Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.
методическая разработка по технологии по теме

Мальцева Елена Николаевна

В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель черчения и технологии

ГБОУ СОШ 1874 г. Москвы

Мальцева Е. Н.

Инновационные процессы в современном образовании.

Технологии творческих мастерских.

Инновационная деятельность в образовании неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью школьников, развитием их творческого начала. Такие предметы школьной программы, как технология, изобразительное искусство, черчение, имеют широкие возможности для раскрытия творческого потенциала учеников, и мы должны использовать эти возможности в полной мере. Вышеперечисленные предметы объединяют в себе возможности обеспечения систематичности усвоения знаний и практической направленности деятельности учащихся.

        Одна из форм организации учебного процесса, предполагающих творческую деятельность для получения новых знаний – учебная технология «творческие мастерские». Мастерская – это событие, где в организованном пространстве и времени ученики «мастерят» – конструируют, строят свои знания. Целью мастерской является введение педагогом своих учеников в процесс познания, в знание, а не прямая передача информации.

        Расскажу о своем опыте применения данной технологии. Я разработала несколько уроков – творческих мастерских: «Графика на службе человека», «Чертеж в твоей жизни», «Моделирование по чертежу», «Сходство и различие резьбовых соединений», «Неразъемные соединения», «Конструирование». Уроки по данной технологии вызывают особый интерес учащихся, но их нельзя проводить слишком часто, т. к. они имеет свою специфику: во-первых, их необходимо долго и тщательно готовить, во-вторых за урок желательно не ставить ученикам оценки, поскольку это разрушает творческую атмосферу.

        Урок-мастерская «Графика на службе человека» проводится в 7 классе на одном из  первых же занятии учебного года. Урок строится следующим образом: сначала мы с учениками обсуждаем, с какими видами графики они сталкивались в жизни. Все возможные варианты ответов (даже неверные) я записываю на доске. Затем детям раздаются пособия, в которых дано определение графики. Ученики, глядя на доску, находят ошибки в предыдущих ответах и исправляют их, исключая лишние и добавляя новые виды графических изображений. Затем они получают задание составить таблицу или схему «виды графических изображений». Дети работают группами. Затем происходит афиширование работ и выбор лучших из них. Очередное задание выполняется группами. Каждая группа получает набор, необходимый для работы: чистый лист формата А1 или А2, газета, листы из старых журналов, вырезки из различных пособий, а также ножницы, фломастеры, карандаши, клей. На листе необходимо оформить таблицу или схему «графические изображения», снабдив каждый вид иллюстрациями, показывающими, как эти графические изображения применяются в различных сферах деятельности человека. Работа очень увлекает ребят. Во-первых, они стараются найти как моно больше иллюстраций, сопровождающих таблицу. Во-вторых, они дополняют таблицу своими рисунками. В-третьих, они стараются оформить работу красочно и аккуратно. Соревновательный характер работы придает дополнительный стимул выполнить ее как можно лучше. Просто удивительно, какими разными получаются работы и сколько примеров находят дети. В конце урока устраивается афиширование работ, их обсуждение и подводятся итоги. Лучшие работы вывешиваются на специальный стенд (см. фото 1). Урок-мастерская «Чертеж в твоей жизни» проводится на одном из следующих занятий. Ученики выполняют несколько заданий, работают парами и группами. С удовольствием работают над пиктограммами, выполняют схему «история развития чертежа» в хронологическом порядке, схему с рисунками «что изготовлено с помощью чертежа». При этом они опираются на свои знания и свой личный опыт. На уроке прослеживается связь с другими предметами – историей, литературой и т. д. Конечный продукт урока – синквейн (пятистишие) на тему «чертеж». Если такое же задание (синквейн) дать ученикам через год или два, то очень интересно проследить за изменением уровня выполнения работ, а ученики смогут осуществить самооценку, сравнивая работы. Лучшие работы детей мы вывешиваем на стенде «Чертежник», который оформляем каждый год.

        Часто уроки по данной технологии являются толчком для последующих работ учащихся. Например, один из учеников после проведения урока-мастерской «Моделирование по чертежу» (конечным продуктом является мини-проект), увлекшись работой, разработал и изготовил наглядное пособие по данной теме. Это пособие я с успехом использую на уроках в других классах.

        Конечным продуктом уроков «Сходство и различие резьбовых соединений», «Неразъемные соединения (сварка и пайка)» может служить кластер – графический организатор знаний учащихся по определенной теме.

        Урок – творческая мастерская по теме «Конструирование» посвящен истории конструкторской мысли, ее развитию и призван пробудить интерес учеников к конструированию. Задача урока: усовершенствование конструкции какого-либо устройства с выполнением чертежей и, возможно, моделей, например, ставится задача усовершенствования конструкции штриховального аппарата (приспособления для проведения параллельных линий). Увлекшись данной работой, один из учеников выполнил действующую модель своими руками из подручных средств. Данную модель весь класс использует для проведения параллельных линий (см. фото 2, 3).

        Решение необычных, творческих заданий на уроках технологии (черчения) создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию самостоятельности, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты своего труда. Выполнение проектов на уроке развивает творческое мышление учеников, а когда результат их работы востребован другими учащимися, они получают большое удовлетворение от работы и готовы решать новые творческие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

доклад на педагогическом совете по теме"МЕТОПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ"...

Статья «Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»

«Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»  Руководитель ресурсного центра  Я.В. Боталова...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Эффективность использования современной технологии "Творческая мастерская" во внеклассной деятельности по биологии в 8-ых и 9-ых классах

Технология "Творческая мастерская" помогает ненавязчиво расширять круг знаний, развивать способности, переводить разговор о жизни в область реальной практики, направляя их деятельность, возд...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Творческая мастерская"

Программа "Творческая мастерская" разработана для занятий в летний период декоративно- прикладным творчестом, с целью привлечения одаренных детей для дальнейшего развития творческих способно...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."

Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...

Инклюзия и интеграция образовательного процесса. Проект «Со-Бытие» в творческой мастерской «Волшебное стекло»

Инклюзия и интеграция образовательного процесса.Проект «Со-Бытие» в творческой мастерской«Волшебное стекло» Педагог дополнительного образования МБУ ДО ГДДЮТ Климанова Елен...