Технология творческих мастерских
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя образовательная школа № 13
Технология творческих мастерских
на уроках литературы
(из опыта работы)
выполнила
учитель русского языка
и литературы
О.В.Шаталова
Клин, 2015
Содержание
§ 1. Теоретическое обоснование технологии ……………………………………. с. 3
§ 2. О некоторых методах, способствующих развитию творческого мышления ..с. 6
§ 3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворного текста» …….…….. с. 15
§ 3.1. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Ф.Тютчева «Неохотно и несмело» (6 класс) ……………………………………………………с. 15
§ 3.2. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Дзюна Таками «Опыт» (7 класс) …………………………………………………………………… с. 17
§ 3.3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения М.Лермонтова «Листок» (6 класс) …..………………………………………………………… .. …с. 18
§ 3.4. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Дзюна Таками «Карандаш (7 класс). Видеофрагменты …………..…..…………………………... с. 19
§ 4. Материалы, которые могут быть использованы для подготовки творческой мастерской ………………………………………………………………………….. с. 20
§ 5. Заключение ……………………………………………………..……………….с. 21
§ 1. Теоретическое обоснование технологии.
Смысл жизни - в творчестве.
А если только повторять и
репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты.
Д.И.Менделеев
Технология творческих мастерских, возникшая во Франции, является одной из ведущих современных технологий. Формирование теоретической и практической базы данного метода проходило в несколько этапов. Безусловно, основные идеи технологии были сформулированы ещё в 18 веке Ж-Ж.Руссо и Песталоцци (швейцарский педагог-гуманист), которые считали, что в основе образования должны находиться идеи свободы и гуманизма. Но активно технология разрабатывалась в 20-х годах ХХ века педагогами и психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном и Жаном Пиаже, которые стали создателями «Французской группы нового образования». Метод «Группы» был воспринят как своеобразный протест против консерватизма традиционной школы.
В СССР в этот период времени свою педагогическую философию реализует Антон Семенович Макаренко. Его идеи не только созвучны теоретическим положениям французской школы, но и содержат ряд новаторских позиций, которые оказали определенное влияние на представителей «нового образования». В этом признавался Анри Бассис, возглавлявший «Группу» до 1992 года.
Технология доказала свою жизнеспособность: в 90-е годы в Европе она так же активно применялась, как и в начале ХХ века. Именно в этот период времени новый метод активно используется и в России. Центром развития технологии становится Петербург.
Технология может быть реализована во внеурочной деятельности, в работе классного руководителя и, конечно, на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы. Метод отвечает задачам личностно-ориентированного обучения.
Целевые ориентации технологии:
- не прямая передача знаний, а творческий поиск;
- обретение реального опыта истинно научного или художественного постижения мира;
- обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской;
- осознание, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться;
- воспитание толерантности и взаимоуважения;
Принципы, на которых строится технология:
- равенство участников процесса;
- сотрудничество и сотворчество;
- чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах;
- возможность слышать другого без желания опровергнуть;
- право на ошибку;
- безоценочность;
Особая роль учителя
Учитель-мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Он не может действовать авторитарным методом. Мастер фиксирует достигнутое творческой группой. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Особенности содержания:
- процесс постижения истины и создание творческого продукта;
- ощущение свободы и творчества;
- возможность самореализации;
- неопределенность в заданиях; загадочность;
Этапы деятельности в творческой мастерской
- Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников, которое актуализирует личный опыт каждого, связанный так или иначе со смыслом дальнейшей деятельности.
- Работа с материалом. Промежуточная рефлексия и самокоррекция: осознание собственных мыслей и анализ мыслей другого человека.
- Социализация: предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
- Разрыв: объединение всех версий; новое видение предмета.
- Общая рефлексия.
§ 2. О некоторых методах, способствующих развитию творческого мышления.
Для реализации технологии мастерских, безусловно, нужно создать условия, сформировать определённые навыки работы. Причем это касается как внешних характеристик, так и внутренних.
К внешним условиям можно отнести способ организации работы: индивидуальная работы, деятельность в паре, в группе.
Опыт показывает, что наиболее эффективным способом работы в творческой мастерской является деятельность в малой группе – не более 4-6 человек. В таком микроколлективе учитываются мнения всех участников, и интерпретация складывается из идей, высказанных каждым учеником. Особую роль играет вариант рассадки детей в классе (см. А.И.Савенков «Как рассадить детей в классе»/Школьный психолог, № 4, 2006).
К внутренним условиям работы в творческой мастерской на уроке литературы можно отнести умение ученика определить замысел автора, найти интересные образы и трактовать их, умение вступить в диалог с автором, умение представить своё видение предмета, т.е. навыки, приобретенные на традиционных уроках литературы.
К методам, которые способствуют развитию творческого мышления, которые можно рассматривать как подготовительный этап в реализации технологии, можно отнести следующие.
А) Ассоциации, способствующие развитию воображения.
Б) Создание псевдонимов, которые затем используются при написании творческих работ по русскому языку и литературе. Ученики используют фонетические ассоциации, усечение имен и фамилий. Данный прием способствует развитию «речетворчества», помогает ученику ощутить, какими возможностями обладает слово. Элемент игры, заложенный в задании, активизирует эмоциональную деятельность ученика.
В) «Продолжи фразу». Задание активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет выстраивать логические связи.
Г) «Подражания». Сочиняем хокку. Проникновение в стилистику и образную структуру исходного материала – один из важных этапов работы в творческой мастерской. Задания, ориентированные на создание текстов, похожих на оригинал, способствуют развитию образного мышления. Японские трехстишия – идеальный вариант для первого этапа подражаний.
Д) Творческая страница в тетради по литературе. Задание предполагает оформление первой страницы в тетради по литературе. Ученик представляет свое видение предмета. Как правило, ученики используют тематический рисунок, а также представляют высказывание о литературе или создают его сами. Важно, что данное задание ориентировано на композиционное решение материала. В работе творческой мастерской участники должны исследовать композицию изучаемого текста, а также должны выстроить свой текст, в котором содержится истолкование исходного материала.
Е) Создание эйдос-конспекта. Перевод словесной информации в образно-схематический ряд. Способ освоения текста. Путь для определения идеи текста. Творческая мастерская предполагает представление «продукта деятельности». Эйдос-конспект, безусловно, отвечает этим требованиям.
В разработке конспекта можно выделить несколько этапов.
1 этап. От рисунка к слову и символу. Создание рисунка: домашняя работа. В классе в совместной деятельности с учителем углубление материала.
Пример. 5 класс. Конспект к сказке В.Жуковского «Спящая царевна»: начальные страницы сказки.
2 этап. Через рисунок и слово к идее текста.
Пример. 6 класс. Сказка А.Платонова «Неизвестный цветок».
Пример. 6 класс. Рассказ А.Куприна «Чудесный доктор».
3 этап. Истолкование текста через синтез словесных и живописных образов. Диалог с автором художественного произведения.
Пример. 10 класс. Стихотворение А.Фета «Как беден наш язык…»
§ 3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворного текста».
Работу в творческой мастерской, на наш взгляд, нужно начинать с истолкования небольших стихотворных текстов. Небольшой объем текста позволяет ученику в течение малого отрезка времени изучить текст, исследовать образную структуру материала, перевести словесные образы в символы или рисунки, найти варианты истолкования произведения.
Рассмотрим несколько примеров.
§ 3.1. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Ф.Тютчева «Неохотно и несмело» (6 класс). Положительные и отрицательные моменты работы.
Индуктор (побуждение): фотографии «Природа перед дождем», «Земля после дождя».
Работа с материалом. Творческий продукт.
Группа № 1.
Перевод содержания каждой строфы в живописно-словесный образ.
Истолкование. Весенний день. Гроза. Гроза изменяет землю: «Зеленеющие нивы/
Зеленее под грозой. /И в сиянье потонула/ Вся смятенная земля». Земля неспокойная.
Группа № 2.
Целостный анализ. Общий вывод.
Истолкование. Речь идет о круговороте времен года. Нужно беречь природу.
Группа № 3.
Диалог с автором.
Истолкование. Человек весной открывает окно и видит, как начинается гроза. Природа становится чище, и человек рад этой чистоте. В нем тоже что-то меняется.
Результат работы в творческой мастерской может быть совершенно неожиданным, в данном случае такой вариант демонстрирует группа № 2. Тем не менее и эта точка зрения должна быть принята, но на этапе общей рефлексии необходимо попросить учеников еще раз обратиться к материалу, услышать мнение других и корректировать первоначальное восприятие.
§ 3.2. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Дзюна Таками «Опыт».
В 7 классе ученики знакомятся с японской поэзией. В центре внимания оказываются трехстишия – хокку. Рассматривается творчество поэтов, живших в 17-18 вв.: Мацуо Басё, Кабаяси Исса. Расширяя представление учащихся о японской поэзии обращаемся к произведениям Дзюна Таками – поэта ХХ века.
ОПЫТ (из сборника «Любовь к дереву» (1950))
Когда я попробовал
лежа
поймать и увидеть в зеркальце
свежую зелень сада, -
блеск неба, отразившись,
внезапно ударил по глазам так больно,
что закружилась голова.
И я опустил руку.
В головокружении заключалась
беспощадно мучительная боль!
Первое прочтение: чтобы увидеть красоту природы не нужны преграды.
Отрицательная сторона работы группы: не учтено заглавие и финал текста.
Второе прочтение
Название текста оказалось в поле внимания учеников после замечания учителя в связи с другим текстом – повестью Гоголя «Тарас Бульба», что название литературного произведения – ключ к истолкованию.
Результат второго этапа: опыт – это всегда боль.
§ 3.3. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения М.Лермонтова «Листок».
Индуктор: факты биографии Лермонтова: смерть матери, уход отца, одиночество.
Истолкование:
№ 1: люди не хотят принимать чужих людей, всегда есть те, кого не принимают в какие-либо сообщества, такие люди ощущают свое одиночество.
§ 3.4. Творческая мастерская «Истолкование стихотворения Д.Таками «Карандаш» (7-9 кл.). Видеофрагменты с комментариями.
Дзюн Таками (1907-1965) – японский поэт и писатель, критик. Самый известный сборник стихов – «Любовь к дереву» (1950).
КАРАНДАШ (из сборника «Любовь к дереву» (1950))
Карандаш печален...
Он никогда со мной не расставался…
Карандаш, писавший все мои стихи,
совсем истерся...
О карандаш,
истерший для меня свое тело!
Ты не услышал похвалы и перед смертью.
Не то что авторучка.
О мой беззаветный карандаш!
Как хочется быть похожим на тебя!
План работы
- Чтение стихотворения.
- Размышление о том, что показалось непонятным, интересным, странным, неожиданным.
- Перевод каждой строфы/отрывка в обычную речь: объяснение, о чем говорит автор.
- Рисунок/эйдос-конспект.
- Идея произведения. Что произведение помогло понять в жизни? На что «открыло глаза»?
- Слушаем других: что показалось интересным в толковании одноклассников? Что можно
принять? С какими положениями нельзя согласиться?
- Финал урока: итог истолкования, душевные ощущения после прочтения текста и обмена
впечатлениями.
§ 4. Материалы, которые могут быть использованы для подготовки творческой мастерской.
Творческая мастерская
Смысл жизни - в творчестве.
А если только повторять и
репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты.
Д.И.Менделеев
Главная цель работы: постижение истины и создание творческого продукта; формирование атмосферы свободы и творчества.
Особая роль учителя
Учитель-мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Фиксирует опыт. Проводит диагностику. На основе трудностей, возникших в работе, выстраивает новый этап мастерской.
Этапы деятельности в творческой мастерской
- Индуктор. Побуждение к размышлению. Актуализация личного опыта каждого, «мост» к дальнейшей деятельности.
- Работа с материалом. Промежуточная рефлексия и самокоррекция: осознание собственных мыслей и анализ мыслей другого человека.
- Социализация: предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
- Разрыв: объединение всех версий; новое видение предмета.
- Общая рефлексия.
§ 5. Заключение.
Технология творческих мастерских - одна из ведущих современных технологий. Особую актуальность в русской школе получила в период реформ в образовании.
Технология может быть реализована в урочной и во внеурочной деятельности. Метод отвечает задачам личностно-ориентированного обучения.
Главная цель работы в мастерской - постижение истины и создание творческого продукта; формирование атмосферы свободы и творчества. Учитель-мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Он только фиксирует опыт. Проводит диагностику. На основе трудностей, возникших в работе, выстраивает новый этап мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"
В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...
Технология творческих мастерских
описание технологии...
Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских
Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....
Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.
В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские....
Кабинет технологии - творческая мастерская учителя
Кабинет технологии. Оснащение кабинета....
Технологии творческих мастерских на уроке музыки.
Предлагаю свой опыт по использованию технологии творческиой мастерской....
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...