Методические рекомендации и дидактические материалы «Азбука нравственности» (для детей младшего школьного возраста).
методическая разработка по теме

Васильева Анжела Николаевна

 

Методический материал, направленный на формирование нравственных ценностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_nravstvennosti.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 и дидактические материалы

«Азбука нравственности»

(для  детей  

младшего школьного возраста).

               

Составитель:

социальный педагог

Васильева Анжела Николаевна


Уважаемые коллеги!

      Представляю Вам методический материал, направленный на формирование нравственных ценностей воспитанников, ориентации на добро, любовь, милосердие, чуткость, толерантность.

Методические рекомендации включают:

  • Первый блок «Правила поведения на улице, в школе, дома»;
  • Второй блок «Добрые и недобрые дела»;
  • Третий «Ежели вы вежливы»,
  • Четвертый «Взаимопомощь: как ее организовать…»;
  • Пятый блок «Как стать трудолюбивым».  


1 блок

Правила поведения на улице, в школе, дома.

Форма проведения: круглый стол.

Обсуждение начинается с составления правил поведения, каждый воспитанник должен нарисовать картинку, соответствующую какому либо правилу. Каждое правило обсуждается за круглым столом и вносится в кодекс правил учреждения, картинки нарисованные ребятами сшиваются в книжку.

Если ребята затрудняются, даётся подсказка:

  1. Правила поведения на улице:
  • Поддерживай чистоту и порядок, которые наводят взрослые во дворе, не сори, не ломай деревья и кустарники, сажай цветы, не забывай о птицах, которым нужен корм особенно зимой.
  • Не пачкай стены, не пиши на них. Такое поведение – не только признак некультурности, его можно считать хулиганством, а это уже нарушение закона.
  • Помоги взрослым в строительстве детской площадки, бережно обращайся со всем, что построено для вас. Играть надо так, чтобы не мять цветник, не мешать прохожим.
  • Будь дружелюбен с другими детьми, не ссорься из-за пустяков.
  • Если увидишь плачущего малыша без присмотра, узнай, в чем дело, и помоги ему. Никогда не обижай маленьких.
  • Не смейся, не разглядывай пристально людей с физическими недостатками.
  • Будь внимателен ко всем, кому нужна помощь.
  1. Правила поведения в доме:
  • Постоянно следи за чистотой своего лица, рук, шеи, опрятностью одежды и обуви.
  • Помогай взрослым сотрудникам детского дома, не дожидаясь, когда они тебя попросят о чем-то, напомнят о твоих обязанностях.
  • Если ты насорил, убери за собой.
  • Слова «здравствуйте», «доброе утро» говорят рано утром взрослым, учителям. За оказанную услугу обязательно говорят «Спасибо»
  • Выходя из-за стола, поблагодари старших. Не забудь похвалить заботливо приготовленную пищу.
  • Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, отвернувшись от того, кому они адресованы, перестают быть вежливыми.

2 блок

Добрые и недобрые дела.

О добром вежливом отношении к людям.

Что такое «добро и «зло»

Цель: привлекая литературные произведения и на примере знакомых детям жизненных ситуаций доступно объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» — «зло» (синонимы «хорошо» — «плохо»).

Занятия лучше всего строится в форме беседы, в ходе которой педагог объясняет, что такое «хорошо» («добро») и что такое «плохо» («зло»). Дети приводят примеры из сказок, рассказов, стихов, в которых действуют добрые и злые герои. Целесообразно задать вопросы: на чем строится их деление героев на положительных и отрицательных? Какие качества добрых героев им особенно нравятся и почему? На каких героев литературных произведений они хотят быть похожими? Желательно дать детям задание (можно в качестве домашней работы): изобразить в рисунке, какими они видят добро и зло.

В ходе беседы  можно организовать полемику: чей герой лучше? Ребята должны (вспоминая прочитанное) привести доказательства наличия тех или иных достоинств у своего героя, что способствует выработке, соответственно возрасту, навыков аргументации.

Важно, следить за ходом рассуждений детей, давать им нравственные ориентиры. Любимым героем маленького читателя может оказаться персонаж далеко не высокохудожественного произведения лишь за названные, подчас даже не воплощенные в образе моральные качества. Бывает, что любимым становится герой, слова и действия которого вызывают смех. В этом случае  нужно спросить детей, хотели бы они быть похожими на такого героя. Ответ детей будет, вероятнее всего, отрицательным, ведь никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Здесь уместно поговорить с детьми о роли смеха. Нередко он помогает искоренению того или иного недостатка в человеке. Почему мы смеемся над Волком из мультсериала «Ну, погоди!»? Хотим ли мы быть на него похожими? Важно выявить те отрицательные качества героя, на которые направлен смех автора, поговорить о положительной роли смеха в нашей жизни. На занятии следует использовать тексты, содержание которых близко и понятно детям. Желательно прочитать рассказы А.Крапивина «Алька ищет друга» и Е.Пермяка «Пичугин мост».

В процессе обсуждения этих произведений  детям объясняется, что нравственные явления делятся на две противоположные категории — добро и зло, которые,  выступают как действия людей (направлены на пользу людям или, наоборот, во вред), и как мотивы этих действий (каждый сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, и несет ответственность за свои поступки). Делается вывод, что каждый человек свободен в выборе действий и поступков.

На занятиях педагог  вместе с детьми анализирует нравственную сторону отношений, представленных в конкретных ситуациях, формирует правила и нормы, в соответствии с которыми всегда надо поступать. Не стоит торопиться давать детям готовый ответ, лучше предложить им поискать его вместе.

В отношениях с людьми нравственные нормы проявляются в культуре их поведения, общения. Начать нужно с некоторых норм общения, что позволит лучше обосновать необходимость выполнения правил вежливости. Нравственные нормы поведения детям легче понять и усвоить, если противопоставить положительные и отрицательные явления, используя для этого литературный материал.

3 блок

«Ежели вы вежливы...»

(Волшебные (добрые) слова)

Цель:

 1) объяснить детям нравственный смысл слов, используемых при общении;

2) составить словарь наиболее широко употребляемых в общении слов;

 3) объяснить, что мы понимаем под формой общения.

Человек свое доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определенных слов. Их называют «добрыми» (или «волшебными») словами. Ими мы постоянно пользуемся, они помогают нам строить добрые взаимоотношения с окружающими. К ним относятся слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения за причиненные неудобства, за нанесенную обиду. «Какие вежливые слова вы знаете?» — с таким вопросом можно обратиться к группе воспитанников (ключевые слова: здравствуйте, спасибо, прошу извинения, пожалуйста, простите, разрешите). Затем следует перейти к объяснению этих слов на материале рассказа В.Осеевой «Волшебное слово». Желательно обсудить с детьми и те ситуации, когда эти слова им помогали (в качестве домашнего задания предложите сочинить сказку с использованием «волшебных» слов).

Необходимо учитывать, что психологическое восприятие всего, с чем сталкивается ребенок в этом возрасте, происходит через наглядные, зримые образы, наиболее доступные детскому воображению.

Вежливые слова пишем  на листьях дерева, рисунок которого педагогом подготовлен на доске заранее. Волшебное дерево может иметь вид цветной аппликации на стенде с написанными на разноцветных листьях дерева знакомыми детям понятиями. Можно также предложить детям «вырастить» собственное дерево, а затем провести конкурс на тему «Лучшее дерево Вежливости».

Особое внимание надо уделить тому, как мы произносим эти слова в процессе общения. Немаловажную роль играет интонация, она может быть доброжелательной, грубой, ироничной. Такое распространенное слово, как «спасибо», можно произнести по-разному (показать это детям). Таким образом, дети убеждаются в большом значении интонации.

Интерес у детей вызовет рассказ  о происхождении правил вежливости, их изменениях по мере развития общества. Для обсуждения привлекаются пословицы, поговорки, литературные произведения. (В подборе материала могут участвовать и дети.) Для чтения и обсуждения рекомендуется сказка А.Барто «Медвежонок-невежа».

Перед чтением желательно задать следующие вопросы: «Проследите, когда медвежонок не соблюдал правил вежливости, чистоты, вредил другим. Какое самое страшное нарушение правил вежливости, уважения совершил медвежонок?» В процессе обсуждения можно спросить: «Подумай: какие проступки совершаешь ты, подобно медвежонку? Поможет ли средство, которое применил медведь-отец, чтобы убедить сына в недопустимости такого поведения?» Эти вопросы можно задать и  на дом, а затем в классе поговорить на эту тему.

4 блок

«Взаимопомощь: как ее организовать»

Помощь — кстати

Цель: раскрыть конкретный смысл понятия «взаимопомощь в обучении», обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей друг другу в школе.

Помощь друг другу может быть чисто практической: поделиться цветными карандашами на уроке рисования; цветной бумагой — на уроке труда; помочь донести тяжелую вещь; поделиться завтраком с товарищем, который в трудный для него день забыл взять еду из дома, и пр. Учитель предлагает детям вспомнить случаи из их опыта, когда им помогли товарищи, соседи, прохожие.

Суть взаимопомощи в коллективе и в том, что каждый готов оказать товарищу помощь и ожидает помощи, поддержки от других. В этой связи детям можно предложить вспомнить литературные произведения на тему взаимопомощи (сказки «Гуси-лебеди», Ю.Олеша «Три толстяка», Г.Х.Андерсен «Снежная королева» и др.).

Взаимопомощь может выражаться в виде моральной поддержки. Например, девочку (мальчика) в очках обозвали «очкариком». Ребенок переживает. Дети вместе выражают неодобрение обидчику, требуют, чтобы он извинился и больше не обижал своего товарища. Если за обиженных никто не заступается, как это можно объяснить? Почему так происходит? Итог подводит учитель после высказываний детей. Причины неоказания помощи обижаемому разные. Одни ученики равнодушны, им нет дела до своего товарища; другие трусят, боятся, что получат отпор. Третьи злорадствуют, хотя сами и не дразнятся. А есть и такие, которые просто пассивны, считают, что кто-то более авторитетный, влиятельный должен навести порядок, решить вопрос по справедливости (например учитель).

Затем учитель вместе с детьми составляет правило, суть которого можно выразить следующими словами: «Мы все отвечаем за то, что кому-то плохо в коллективе (классе), по отношению к нему совершается несправедливость, что сильный обижает слабого и т.п. Все вместе мы можем остановить обидчика (обидчиков), осудить их.

Как мы можем остановить обидчика? Из предложений детей выбираются наиболее приемлемые. Если в классе есть подобные обидчики, учитель предлагает прослушать две басни И.А.Крылова: «Кот и Повар» и «Зеркало и Обезьяна». Затем дети переносят мораль этих басен на обсуждаемую проблему.

Педагог обращает внимание детей на необходимость различать помощь в учебе и подсказку. Кто-то получил плохую отметку, так как отстал в учебе из-за болезни — товарищи предлагают свою помощь.

Можно с детьми обсудить и такие случаи. Воспитанник Петя поделился с товарищем, а тот в подобной ситуации не захотел ему оказать помощь. В следующий раз Петя тоже отказывает в помощи. Что вы можете сказать об этом случае? Как надо поступить? Мнения детей обобщает учитель.

На тему занятия педагог предлагает сочинить, придумав название, небольшой рассказ или сказку. Предварительно с детьми проговариваются возможные варианты содержания. Детям можно предложить разыграть небольшие сценки, используя игрушечные персонажи (зверей, кукол). Сценарии дети сочиняют или сами, или вместе с учителем, или берут из книг, кинофильмов. В этой связи учитель напоминает детям о необходимости использования «вежливых слов», тех, что нам помогают в общении, повседневной жизни.

Далее учитель говорит о значении взаимопомощи при выполнении общего дела.

Разговор об этом можно начать с чтения басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

По окончании чтения педагог организует обсуждение басни примерно по таким вопросам: Как вы думаете, зачем герои решили везти воз с поклажей? Была ли у них общая цель? Почему они взялись везти воз втроем? Как будет правильнее сказать: они работали вместе или рядом? Удалось ли им выполнить задуманное? Почему? Что им нужно было бы сделать, чтобы сдвинуть воз?

Цель данной беседы — подвести школьников к пониманию того, что общее дело возникает тогда, когда каждый его участник помогает другим, когда все — единомышленники и признают, что только при условии взаимопомощи можно прийти к достижению общей цели.

Вторую часть урока целесообразно посвятить проблеме чуткости. Проводится в форме беседы.

Как вы понимаете такое высказывание: «Друг тот, кто сам догадывается о том, что ты нуждаешься в помощи»? Бывали ли у вас такие случаи, когда друзья или подруги приходили на помощь даже тогда, когда вы их об этом не просили? Случалось ли вам самим оказывать помощь или предлагать ее другим, даже если вас об этом не просили? Как узнать, что человек нуждается в помощи? Всегда ли можно попросить о помощи другого человека? Да, нет? Почему?

В заключение дети называют те качества, которыми обладает человек, готовый всегда помочь другому, вспоминают своих любимых героев, обладающих этими качествами. Если дети затрудняются в назывании качеств, учитель может, написать их перечень на доске: добрый, заботливый, отзывчивый, тактичный и т.п.

5 блок

Как стать трудолюбивым

«Ученье — свет, а неученье — тьма»

(О добросовестном отношении к учебе)

Цель: помочь детям уяснить, зачем нужно учиться, какую роль играет образование в жизни людей.

Педагог начинает занятие с вопроса: что случится, если люди разучатся что-то создавать, производить, чинить, готовить и т.д.? Такая постановка вопроса может вызвать недоумение у детей, потому что даже представить трудно, что это вдруг произойдет. Безусловно, они найдут, что ответить. Далее желательно спросить: кто создал все, что нас окружает, — дома, машины, предметы быта, одежду? Кто выращивает хлеб, овощи, готовит вкусную еду?

Предварительное обсуждение даст учителю возможность подвести детей к мысли о том, что человек, прежде чем что-то создать, должен получить необходимое количество знаний, овладеть определенными умениями, приобрести навыки в работе. Для этого нужно учиться, ведь любая профессия требует знаний, А чтобы получить эти знания, вы переходите в школу, где учитесь читать, писать, считать, узнаете законы окружающего мира, живой и неживой природы, т.е. получаете общее образование. После окончания школы человек выбирает специальность. Как правило, он хочет заниматься делом, в почете, потому что она нужна. Нужны и врачи, и учителя, и строители, и повара, и инженеры, и библиотекари, и музыканты, и многие другие специалисты.

На занятии дети могут рассказать (по желанию), кем работали их родители. Необходимо сказать и о том, что выбор специальности бывает связан с каким-либо увлечением в детстве. По просьбе педагога дети рассказывают о своих увлечениях, о том, чем хотели бы заниматься в будущем, изображая это с помощью рисунков. Тему можно сформулировать так: «Кем я хотел бы стать в будущем». Далее педагог должен подвести детей к выводу о необходимости знаний. Надо убедить детей в том, что без знаний, старания в учении их мечты никогда не претворятся в жизнь.

Педагог спрашивает:

«Хочется ли кому-либо из вас быть похожим на Незнайку?

 Почему, что бы ни задумывал Незнайка, у него ничего не получалось?» Детям предлагается придумать свою сказку про Незнайку, изобразив этого героя в рисунке.

Педагог может сказать, что в древние времена знания передавались из поколения в поколения через устную речь. Они сохранились в старинных преданиях, пословицах и поговорках. Рисунки древних людей на стенах пещер — это тоже способ передачи знаний. Значительно позже

люди научились делать записи на папирусе, глиняных табличках. С появлением письменности возникают первые библиотеки — хранилища знаний. Прошло очень много лет, прежде чем человек изобрел печатный станок, ведь книги до него были рукописными. В наше время знания научились хранить в памяти машины — компьютера. Появился Интернет как средство получения и передачи информации, т.е. тех же знаний.

Педагог задает детям вопрос:

Какие пословицы и поговорки говорят о значении знаний в жизни человека? В качестве примера можно привести следующие:

  1. «Век живи — век учись»,
  2.  «Грамоте учиться — всегда пригодится»,
  3. «Белое поле, черное семя — кто его сеет, тот разумеет»,
  4. «Ученье — свет, неученье — тьма».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические материалы к 1 блоку

В.Осеева

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

—Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

Вопросы

Кому помог мальчик?

Правильно ли он поступил?

О чем девочка спрашивала мальчика?

Чего она никак не могла понять?

В чем проявились вежливость и воспитанность мальчика?

Р.Зеленая, С.Иванов

Страшная история

Вот какая история произошла с одним мальчиком.

Однажды он вылез из трамвая, думая про вчерашний хоккей, и бросил билет на тротуар. Он всегда так делал: что не нужно,  тут же бросал — бумажку от жевательной резинки, золотую обертку от шоколада, стаканчик от мороженого вместе облизанной палочкой.

И вдруг, едва мальчик сделал несколько шагов, на него накинулся вихрь. Летели бумажки, газеты, окурки. Конфетные фантики порхали и сталкивались, разорванные бабочки.

Неожиданно из этой метели вынырнула маленькая девочка. Она ревела от страха. К щеке ее прилепился трамвайный билетик.

Бежим! — закричал мальчик. – Может быть убежим!

И тут по голове его стукнула коробка от торта. В ушах зазвенело…

Какая неряха бросает коробки на улице?! – закричал мальчик, да так громко, что проснулся.

Зазвенел будильник. Мальчик сел на кровати и тут же вспомнил девочку из сна, билетик на ее щеке – тот самый, который он бросил, выходя из трамвая. И тогда мальчик наконец понял, откуда берется мусор на улицах.

Вопросы:

Какая история произошла с мальчиком?  Расскажите.

Это было с ним во сне или наяву?

Так откуда же берется мусор на улицах нашего поселка?

А вы в этом принимаете участие? Что же будем делать дальше?

Итогом заседания кругового стола,  утверждения правил поведения воспитанников детского дома, на улице, дома.

Дидактические материалы к 2 блоку

Пословицы и поговорки

При солнышке тепло, При матери добро.

Птица рада весне, а дитя — матери.

Хороша дочка Аннушка, Коли хвалят мать да бабушка.

Вопрос

Когда человеку хорошо?

В.А.Сухомлинский

Как Белочка Дятла спасала

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда — Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

— Почему это ты, Дятел, плачешь?

— Нечего есть, Белочка...

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы

Кого вы пожалели? Почему?

Почему радуются Белочка и бельчата?

     

В.А.Сухомлинский

Чтобы бабочка не укололась

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации — острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку — что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

— Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

— Чтобы бабочка не укололась, — ответила Зоя.

Вопросы

Зачем Зоя ломала колючки акации? А это для акации хорошо или плохо? Хорошо ли поступила Зоя? Почему?

Е. Пермяк

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребенка спасти!

— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя все говорить будут.

— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уже во всех странах прославишься.

А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Только перескакивать через нее было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. Другие ребята переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был, чтобы рубить им ветлу.

Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только легло бревно через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно если снег. Решил Сема приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить по нему.

Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:

— Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали называть его Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила, новый мост перекинули. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через лес по тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост построил мальчик.

Вопросы

Как появился Пичугин мост? Почему и кто его построил?

Очень ли нужен этот мост людям?

Почему люди дали мосту название «Пичугин мост»?

Почему и у нового моста осталось старое название?

Е.Пермяк

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей обижал. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — все. Он к добрым — добрые тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзе -ем поиграть, а тот зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, слезы утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Вопросы

Как Вова относился к окружающим?

Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?

А ты хотел бы, чтобы тебя боялись?

Почему Вова остался один на свете?

Почему все отвернулись от Вовы?

Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

Дидактические материалы к 3 блоку

С.Я.Маршак

Ежели вы вежливы.

Ежели вы Вежливы

И к совести Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите Старухе.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей

предложите

Без просьбы —

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с

тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы

Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Он их благодарил, «Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

Вопросы

Как должен поступать вежливый человек? Кому следует помогать в транспорте? А как нужно вести себя на уроке? Как надо разговаривать с тетей, дедушкой и бабушкой?

А как не следует поступать?

В.Осеева

Волшебное слово

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

— Еще бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому!

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

— Не дает! Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы все знаете? Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза...

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старичок! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску... Пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное, морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста. За столом все сразу замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять, — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу, но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Вопросы

Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

Какое «волшебное слово» сказал старик Павлику?

Как его надо говорить?

Как Павлик пытался заставить брата взять его с собой кататься на лодке?

Что он ему говорил? Почему? А «волшебное слово» помогло? Почему?

Одно ли волшебное слово изменило отношение окружающих к Павлику?

В.Масс, М.Червинский

Друзья, вот вам на всякий случай

стихи о школьнике одном

Его зовут.., а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо»,«здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык...

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день».

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

Вопросы

Каких слов не знал этот мальчик? Почему?

Как он здоровается, прощается? Правильно ли он это делает?

Как ему помочь?

А.Барто

Медвежонок-невежа

Был сынок у маменьки

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою

В медведицу бурую.

Уляжется медведица

Под деревом, в тени,

Сын рядом присоседится,

И так лежат они. Он упадет:

Ах, бедненький!

Его жалеет мать.

Умнее в заповеднике

Ребенка не сыскать!

Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный

И грязной лапой в мед!

Мать твердит:

Имей в виду

 Так нельзя хватать еду!

Он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шерстку языком.

Родители беседуют —

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

 Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу —

Медведю пожилому

Что такие мишки

Есть среди ребят.

 Вопросы

Почему автор называет медвежонка невежей?

Что он делает не так? А как надо?


М.Бартенев

Самый вежливый

Утром я нечаянно наступил папе на ногу, а он сказал, что мало того, что я нескладный, так еще и невежливый. Вежливые люди извиняются. А после обеда мы с Валеркой поспорили, кто из нас самый вежливый. Валерка сказал, что он, а я сказал, что я. Решили проверить. Я сказал, что надо на улицу выйти. Вышли. Я сказал, что кто больше до того угла наизвиняется, тот самый вежливый. Валерка сказал, что годится.

Раз, два, три — начали!

Я быстренько догнал одну тетеньку и стал ей сзади на ногу наступать, чтобы извиниться. Только оказалось, что это очень даже непросто — нарочно на ноги наступать. Особенно сзади. Тогда я решил спереди наступать. Перегнал тетеньку и наступил.

Извините, пожалуйста, — раз!

Потом я хотел дяденьке с портфелем наступить. Но смотрю, Валерка-то не на ноги наступает, а толкает вбок, а потом извиняется. А толкать-то еще проще, чем спереди наступать! Дяденьку с портфелем я тоже толкнул.

Извините, пожалуйста, — два!

А потом я вот чего придумал: ведь одного того же человека можно сначала вбок толкнуть — извините, пожалуйста, — три, а потом ему же на ногу наступить — извините, пожалуйста, — четыре!

Толкнул, наступил — пять, шесть!

Наступил, толкнул — семь, восемь!

Посмотрел на Валерку — он тоже старается, извиняется, пальцы загибает, чтоб не ошибиться. Потом смотрю — а до угла всего ничего осталось, а люди кончились. И у Валерки кончились. Толкать некого. Один только дяденька идет к нам спиной. Как мы к нему бросимся! Как толкнем с двух сторон! Как закричим в один голос:

Извините, пожалуйста, — девять!

А дяденька этот вдруг взял нас с Валеркой за шивороты и говорит знакомым голосом:

— Вот вы, значит, где и вот, стало быть, чем занимаетесь!

Посмотрел я на дяденьку, а это вовсе и не дяденька никакой, а мой папа! Стал я тогда папе объяснять, что это у нас с Валеркой соревнование на вежливость и что счет девять-девять.

Папа сказал, что, значит, у нас боевая ничья и что с Валеркой пусть его папа разбирается, а вот меня дома награда дожидается — это совершенно точно.

Валерка шел молча, а я у папы прощения попросил. Попросил прощения и загнул десятый палец. Последний. Мы как раз в это время до угла дошли.

Выходит, я все-таки самый вежливый!

Вопросы

Почему мальчики решили проверить, кто самый вежливый?

Как они это делали? Правильно ли так поступать?

Дидактические материалы к 4 блоку

Задания

1. Подчеркни правильный вариант предложения:

Взаимопомощь — это проявление заботы о другом человеке.

Взаимопомощь — это когда заботятся только обо мне.

2. Закончи предложение:

Взаимопомощь — это когда не только ты готов ____________________,но и ______________________.

3. Подумай, о ком ты заботишься, в чем это проявляется. Перечисли.

4. Трудно ли быть заботливым (подчеркни)? Да Нет

5. Прочитай стихотворение и запиши, какое правило из него можно вывести.

Труд делили поровну Мальчики и девочки: Шкаф тащили в сторону Девочки и девочки.

А два парня-крепыша

Стол тащили не спеша.

А.Барто

6. Подумай и ответь, правильно ли понимать взаимопомощь как «я тебе помогу, если ты мне тоже поможешь»?

7. Объясни содержание следующих правил:

Каждый участвует в общей работе.

Каждый делает работу по своим силам и умениям.

8.1. Прочитай начало рассказа.

Ты идешь с другом по улице. Вы видите, как у малыша мальчик постарше отнимает игрушку.

Продолжи рассказ, отвечая на следующие вопросы: Почему так поступает старший? Что вы с другом сделаете при виде этой сцены? Как отнесутся к вашему вмешательству ссорящиеся дети?

8.2. Выбери и подчеркни наиболее точное слово, каким ты хотел бы назвать свой поступок и поступок твоего друга:

Смелый, благородный, справедливый

9. Прочитай и ответь на вопросы.

Третьеклассник Миша не может попасть домой — заело замок. Он стоит и плачет.

Мимо идет, опираясь на палку, старичок с 8-го этажа. Он спрашивает у Миши, в чем дело. И тут же предлагает свою помощь, помогает Мише открыть дверь.

— Что Миша должен сказать этому старичку?

Вскоре Миша увидел того же старичка, который нес в обеих руках по сумке, опираясь на палку.

— Как должен бы поступить Миша? Почему? Л если бы это был другой старичок, незнакомый?

10. Представь, что у тебя есть волшебная лампа или друг — старик Хоттабыч. Тебе дана возможность сделать для всего класса доброе дело: превратить классную комнату в такую, какую пожелаешь.

— Нарисуй, какой ты хотел бы видеть свою классную комнату. Подумай, как сохранить все это. Что для этого надо делать?

11. Подчеркни нужный ответ.

Что нужно сделать, если твою игрушку взяли и не отдают:

1) вернуть силой, дракой;

2) заплакать;

3) обратиться к взрослым за помощью;

4) взять игрушку обидчика и сломать ее;

5) объяснить, что так нельзя поступать (брать и не отдавать чужую вещь);

6) предложить играть вместе.

12. Попробуй объяснить значение этих слов. Чему они учат?

Помощь — кстати.

После дела за советом не ходят.

На великое дело — великая помощь.

Слушайся добрых людей — на путь наведут.

Не послушался нас, так плачься на себя.


Н.Носов

Витя Малеев в школе и дома

(отрывок)

Витя наш подсказку любит,

 Витя в дружбе с ней живет,

Но подсказка Витю губит

 И до двойки доведет.

Вопросы:

Помогает ли Вите учиться подсказка одноклассников?

Можно подсказку назвать добрым делом, помощью?

Что может помочь Вите?

А бывало так, что и вы кому-нибудь подсказывали на уроке?

Зачем вы это делали?

И.Крылов

Лебедь, Щука и Рак

(басня)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалось и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там

Вопросы:

Почему герои басни взялись втроем тянуть воз?

Что из этого получилось? Почему? Что им можно посоветовать?

С.Михалков

Толстый Жук

На пустой лесной тропинке Толстый Жук лежал на спинке, Кверху ножки он держал И беспомощно жужжал.

Рядом, выйдя на тропинку, Муравей тащил былинку. Он взглянул издалека На жужжащего Жука,

Мимо Бабочка летела — На Жука не поглядела. Дождевой большой Червяк Не помог Жуку никак.

Не хотела Гусеница По пути остановиться.

Все спешили кто куда, Нет им дела — с кем беда!

Только вдруг,

Над тропинкой, сделав крут.

Приземлился майский Жук.

Вопросы:

Что случилось на лесной тропинке с толстым, неповоротливым Жуком?

Почему ему долго никто не оказывал помощи ?

Кто же ему все-таки помог? Почему?

О. Высотская

Ёжик

Сережа был очень нелюдим. Ох, как бы подружиться с ним? А может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: — Ёжик, Дай перочинный ножик! А Коля крикнет, всех смеша: Не уколитесь об Ежа! Но Ёж как будто глух и нем — Сидит, не говорит ни с кем.

Сережа, взять в кино билет? — А он сердито буркнет: — Нет. А на коньках пойдешь кататься? Нет, мама будет волноваться.

И вот уже под Новый год

Узнали об Еже,

Что Ёжик с матерью живет

В подвальном этаже,

Что нет отца, а мать больна.

Давно уж не встает она.

И Ёжик ходит за обедом

И топит печь вдвоем с соседом.

Он должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному Приходится Сереже, Решил Алеша: «Мы ему Всей звездочкой поможем!» Друзья стучатся у дверей. Открой, Сережа, поскорей! Мы в нашем переулке Тебе купили булки. И сахар взяли заодно! А здесь, в пакетике, — пшено! Давай готовить ужин! — Сережа был сконфужен. Уж не казался он Ежом, Он стал совсем не колкий, Скорей за чайником пошел, Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить, Пожалуй, с целым светом!.. Когда кому-то трудно жить, Должны мы знать об этом.

Вопросы:

Как вы понимаете слово «нелюдимый»?

Почему ребята звали Сережу Ёжиком ?

Какие отношения были у Сережи с одноклассниками ?

Почему Сережа никуда не ходил с друзьями?

Много ли знали одноклассники о жизни Сережи ?

Как изменилось отношение к нему ребят, когда они узнали о Сережиных проблемах?

Хорошо ли иметь друзей и почему?

Аварская сказка

Жила мать, растила сыновей. Повзрослев, отправились они в мир. И каждому она дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помощь — не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, достанешь лепешку, протянешь спутнику, чтобы делил. Возьмет себе он большую часть лепешки, а меньшую отдаст — жаден, не иди с ним.

Вопросы:

Как ты думаешь, почему такие советы давала мать сыновьям?

Как в описанных случаях должны поступать настоящие товарищи?

Спроси себя сам, как бы ты поступил в первом и во втором случае?


Дидактические материалы к 5 блоку

Читалочка

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

 «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу

 «Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать, Не надо ждать,

 А можно взять и почитать!

Вопросы

Всегда ли можно попросить кого-то почитать? Почему?

Хорошо ли уметь читать самому?



Содержание

  1. Блок №1 «Правила поведения на улице, в школе, дома»…………………………………………………………4
  2. Блок №2 «Добрые и недобрые дела»…………………….5
  3. Блок №3 «Ежели вы вежливы» ………………………….7
  4. Блок №4 «Взаимопомощь: как ее организовать» ………………………………………………..……………….9
  5. Блок №5 «Как стать трудолюбивым»………………….11
  6. Приложение

Дидактические материалы к 1 блоку....................14

Дидактические материалы к 2 блоку…………....16

Дидактические материалы к 3 блоку…………....20

Дидактические материалы к 4 блоку……………28

Дидактические материалы к 5 блоку….………...33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста на уроках хореографии

Рассмотрены некоторые аспекты работы с обучающимися младшего школьного возраста на уроках хореографии....

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

В КОПИЛКУ ПЕДАГОГУ! Дидактическая разработка для детей младшего школьного возраста "ЮНЫЙ ПАТРИОТ"

Игра разработана с помощью ИКТ. такая форма проведения игры вызывает активный интерес у ребят....

Дидактическая игра для детей младшего школьного возраста «Наварыла я борща» (о кубанской кухне)

Дидактическая игра может быть применена на внеклассных мероприятиях с целью изучения культуры Кубани, своей малой Родины....