игра» посвященная дню рождения М.Т.Калашникову | Заочная | 1 место | |
Военно-спортивная Игра «День допризывника» 19.02.21 | Очная | 3-1место 4-2места 6-3места | |
Конкурс сочинений и сочинений ко Дню пожилого человека | Заочная | 2-1места | |
Конкурс «Мамины руки» | Заочная | 1 место | |
Военно-полевые сборы | Очная | 2 место | |
Окружной конкурс | IX открытый окружной фестиваль «Ломоносовские чтения». | Очная | Команднае-2 м. 2,3 место |
Региональный | «Звезда спасения» | Заочная | 1 место |
Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации педагога. Я убеждена, что учитель перестаёт быть учителем тогда, когда перестаёт учиться сам, накапливать опыт, критически переосмысливать его, дополнять, убирать ненужное, поэтому систематически прохожу курсы.
Учебный год | Тема курсов ПК | Количество часов | Организаторы |
2018-2019 | "Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» 2018 год | 108 часов | Центр дистанционного образования "Прояви себя" |
«Стратегии формирования метапредметных компетенций педагога в условиях реализации задач инновационной образовательной политики»,2018 | 108 часов | АКИПКРО | |
"Профессиональная деятельность в сфере основного и среднего общего образования: учитель Основ Безопасности Жизнедеятельности в соответствии с ФГОС" 260часов | 260часов | Программа переподготовки во Всероссийском научно-образовательном центре «Современные образовательные технологии» (ВНОЦ «СОТЕХ»). | |
«Обучение методам и приемам оказания первой помощи до оказания медицинской помощи» , 2018 год, | 20 | АНО ДПО "ЦПР ПРОФИ | |
2019-2020 | «Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе» 18.11.-28.12.2020 | 144 | АНО « Платформа новой школы» г. Москва |
Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования.
Учебный год | Уровень | Форма, тематика инновационной деятельности | Личные результаты педагогического работника в инновационной деятельности (разработка и др) |
2018-2019 | Муниципальный | Фестиваль инновационных практик «Стратегия будущего» номинация « Внедрение инновационных технологий» | 3 место |
2019- 2020 | Окружной | Посвященный заслуженного учителя РФ Масловой А.А. | 1 место |
Фестиваль инновационных практик «Стратегия будущего» «Развитие воспитательной компоненты» | 2 место | ||
Всероссийский заочно | Конкурс «Солнечный свет» Номинация: :внеурочная деятельность Работа: «Зов джунглей» | 2 место | |
2020-2021 | ОО | Окружной фестиваль «Ломоносовские чтения» | Подготовка призеров фестиваля |
Принимаю участие в различных формах методической работы, осуществляемых методическим сообществом педагогических работников.
Учебный год | Уровень участия | Название профессионального сообщества | Тема выступления |
2018-2019 | Методический совет | Деловая игра-тренинг «Знаю. Значит готов к испытанию» | |
ОО | Школьная предметная неделя по физической культуре | Папа, мама, спортивная семья» 26.04.2019 | |
2019-2020 | ОО | Методический совет | «Технология дифференцированного физкультурного образования» доклад, презентация,6.03.2018 |
«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» доклад, презентация | |||
2020-2021 | ОО | Методический совет | Тема: Как развивать эмоциональный интеллект» доклад, презентация 13.04.2021 |
ОО | День открытых дверей для будущих первоклассников | «Веселые старты» игровая программа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитический отчет
Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...
Презентация аналитического отчета
Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...
Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.
В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....