Технология творческих мастерских
опыты и эксперименты

Шаталова Оксана Вячеславовна

Из опыта работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_tvorcheskih_masterskih.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение –

средняя образовательная школа № 13

Технология творческих мастерских

на уроках литературы

 (из опыта работы)

                                                                 выполнила

                                                                                       учитель русского языка

                                                                      и литературы

                                                                       О.В.Шаталова

Клин, 2015

Содержание

§ 1. Теоретическое обоснование технологии   ……………………………………. с. 3

§ 2. О некоторых методах, способствующих развитию творческого мышления ..с. 6

§ 3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворного текста»  …….…….. с. 15

        § 3.1. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Ф.Тютчева «Неохотно и несмело» (6 класс) ……………………………………………………с. 15

        § 3.2. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Дзюна Таками «Опыт» (7 класс) …………………………………………………………………… с. 17

        § 3.3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения М.Лермонтова «Листок» (6 класс) …..………………………………………………………… .. …с. 18

        § 3.4. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Дзюна Таками «Карандаш (7 класс). Видеофрагменты …………..…..…………………………... с. 19

§ 4. Материалы, которые могут быть использованы для подготовки творческой мастерской ………………………………………………………………………….. с. 20

§ 5. Заключение ……………………………………………………..……………….с. 21

§ 1. Теоретическое обоснование технологии.  

                                                                             

Смысл жизни - в творчестве.

А если только повторять и

репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты.

                                                                         Д.И.Менделеев

       Технология  творческих мастерских, возникшая во Франции, является одной из ведущих современных технологий. Формирование теоретической и практической базы данного метода проходило в несколько этапов. Безусловно, основные идеи технологии были сформулированы ещё в 18 веке Ж-Ж.Руссо и Песталоцци (швейцарский педагог-гуманист), которые считали, что в основе образования должны находиться идеи свободы и гуманизма. Но активно технология разрабатывалась  в 20-х годах ХХ века педагогами и психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном и Жаном Пиаже, которые стали создателями «Французской группы нового образования». Метод «Группы» был воспринят как своеобразный протест против консерватизма традиционной школы.

        В СССР в этот период времени свою педагогическую философию реализует Антон Семенович Макаренко. Его идеи не только созвучны теоретическим положениям французской школы, но и содержат ряд новаторских позиций, которые оказали определенное влияние на представителей «нового образования». В этом признавался  Анри Бассис, возглавлявший «Группу» до 1992 года.

       Технология доказала свою жизнеспособность: в 90-е годы в Европе она так же активно применялась, как и в начале ХХ века. Именно в этот период времени новый метод активно используется и в России. Центром развития технологии становится Петербург.    

       Технология может быть реализована во внеурочной деятельности, в работе классного руководителя и, конечно, на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы. Метод отвечает задачам личностно-ориентированного обучения.

          Целевые ориентации технологии:

- не прямая передача знаний, а творческий поиск;

- обретение реального опыта истинно научного или художественного постижения мира;

- обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской;

- осознание, что  истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться;

- воспитание толерантности и взаимоуважения;

          Принципы, на которых строится технология:

- равенство участников процесса;

- сотрудничество и сотворчество;

- чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах;

- возможность слышать другого без желания опровергнуть;

- право на ошибку;

-  безоценочность;

          Особая роль учителя

     Учитель-мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Он не может действовать авторитарным методом. Мастер фиксирует достигнутое творческой группой. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

        Особенности содержания:

- процесс постижения истины и создание творческого продукта;

- ощущение свободы и творчества;

- возможность самореализации;

- неопределенность в заданиях; загадочность;

        Этапы деятельности в творческой мастерской

  1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников, которое  актуализирует личный опыт каждого, связанный так или иначе со смыслом дальнейшей деятельности.  
  2. Работа с материалом. Промежуточная рефлексия и самокоррекция: осознание собственных мыслей и анализ мыслей другого человека.
  3. Социализация: предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
  4. Разрыв: объединение всех версий; новое видение предмета.
  5. Общая рефлексия.

§ 2. О некоторых методах, способствующих развитию творческого мышления.

         

          Для реализации технологии мастерских, безусловно, нужно создать условия, сформировать определённые навыки работы. Причем это касается как внешних характеристик, так и внутренних.

          К внешним условиям можно отнести способ организации работы:  индивидуальная работы, деятельность в паре, в группе.

          Опыт показывает, что наиболее эффективным способом работы в творческой мастерской является деятельность в малой группе – не более 4-6 человек. В таком микроколлективе учитываются мнения всех участников, и интерпретация складывается из идей, высказанных каждым учеником. Особую роль играет вариант рассадки детей в классе (см. А.И.Савенков «Как рассадить детей в классе»/Школьный психолог, № 4, 2006).

          К внутренним условиям работы в творческой мастерской на уроке литературы можно отнести умение ученика определить замысел автора, найти интересные образы и трактовать их, умение вступить в диалог с автором, умение представить своё видение предмета, т.е. навыки, приобретенные на традиционных уроках литературы.

          К методам, которые способствуют развитию творческого мышления, которые можно рассматривать как подготовительный этап в реализации технологии, можно отнести следующие.

         

          А) Ассоциации, способствующие развитию воображения.

Б) Создание псевдонимов, которые затем используются при написании творческих работ по русскому языку и литературе. Ученики используют фонетические ассоциации, усечение имен и фамилий. Данный прием способствует развитию «речетворчества», помогает ученику ощутить, какими возможностями обладает слово. Элемент игры, заложенный в задании, активизирует эмоциональную деятельность ученика.

                   

 

В) «Продолжи фразу». Задание активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет выстраивать логические связи.

           

Г) «Подражания». Сочиняем хокку. Проникновение в стилистику и образную структуру исходного материала – один  из важных этапов работы в творческой мастерской. Задания, ориентированные на создание текстов, похожих на оригинал, способствуют развитию образного мышления. Японские трехстишия – идеальный вариант для первого этапа подражаний.

               

Д) Творческая страница в тетради по литературе. Задание предполагает оформление первой страницы в тетради по литературе. Ученик представляет свое видение предмета. Как правило, ученики используют тематический рисунок, а также представляют высказывание о литературе или создают его сами. Важно, что данное задание ориентировано на композиционное решение материала. В работе творческой мастерской участники должны исследовать композицию изучаемого текста, а также должны выстроить свой текст, в котором содержится истолкование исходного материала.

Е) Создание эйдос-конспекта. Перевод словесной информации в образно-схематический ряд. Способ освоения текста. Путь для определения идеи текста. Творческая мастерская предполагает представление «продукта деятельности». Эйдос-конспект, безусловно, отвечает этим требованиям.

В разработке конспекта можно выделить несколько этапов.

1 этап. От рисунка к слову и символу. Создание рисунка: домашняя работа. В классе в совместной деятельности с учителем углубление материала.

Пример. 5 класс. Конспект  к сказке В.Жуковского «Спящая царевна»: начальные страницы сказки.

     

                       

2 этап. Через рисунок и слово к идее текста.

Пример. 6 класс. Сказка А.Платонова «Неизвестный цветок».

     

                     

Пример. 6 класс. Рассказ А.Куприна «Чудесный доктор».

                                               

3 этап. Истолкование текста через синтез словесных и живописных образов. Диалог с автором художественного произведения.

Пример. 10 класс. Стихотворение А.Фета «Как беден наш язык…»

                     

§ 3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворного текста».

        Работу в творческой мастерской, на наш взгляд, нужно начинать с истолкования небольших стихотворных текстов. Небольшой объем текста позволяет ученику в течение малого отрезка времени изучить текст, исследовать образную структуру материала, перевести словесные образы в символы или рисунки,  найти варианты истолкования произведения.

        Рассмотрим несколько примеров.

             § 3.1. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Ф.Тютчева «Неохотно и несмело» (6 класс). Положительные и отрицательные моменты работы.

Индуктор (побуждение): фотографии «Природа перед дождем», «Земля после дождя».

Работа с материалом. Творческий продукт.

Группа № 1.

 

Перевод содержания каждой строфы в живописно-словесный образ.

Истолкование. Весенний день. Гроза. Гроза изменяет землю: «Зеленеющие нивы/
Зеленее под грозой.
/И в сиянье потонула/ Вся смятенная земля». Земля неспокойная. 

Группа № 2.

Целостный анализ. Общий вывод.

Истолкование. Речь идет о круговороте времен года. Нужно беречь природу.

             

Группа № 3.

Диалог с автором.

Истолкование. Человек весной открывает окно и видит, как начинается гроза. Природа становится чище, и человек рад этой чистоте. В нем тоже что-то меняется.

                                         

           Результат работы в творческой мастерской может быть совершенно неожиданным,  в данном случае такой вариант демонстрирует группа № 2. Тем не менее и эта точка зрения должна быть принята, но на этапе общей рефлексии необходимо попросить учеников еще раз обратиться к материалу, услышать мнение других и корректировать первоначальное восприятие.

        § 3.2. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Дзюна Таками «Опыт».

           В 7 классе ученики знакомятся с японской поэзией. В центре внимания оказываются трехстишия – хокку. Рассматривается творчество  поэтов, живших в 17-18 вв.: Мацуо Басё, Кабаяси Исса. Расширяя представление учащихся о японской поэзии обращаемся к произведениям Дзюна Таками – поэта ХХ века.

ОПЫТ (из сборника «Любовь к дереву» (1950))

Когда я попробовал

лежа

поймать и увидеть в зеркальце

свежую зелень сада, -

блеск неба, отразившись,

внезапно ударил по глазам так больно,

что закружилась голова.

И я опустил руку.

В головокружении заключалась

беспощадно мучительная боль!

Первое прочтение: чтобы увидеть красоту природы не нужны преграды.

Отрицательная сторона работы группы: не учтено заглавие и финал текста.

Второе прочтение

Название текста оказалось в поле внимания учеников после замечания учителя в связи с другим текстом – повестью Гоголя «Тарас Бульба», что название литературного произведения – ключ к истолкованию.

Результат второго этапа: опыт – это всегда боль.

         § 3.3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения М.Лермонтова «Листок».

Индуктор: факты биографии Лермонтова: смерть матери, уход отца, одиночество.

Истолкование: 

№ 1: люди не хотят принимать чужих людей, всегда есть те, кого не принимают в какие-либо сообщества, такие люди ощущают свое одиночество.

                           

             

      § 3.4. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Д.Таками «Карандаш» (7-9 кл.). Видеофрагменты с комментариями.

Дзюн Таками (1907-1965) – японский поэт и писатель, критик. Самый известный сборник стихов – «Любовь к дереву» (1950).

КАРАНДАШ (из сборника «Любовь к дереву» (1950))

Карандаш печален...

Он никогда со мной не расставался…
Карандаш, писавший все мои стихи,
совсем истерся...

О карандаш,
истерший для меня свое тело!
Ты не услышал похвалы и перед смертью.

Не то что авторучка.
О мой беззаветный карандаш!
Как хочется быть похожим на тебя!

План работы

  1. Чтение стихотворения.
  2. Размышление о том, что показалось непонятным,  интересным, странным, неожиданным.
  3. Перевод каждой строфы/отрывка в обычную речь: объяснение, о чем говорит автор.
  4. Рисунок/эйдос-конспект.
  5. Идея произведения. Что произведение помогло понять в жизни? На что «открыло глаза»?
  6. Слушаем других: что показалось интересным в толковании одноклассников? Что можно

       принять?  С какими положениями нельзя согласиться?

  1. Финал урока: итог истолкования, душевные ощущения после прочтения текста и обмена  

      впечатлениями.

§ 4. Материалы, которые могут быть использованы для подготовки творческой мастерской.

Творческая мастерская

Смысл жизни - в творчестве.

А если только повторять и

репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты.

                                                                         Д.И.Менделеев

         Главная цель работы: постижение истины и создание творческого продукта; формирование атмосферы свободы и творчества.

          Особая роль учителя

          Учитель-мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Фиксирует опыт. Проводит диагностику. На основе трудностей, возникших в работе, выстраивает новый этап мастерской.

        Этапы деятельности в творческой мастерской

  1. Индуктор. Побуждение к размышлению. Актуализация личного опыта каждого, «мост» к дальнейшей деятельности.  
  2. Работа с материалом. Промежуточная рефлексия и самокоррекция:  осознание собственных мыслей и анализ мыслей другого человека.
  3. Социализация: предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
  4. Разрыв: объединение всех версий; новое видение предмета.
  5. Общая рефлексия.

§ 5. Заключение.  

       

       Технология  творческих мастерских - одна из ведущих современных технологий. Особую актуальность в русской школе получила в период реформ в образовании.

       Технология может быть реализована в урочной и во внеурочной деятельности. Метод отвечает задачам личностно-ориентированного обучения.

         Главная цель работы в мастерской - постижение истины и создание творческого продукта; формирование атмосферы свободы и творчества.          Учитель-мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Он только фиксирует опыт. Проводит диагностику. На основе трудностей, возникших в работе, выстраивает новый этап мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"

В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...

Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских

Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....

Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.

В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские....

Кабинет технологии - творческая мастерская учителя

Кабинет технологии. Оснащение кабинета....

Технологии творческих мастерских на уроке музыки.

Предлагаю свой опыт по использованию технологии творческиой мастерской....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...