Профилактическая помощь. Методические рекомендации для школьных учителей "Методы и приемы обучения учащихся младших и старших классов техникам саморегуляции"
презентация к уроку

Макухина Елена Геннадьевна

Вашему вниманию представлены методические рекомендации для школьных учителей, написанные в рамках профилактики эмоционального выгорания, повышения агрессивности, эмоциональной нестабильности у учащихся младших и старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogam_o_tehnikah_samoregulyatsii.ppt200 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦПМСС Красносельского района Санкт-Петербурга Профилактическая помощь. Методические рекомендации для школьных учителей «Методы и приемы обучения учащихся младших и старших классов техникам саморегуляции» Макухина Е.Г., педагог-психолог ЦПМСС 2020 - 2021 г.

Слайд 2

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряженность, активировать свою деятельность, восстановить силы.

Слайд 3

К эффектам саморегуляции относятся: эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); эффект активизации (повышение психофизиологической активности).

Слайд 4

Способы саморегуляции: естественные (сон, длительный отдых, спорт, хобби) требует большого количества времени, не всегда возможна; специальные техники (упражнения на расслабления, массаж, прикосновения, точечный массаж, аутотренинг) не требует больших временных затрат, максимальный эффект, но требуется специальная подготовка.

Слайд 5

Способы и приемы для регулирования эмоционального состояния Управление дыханием Управление тонусом мышц и движением Воздействие слова Визуализации Релаксация

Слайд 6

Способы, связанные с управлением дыханием (младшие классы) «Вверх по радуге» - предлагается закрыть глаза, представить радугу. На вдохе -подняться по радуге, на выдохе - скатываться. Повторить несколько раз. Спросить, какие ощущения испытывали? Кому легко удалось подняться по радуге? Какое чувство испытывали при спуске? В каких жизненных ситуациях возможно применение данного упражнения? «Кошка показывает когти» - вдох, на выдохе - полуприсед, вытягивая руки вперед, учащиеся изображают сердитую кошку.

Слайд 7

Способы, связанные с управлением дыханием (младшие классы) «Воздушный шарик» Дети стоят в кругу. «У меня воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох- выдох, выдох, еще один вдох- выдох. Молодцы! »

Слайд 8

Способы, связанные с управлением дыханием (младшие классы) «Согреем бабочку» Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки(обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и произнести долгий звук «А»). Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладоши (на начальном этапе освоения этого упражнения психолог может попросить детей широко открыть рот и произнести долгий звук «У»).

Слайд 9

Способы, связанные с управлением дыханием (старшеклассники) Способ 1 сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. на счет 1–2–3–4 делайте глубокий медленный вдох (при этом живот чуть выпячивается вперед, а грудная клетка остается неподвижной); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6; задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Слайд 10

Способы, связанные с управлением дыханием (старшеклассники) Способ 2 Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. Способ 3 Этот способ помогает быстро избавиться от раздражения. В нем одновременно «задействованы» два канала самовоздействия: дыхание и визуализация. Встаньте в удобную позу, прочувствуйте свое дыхание. Сделайте носом медленный глубокий вдох. Представьте, что в процессе вдоха все напряжение и раздражение, скопившееся внутри вас, поднимается вверх к ротовой полости. После этого резко выдохните и представьте, что с этим выдохом уходят раздражение, обида и горечь. Сделайте это упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что действительно выплеснули неприятные для себя эмоции.

Слайд 11

Способы, связанные с управлением тонуса мышц и движением (младшие классы) Способ 1 Ходьба, бег с выполнением имитации движений зверей или людей с соответствующим настроением. Способ 2 Статичное задание (поза, мимика, взгляд):передать вид сердитого человека, удивленного, застенчивого, веселого и др. Способ 3 Динамичное задание : изобразить движения усталого, хромого, жизнерадостного; больного человека, ходьбу по горячему песку, по камням, кочкам.

Слайд 12

Способы, связанные с управлением тонуса мышц и движением (младшие классы) Способ 4 « Ролевое задание» : показать как движется пингвин (на внутренней стороне стопы), мишка (на внешней стороне стопы), лисичка (скрестным шагом), гномы (в приседе), великаны и карлики, Чарли –Чаплин (стопы врозь, колени не сгибаются). Во время упражнений необходимо следить за осанкой, соответствием мимики и движений выбранному настроению.

Слайд 13

Способы, связанные с управлением тонуса мышц и движением (младшие классы) Способ 5 «Жираф» «Сделайте глубокий вдох- выдох, расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза). Откиньте голову назад, опустите вперед. (Три раза). Приподнимите плечи, опустите их. (Три раза). Приподнимите правое плечо. (Три раза). Приподнимите левое плечо. (Три раза). Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной как у жирафа шеей.» Упр. выполняется сидя на стульчиках.

Слайд 14

Способы, связанные с управлением тонуса мышц и движением (старшеклассники) Способ 1 Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. сядьте удобно. Если есть такая возможность, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают зона вокруг глаз, рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; прочувствуйте это напряжение; резко сбросьте напряжение (делать это нужно на выдохе); сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы ощутите появление тепла и приятной тяжести. Если мышечный зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и т.д.).

Слайд 15

Способы, связанные с управлением тонуса мышц и движением (старшеклассники) Способ 2 Еще один эффективный способ основан на «чувстве ритма». Попробуйте с помощью монотонных ритмичных движений задать всему своему организму определенный ритм: можно использовать для этого движения большими пальцами рук в «полузамке»; перебирание бусинок на ваших бусах и т.д. Медленно пройдите по кабинету или коридору несколько раз, делая на два шага вдох и на пять шагов — выдох

Слайд 16

Способы, связанные с воздействием слова (старшеклассники) Способ 1. Самоприказы Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Его следует применять в ситуациях, когда вы убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с реализацией этого поведения. В одних случаях самоприказы «тормозят» неуместные действия, а в других — становятся тем своеобразным «пинком», который побуждает действовать. К примеру, в ситуации, где велика опасность «взорваться», наиболее уместны самоприказы типа: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», — они помогают сдерживать эмоции, вести себя достойно. А вот для активизации более уместны иные самоприказы: «Вперед!», «Действуй!». Способ 2. Самопрограммирование вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы-аффирмации; повторите его несколько раз; мысленно повторяйте в трудной для вас ситуации. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивым и уверенным»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Слайд 17

Способы визуализации (младшие классы) Упражнение «Полёт» : «Друзья! Давайте представим, что у нас выросли крылья! Мы можем летать. Как же мы это сделаем?». Вместе с учителем дети произносят: У меня есть крылья за спиной (руки - за спину) Я летать умею над землёй (руки – вверх) Я взмываю ввысь и мир - Эгей! (руки – высоко вверх, делаем взмахи) На ладошке умещается моей. Покружу немного в облаках (машем руками, кружимся вокруг себя) Устремлюсь стрелою вниз и – Ах! (приседаем) Оседлаю кучевую тучу Поскачу на ней к небесной круче! (делаем короткие приседания – скачем!). С кручи я вприпрыжку вниз сбегу (бег на месте) Крылышки почищу, отдохну (руки опускаем вниз) Пальчики, как перышки, расправлю (встряхиваем кисти рук) Распрямлюсь, встряхну себя немножко (распрямляем спину, раздвигаем лопатки, вытягиваем шею). Вам на память перышко оставлю Мягкое, пушистое в ладошке (сдуваем с ладошки воображаемое пёрышко, делаем глубокий вдох и выдох)

Слайд 18

Способы визуализации (младшие классы) « Осторожные звери ». В этой игре участвуют осторожные звери и охотник, который стоит спиной к ним. Осторожные звери могут двигаться (изображать животных, птиц, насекомых) только тогда, когда на них не смотрит охотник. Как только охотник оборачивается, звери застывают на месте, а охотник должен угадать, кого из зверей изображает тот или иной участник. «Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде - «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

Слайд 19

Способы визуализации (младшие классы) «Стрелок » (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания). Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок (стрелок) стоит с мячом в кругу. Играющие перебегают от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный стрелком, это не считается попаданием. В качестве первого стрелка выбирается тот, кто по команде «Сесть!» выполнил ее последним «Через тернии к здоровью» (ходьба по дорожке здоровья, состоящей из резиновых и пластмассовых ковриков, палок, камней, каната, поролоновых кубиков). После прохождения дорожки можно опросить учащихся: какие эмоции вызвал у них пластмассовый коврик, что они чувствовали, заметили ли разницу между поролоновыми кубиками и пластмассовыми ковриками и т.д.?

Слайд 20

Способы визуализации (младшие классы) «Необычная радуга» Спокойная музыка:«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет- голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый- цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

Слайд 21

Способы визуализации (младшие классы) «Водопад» Звучит спокойная музыка: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прозрачная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь». Упражнение выполняется стоя.

Слайд 22

Способы визуализации (младшие классы) «Волшебный кувшинчик». Учащимся предлагается представить свою голову расписным кувшинчиком с ручками, в котором накопилось зло, боль, обиды. Медленно наклоняя голову к полу, ребята, как бы, выливают все плохое, что там накопилось. А затем выливают грязную воду, чтобы налить чистую. Рефлексия: Учащиеся рисуют фломастером соответствующего цвета свое настроение на плакате. Подводится итог урока, обращается внимание на смайлики, нарисованные детьми, возможен опрос учащихся о том, как менялось их настроение в зависимости от позы и мимики. Закончить урок можно аплодисментами и благодарностью своему телу за проделанную работу.

Слайд 23

Способы визуализации (старшеклассники) Специально запоминайте ситуации , события, в которых вы чувствовали себя комфортно, спокойно, уверенно (память о них — это ваши ресурсные ситуации); делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку (вижу — слышу — ощущаю). При ощущении напряженности, усталости: сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза; дышите медленно и глубоко; вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут; откройте глаза и вернитесь к работе.

Слайд 24

Релаксационные способы (младшие школьники) «Портрет» Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. Все остальные – «краски»: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие… «сейчас я буду рисовать портрет»- говорит взрослый. Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать»- спрашивает он у ребенка- такую же, больше, меньше?. Ребенок отвечает «Какие будут глазки: большие, маленькие, или оставим такие как есть?» При этом обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Есть ли такая краска? Художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош. (Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок не доволен собой, хочет измениться).

Слайд 25

Релаксационные способы (младшие школьники) «Теплый ветерок» Дети лежат на ковре. «Представьте себе, что вы лежите на теплой мягкой травке…Вдох -медленный выдох. Дует теплый ветерок. Ветер усиливается, порывистый…Снова ветер тихий…., спокойный…, ласковый…, приятный…» В это время взрослый при помощи материала (покрывала) создает эффект «ветра».

Слайд 26

Релаксационные способы (старшеклассники) Медитация «Порхание бабочки» Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Спокойная расслабляющая музыка: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он- бабочка, что у него большие и красивые крылья. почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат … и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях ».

Слайд 27

Техника мгновенного успокоения Автор - Роберт Купер Помогает вызвать реакцию релаксации за несколько секунд Мгновенное успокоение основывается на убеждении автора в том, что лучший способ справиться со стрессом – умение распознавать первые признаки стрессовой реакции и немедленно отреагировать на них Техника МУ состоит из пяти шагов.

Слайд 28

Техника мгновенного успокоения Шаг 1. Непрерывное дыхание . Несмотря на стрессор, продолжайте дышать ровно и глубоко. Шаг 2. Позитивное выражение лица. Улыбнитесь слегка, как только Вы почувствуете, что стрессовая ситуация стала влиять на Ваше состояние. Шаг 3. Баланс осанки. Расправьте грудь, поднимите голову, вытяните шею, выставьте подбородок вперед. Представьте, что Вас поднимают за ниточку, прикрепленную к Вашему затылку. Шаг 4. Волна релаксации. Пустите «волну релаксации» к тем частям тела, где есть напряжение. Шаг 5. Сознательный контроль. Оцените реальное положение дел. Автор методики предлагает говорить: «То, что происходит, происходит на самом деле, и сейчас я найду одно из возможных решений».

Слайд 29

Источники: Никифоров Г. С. Психология здоровья. - СПб., 2002. – 256 с. Бодров В. А. Информационный стресс. – М., 2000. - 352 с. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998. – 496 с. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002. – 496 с. "Шутки-минутки" (использование на уроках экспресс-приёмов по снятию психо-эмоциональной нагрузки) http://www.uchportal.ru/publ/ Электронная книга «Копилочка активных методов обучения» http://sozvezdieoriona.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija/5-1-0-37

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося  на индивидуально-дифференцированной форме обучен...

Методические рекомендации и дидактические материалы «Азбука нравственности» (для детей младшего школьного возраста).

Методический материал, направленный на формирование нравственных ценностей воспитанников....

Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".

Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...

Внеклассное воспитательное мероприятие в форме дискуссионного клуба "Моя малая родина" совместно с учащимися младших и старших классов

Классный час в форме заседания дискуссионного клуба по теме "Моя малая родина" с разновозрастными учащимися (4 и 11 классы) с целями 1.     Создание условий для обмена и передачи...

Методические рекомендации учителю английского языка при выборе УМК (для младшего школьного возраста)

Методические рекомендации учителю английского языка при выборе УМК (для младшего школьного возраста)Чем следует руководствоваться при выборе учебника для изучения английского языка детьми младшего шко...

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....