Дополнительная образовательная программа «Школа жизни»
рабочая программа
Настоящая программа разработана на основании статьи № 75 закона Российской Федерации «Об образовании» и положения о требованиях программ дополнительного образования ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Звездный».
Воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zhizni.docx | 60.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный»
Утверждаю:________________
Директор ГБУСО РБ «Звездный»
Приказ №____
от__________ О.А. Цыремпилов
Дополнительная образовательная программа
«Школа жизни»
Возрастная категория: от 8 до 17 лет
Срок реализации: 1 год
Составили воспитатели
семейной группы «Успех»
Дьячкова М А
Егоров Н А
Снурина О.А
Баргузин, 2020 - 2021 год.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основании статьи № 75 закона Российской Федерации «Об образовании» и положения о требованиях программ дополнительного образования ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Звездный».
Воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений.
Программа направлена на духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса, на формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности дети, организацию свободного времени в течении, дня; и сочетать в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников.
Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:
- гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъет-субъектных отношениях);
- прородосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);
- культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков). Принцип концентрации воспитание на развитии социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, физическом, социальном становлении.
Методологические основы программы
Методологическими основами программы являются:
- Основные идеи теории семеиного воспитания, деятельности детей в семье (СтепановН.С, Шайдо Т.Н)
- Педагогический процесс , как усовершенствования личности (Година Г.Н)
- Сохранение и укрепление здоровья, изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей (Кучма. В.Р, Некрасова М. М, Фетодова И. В)
- Совокупность гигиенических правил, сохранение и укрепление здоровья (Лизунова И.Ю Кузнецова С.М.)
- воспитание положительного отношения к труду, Нравственных чувств у школьников (Виноградовой А.М)
Актуальность программы
Анализируя поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы убеждаемся, что у наших подопечных не сформированы необходимые жизненно-важные навыки практического и материального порядка. Есть существенные трудности в общении с окружающими. Проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям. Слабо сформировано, либо совершенно не сформировано представление о собственной семье и личной жизни. Отсутствие навыков взаимопомощи.
Проблема подготовки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации остается на сегодняшний день актуальной. Для понимания сложившейся ситуации рассмотрим социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны не развитый социальный интеллект (способность принять на практике, полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, не понимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка. Очень много зависит отвнутренней установке молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «Я ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «Один против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, не готовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организации быта, питании и свободного времени, взаимодействием с социум, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи. После ухода из интернатного учреждения у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, не знания многих простых вещей. Очевидно, что трудности в последующем возникают в связи с рядом причин: отсутствия у молодых людей ориентации в мире профессии и трудности при самоопределении; отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения; ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам. Таким образом, проблема подготовки выпускников из детского дома к самостоятельной жизни на сегодняшний день остается актуальной. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Для решения этой проблемы была разработана программа «Школа жизни».
Отличительные особенности данной программы:
Программа охватывает возрастные группы от 11 до 16 лет, набор детей свободный, переменный. Определяет основные моменты воспитания: доброжелательность, самостоятельность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить воспитанников к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения
Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путем развития личностных социально значимых качеств у детей-сирот. Подготовка выпускников Центров и интернатных учреждений к самостоятельной жизни.
Задачи:
- Создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии.
- Создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребенка и развития его способностей.
- Формировать у детей основные понятия об этикете, психологии, семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни.
- Развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов воспитания
- Осуществить поиск новых способов и приемов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие.
- Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений)
- Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самопознания.
- Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков.
- Формирование мотивации на обучение и дальнейшее жизнеустройства.
- Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил гигиены тела и здорового образа жизни.
Программа 1 года обучения, рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся четыре раза в неделю. Продолжительность занятия: 1:20
Программа включает в себя четыре тематических блока, последовательно переходящих друг в друга один раз в неделю т.е. четыре тематических блока по одному часу из каждого блока будут проходить за неделю.
Форма подведения итогов по программе:
- тестирование
- практические занятия
- «Мастер-классы» от воспитанников
Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления детей. Все занятия сочетают в себе разные виды деятельности: викторины, беседа, игра, практические занятия. Также предусмотрено использование КТК -электронных презентаций, физ.минуток, видеоматериалы, видео- уроки (по блоку№4).
1 блок «Моя семья»
Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые предоставления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. такие представления у детей-сирот, поступивших в Центры, в основном, из неадаптированных семей, существенно искажены. В Центре воспитываются дети, имеющие негативный опыт прошлой жизни. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, которые никогда не видели родителей, не имеющие опыта проживания в семье, представления о семье, а те, которые поступили из семей, приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто не верный, образ той или иной роли.
2 блок «Самообслуживающий труд»
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания учащихся, базой для развития творческих способностей учащихся, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеурочные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитание культуры труда, что позволяет более успешно адаптироваться в окружающей действительности. При этом важно, что именно внеурочные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств учащихся.
Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.
3 блок «Гигиена тела»
Воспитание у детей навыков личной гигиены тела и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, о знании и выполнении детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Создание благоприятно микросреды и морально- психологического климата в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значение чистоте, гигиене и самостоятельному уходу за телом.
4 блок «Азбука кухни»
В результате реализации этого блока воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из Центра. При полученных знаниях дети должны понимать необходимость здорового питания, знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов и уметь их выполнять. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребности организма; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; заготавливать на зиму овощи и фрукты. Оказывать первую помощь про пищевых отравлениях и ожогах. Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной и творческой деятельностью, формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Самостоятельные задания развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения будущих выпускников.
Ожидаемый результат:
воспитанники должны усвоить:
блок №1 «Моя семья»: понятие семейной жизни, роль отца и матери, семейные ценности. Правильность построения своих семейных отношений, любви, верности, домашнего уюта, правильного воспитания;
блок №2 «Самообслуживающий труд»: практическое обслуживание помещений, самостоятельное применение средств личной гигиены, распределение видов деятельности. Знание правил здорового образа жизни, применение их в быту, умение работать самостоятельно и коллективно, знать и выполнять необходимые требования по технике безопасности.
ви, верности, домашнего уюта, правильного воспитания;
блок №3 «Гигиена тела»: понятие гигиены, этикета, нравственности, культуры, воспитанности, деликатности, моды, красоты, индивидуальности, ухоженности, гармоничности тела и души, достоинства. Иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, чистоплотным, культурным, ухоженным, современным человеком. Уметь одеваться со вкусом, использовать мужскую (женскую) косметику.
блок №4 «Азбука кухни»:способы приготовления, оформления и подачи блюд, пищевую ценность, правила поведения за столом, технику безопасности, санитарно-гигиенические требования. Правила поведения за столом. Приготовление холодных, горячих блюд, изделий из теста. Пользование электронагревательными приборами и режущими инструментами.
Учебный план
№ блока | Название блока | Количество часов | |
Теория Практика | |||
1 | Моя семья | 30 | 6 |
2 | Самообслуживающий труд | 18 | 18 |
3 | Гигиена тела | 18 | 18 |
4 | Азбука кухни | 18 | 18 |
Учебно-тематический план блок №1
Тема занятия | Срок проведения | № блока | Основное содержание | Кол-во часов | ||
Входная диагностика по программе | Сентябрь | 1 | ||||
1 | Семья. Функции семьи. | Сентябрь | №1 | Значение семьи в жизни человека. | 1 | |
2 | «Моя семья» | Сентябрь | №1 | О роли в семье. Мама и папа. | 1 | |
3 | «Я и моя семья» | Сентябрь | №1 | Значение семьи. | 1 | |
4 | «Роль отца и матери в семье» | Сентябрь | №1 | Важность семейного счастья. | 1 | |
5 | «Когда не мил родительский дом» | Октябрь | №1 | Понятие правильного построения семьи. | 1 | |
6 | Конфликты в семье и способы их решения. | Октябрь | №1 | Пути решения конфликтных ситуаций. | 1 | |
7 | Как вы понимаете понятие «девичья честь» и «настоящий мужчина» | Октябрь | №1 | Правильное понимание достоинства | 1 | |
8 | Как решать семейные проблемы. | Октябрь | №1 | Пути выхода из трудных ситуаций. Терпение. Сдержанность. | 1 | |
9 | Что значит быть авторитетным отцом, матерью. «Слова учат – примеры влекут» | Ноябрь | №1 | Дать понять, что мы являемся примером для своих детей. | 1 | |
10 | «Забота о себе и близких» | Ноябрь | №1 | Основы семейного законодательства. | 1 | |
11 | Взаимоотношения в семье | Ноябрь | №1 | Основные этические правила | 1 | |
12 | Поощрения и наказания в семье | Ноябрь | №1 | 1 | ||
13 | Основные проблемы семейных отношений | Декабрь | №1 | Основные родственные связи. Семейные взаимоотношения. | 1 | |
14 | Родительский долг. | Декабрь | №1 | Обязанности родителей перед детьми. | 1 | |
15 | Какие пороки и недостатки родителей ведут к разводу. | Декабрь | №1 | 1 | ||
16 | «В чем же кроется секрет счастливой семейной жизни?» | Декабрь | №1 | 1 | ||
17 | «Уважение и любовь» | Январь | №1 | Правильное понимание этих слов | 1 | |
18 | Викторина «Вместе дружная семья» | Январь | №1 | викторина | 1 | |
19 | Познавательные традиции семьи: «Что такое традиции? » | Январь | №1 | Понятие «традиций» | 1 | |
20 | Познавательные традиции нашей семьи | Январь | №1 | Планирование полезных дел в семье, беседа об организации отношений заботы в семье. | 1 | |
21 | «Праздничные традиции нашей семьи» | Февраль | №1 | Практическая работа – составление сценария празднования дней рождений. | 1 | |
22 | «Семейные традиции» | Февраль | №1 | История традиций. Семейные традиции. | 1 | |
23 | «Семейные традиции и профессия» | Февраль | №1 | 1 | ||
24 | «Родители – домашние учители» | Февраль | №1 | Роль родителей в воспитании детей. | 1 | |
25 | Познавательные игры в семье. | Март | №1 | Использование электронной презентации. | 1 | |
26 | Увлечения и интересы. Их влияние на выбор профессии. | Март | №1 | 1 | ||
27 | Школа в жизни человека. Роль родителей в подготовке детей к урокам. | Март | №1 | Знание о значимости школы для человека, обязанности членов семьи. | 1 | |
28 | Почему возникает желание не ходить в школу. | Март | №1 | 1 | ||
29 | «Корень учения – горек, а плод его сладок» | Апрель | №1 | 1 | ||
30 | «Труд – основа семейного счастья» | Апрель | №1 | Понятие: экономика и быт, бюджет семьи. | 1 | |
31 | «Самообслуживающий труд» | Апрель | №1 | 1 | ||
32 | Домашнее хозяйство. | Апрель | №1 | Понятие. Правила ведения. | 1 | |
33 | Бюджет семьи. | Апрель | №1 | Знать основные статьи доходов и расходов (схема) | 1 | |
34 | «Бережливость – лучшее богатство» | Май | №1 | Понятие бережливости, важность правильного расхода денег. | 1 | |
35 | Значение денег в жизни человека. | Май | №1 | Для чего нам нужды денежные средства, важность доходов на семейное благополучие. | 1 | |
36 | «Семья – это семь Я» | Май | №1 | 1 | ||
37 | Закрепительное занятие по блоку №1 «Моя семья» | Май | №1 | Закрепление пройденного материала | 1 | |
38 | Мастер классы от воспитанников по блокам №1, №2, №3. | Май | 1 | |||
Выходная диагностика по программе | Май |
Учебно-тематический план блок №2
Тема занятия | Срок проведения | № блока | Основное содержание | Кол-во часов | ||
1 | Входная диагностика по программе | Сентябрь | 1 | |||
2 | Закрепление и расширение представление об одежде. | Сентябрь | №2 | Упражнение: «Узнай по описанию», «Назови что это?», дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди ошибку». | 1 | |
3 | Ежедневный уход за одеждой | Октябрь | №2 | Чистка щеткой, просушивание и проветривание одежды, развешивание в шкафу. | 1 | |
4 | «Наведем порядок в шкафу» | Октябрь | №2 | Складывание предметов одежды отдельно и в стопку, развешивание одежды на вешалки. | 1 | |
5 | Стирка мелких предметов одежды | Октябрь | №2 | Хранение грязной одежды, стирка мелких предметов одежды поэтапно: подготовительный, основной, заключительный. | 1 | |
6 | Глажение одежды. | Октябрь | №2 | Глажение мелких предметов, соблюдая правила безопасности работы с утюгом. | 1 | |
7 | Ремонт одежды: пришивание пуговиц. | Ноябрь | №2 | Пришивание пуговиц, соблюдая правила безопасной работы иглой и этап работы: подготовительный, основной, заключительный. | 1 | |
8 | Ремонт одежды. | Ноябрь | №2 | Пришивание петель на верхнюю одежду. | 1 | |
9 | Подготовка одежды к сезонному хранению | Ноябрь | №2 | Проветривание, встряхивание, складывание или развешивание | 1 | |
10 | Определение вида ухода за одеждой | Ноябрь | №2 | Определить, какой вид ухода за одеждой необходим и выполнить его | 1 | |
11 | Виды обуви. Закрепление и расширение знаний об обуви. Виды ухода за обувью. Значение и необходимость каждого вида ухода. | Декабрь | №2 | Виды игры: «Что лишнее?», «Назови или покажи», «Найди ошибку». | 1 | |
12 | Чистка обуви. Хранение чистой обуви. | Декабрь | №2 | Чистка обуви кремом. | 1 | |
13 | Определение видов ухода за обувью. | Декабрь | №2 | Определить вид ухода за обувью и выполнить его. | 1 | |
14 | Подготовка сезонной обуви к хранению. | Декабрь | №2 | Мытье обуви, сушка, чистка обуви. Уборка на хранение. | 1 | |
15 | Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать в помещении. | Январь | №2 | Определить, все ли гигиенические требования соблюдены в семье: чистота, свежий воздух, освещенность, температура. | 1 | |
16 | Правила ухода за мебелью. | Январь | №2 | Вытирание пыли с неполированной мебели влажной салфеткой, с полированной – сухой салфеткой. Чистка мебели специальными салфетками. | 1 | |
17 | Подметание пола в помещении | Январь | №2 | Подметание пола и ковровых покрытий влажным веником | 1 | |
18 | Генеральная уборка | Февраль | №2 | Последовательность выполнения генеральной уборки | 1 | |
19 | Как правильно заправлять кровать. | Февраль | №2 | Встряхнуть простынь, расправить простынь, одеяло, покрывало, подушку. | 1 | |
20 | Правила мытья в душевой кабине и в ванной. | Февраль | №2 | Последовательность выполнения. Техника безопасности. | 1 | |
21 | «Наши помощники – предметы сантехники» | Февраль | №2 | Правила пользования сантехникой. | 1 | |
22 | Условия, необходимые для роста растений. Зависимость состояния растений от осуществляемого ухода. | Март | №2 | Описание растений разных групп. | 1 | |
23 | Полив комнатных растений. | Март | №2 | Определение необходимости полива комнатного растения. Полив комнатного растения. | 1 | |
24 | Мытье комнатного растения в целом. Удаление пыли с листьев. | Март | №2 | Практическое занятие. | 1 | |
25 | Рыхление земли. Пересадка комнатных растений. | Март | №2 | Рыхление земли. Определения необходимости пересадки растения. Пересадка комнатного растения. | 1 | |
26 | Размножение комнатных растений. | Апрель | №2 | Срезать отростки и поставить в емкость с водой для ускорения (для последующей посадки) | 1 | |
27 | Менструация. Правила гигиены. Прокладки. | Апрель | №2 | Понятие менструации. Правила гигиены в период менструации. Виды прокладок, качество. Занятие для девочек. | 1 | |
28 | Как правильно мыть ноги. | Апрель | №2 | Правила, последовательность, заболевания ног. | 1 | |
29 | Прыщи на лице. Причина. Профилактика. | Апрель | №2 | Причина появления прыщей в подростковом возрасте, профилактика. | 1 | |
30 | Культура поведения за столом | Апрель | №2 | Закрепление правил «культура приема пищи и поведения во время еды» | 1 | |
31 | Ролевая игра «Чаепитие с друзьями» | Май | №2 | 1 | ||
32 | Сервировка стола | Май | №2 | Учить правильно сервировать стол. | 1 | |
33 | Закрепительное занятие по блоку №2 «Самообслуживающий труд» | Май | №2 | Закрепление пройденного материала | 1 | |
34 | Мастер классы от воспитанников по блокам №1, №2, №3. | Май | 1 | |||
35 | Выходная диагностика по программе | Май |
Учебно-тематический план блок №3
Тема занятия | Срок проведения | Основное содержание | Кол-во часов | |||
Входная диагностика по программе | Сентябрь | 1 | ||||
1 | Гигиена тела. Понятие. Строение организма. | Сентябрь | Знакомство с понятием, основными терминами. Строение тела. | 1 | ||
2 | Гигиена тела и ЗОЖ. Какая связь? Кожа. Виды кожи | Сентябрь | Красота тела напрямую зависит от ЗОЖ. | 1 | ||
3 | Уход за волосами. Прически. Практическое занятие. | Сентябрь | Усвоение правильного ухода за волосами. | 1 | ||
4 | Стрижки для волос. Украшения для волос. | Сентябрь | Показать и рассказать о стрижках. Правила использования украшений. | 1 | ||
5 | Расчески для волос, виды. Косметика для волос. | Октябрь | Практическое занятие. Наглядный пример. | 1 | ||
6 | Педикулез. Симптомы. Профилактика. | Октябрь | Рассказать о заболевании и профилактике. | 1 | ||
7 | Уши. Строение. Уход. | Октябрь | Понятие, строение, правила ухода за ушами. | 1 | ||
8 | Правила чистки зубов | Октябрь | Правила. Практическое занятие | 1 | ||
9 | «Берегите зрение смолоду» | Ноябрь | Строение глазного яблока. Уход. Профилактика различных глазных заболеваний. | 1 | ||
10 | Правила мытья рук. Косметика за уходом рук. | Ноябрь | Понятие «грязных рук» | 1 | ||
11 | Простудные заболевание. Профилактика. | Ноябрь | Видеофильм | 1 | ||
12 | Уход за ногтями рук. Мужской, женский маникюр. | Ноябрь | Практическое занятие с использование видеоматериала | 1 | ||
13 | Личная гигиена девочек | Декабрь | 1 | |||
14 | Личная гигиена мальчиков. | Декабрь | 1 | |||
15 | Возрастные изменения подростков | Декабрь | Видеоматериал | 1 | ||
16 | Половое воспитание. | Декабрь | 1 | |||
17 | Уход за ногами | Январь | 1 | |||
18 | Правила мытья в бане | Январь | 1 | |||
19 | Правила ухода за подмышками. | Январь | 1 | |||
20 | «Моя первая бритва» | Январь | Занятие для мальчиков. | 1 | ||
21 | Правила пользования душевой кабиной, ванной. | Февраль | Практическое занятие. | 1 | ||
22 | Постельное белье. Как часто нужно менять и для чего? | Февраль | Теория и практическое занятие. | 1 | ||
23 | Макияж женский и мужской. | Февраль | Понятие слова «красота» | 1 | ||
24 | Курение. Влияние курения на внешний вид. | Февраль | Использование видеоматериала. | 1 | ||
25 | Алкоголь. Влияние алкоголя на внешний вид. | Март | Губительный вред алкоголя на организм человека. | 1 | ||
26 | Наркотики. Влияние наркотических средств на внешний вид. | Март | Губительные свойства наркотических средств на организм человека. | 1 | ||
27 | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | Март | Использование видеоматериала. | 1 | ||
28 | Правила носки одежды по сезону. | Март | Правила носки одежды по погоде. | 1 | ||
29 | Мода. «Стиль – у каждого свой». | Апрель | Понятие моды, стиля, индивидуальности. | 1 | ||
30 | Закаливание. Важно ли оно? | Апрель | Правила закаливания, для чего нужно. | 1 | ||
31 | Осанка. | Апрель | Правила сидения за партой. | 1 | ||
32 | Человек: части тела, мимика, жесты, позы. | Апрель | Понятия: мимика, жесты, поза. Правильность подачи. | 1 | ||
33 | Витамины и здоровье. | Май | Установить взаимосвязь. | 1 | ||
34 | Уход за предметами личной гигиены: зубная щетка, мочалка. | Правила хранения и причины. | 1 | |||
35 | Походка человека говорит о многом. | Использование видеоматериала. | 1 | |||
36 | Личная гигиена. Значение гигиены для здоровья человека | май | Этап утреннего и вечернего туалета | 1 | ||
37 | «Руки мыть – здоровым быть» | май | Мытье рук, стрижка ногтей. | 1 |
Учебно-тематический план блок №4
Тема занятия | Срок проведения | № блока | Основное содержание | Кол-во часов | ||
Входная диагностика по программе | Сентябрь | 1 | ||||
1 | Знакомство с названиями посуды и столовыми приборами. | Сентябрь | №4 | Знакомство с названиями посуды, столовыми приборами (загадки, игры) | 1 | |
2 | Правила пользования столовыми приборами | Сентябрь | №4 | Виды приборов. Техника безопасности. | 1 | |
3 | Приготовление пищи. | Сентябрь | №4 | Как заварить чай. «Праздник русского самовара». | 1 | |
4 | Приготовление бутербродов | Октябрь | №4 | Научиться делать бутерброды различных видов. | 1 | |
5 | Блюда из яиц | Октябрь | №4 | Яичница, омлет, вкрутую, всмятку. | 1 | |
6 | Как приготовить кисель | Октябрь | №4 | Практическое занятие | 1 | |
7 | Блюда из картофеля. | Октябрь | №4 | Практическое занятие | 1 | |
8 | Знакомство с бытовой техникой | Ноябрь | №4 | Знакомство и правила пользования кухонным комбайном, электромясорубкой. | 1 | |
9 | Приготовление пищи: подготовка сырых овощей и фруктов для салатов. | Ноябрь | №4 | Практическое занятие | 1 | |
10 | Приготовление салатов из сырых овощей | Ноябрь | №4 | Практическое занятие | 1 | |
11 | Приготовление каши | Ноябрь | №4 | Практическое занятие | 1 | |
12 | Сырники и запеканки | Декабрь | №4 | Практическое занятие | 1 | |
13 | Закрепление название посуды и столовых приборов. | Декабрь | №4 | Закрепление умения пользоваться кухонной посудой и столовыми приборами. | 1 | |
14 | Приготовление пищи: как приготовить какао, кофе, компот. | Декабрь | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
15 | Подготовка овощей для салата. | Декабрь | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
16 | Правила варки овощей. | Январь | №4 | Теория и практика. | 1 | |
17 | Приготовление винегрета. | Январь | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
18 | Обработка и приготовление рыбы (жареная, отварная, рыбные котлеты, уха) | Январь | №4 | Теория, после практика. | 1 | |
19 | Знакомство с техникой: посудомоечная машина обучение и использование | Январь | №4 | Практическое занятие | 1 | |
20 | Правила пользования электроплитой. | Февраль | №4 | Теория и наглядный материал. | 1 | |
21 | Приготовление пищи: приготовление риса. | Февраль | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
22 | Приготовление пищи: вермишель. | Февраль | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
23 | Приготовление пищи: гречка. | Февраль | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
24 | Приготовление пищи: приготовление Бульонов и супов: суп с лапшой | Март | №4 | Теория и практическое занятие. | 1 | |
25 | Приготовление пищи: борщ. | Март | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
26 | Приготовление пищи: рассольник. | Март | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
27 | Приготовление пищи: обработка и разделка мяса. | Март | №4 | Теория, затем практика. | 1 | |
28 | Приготовление пищи: правила варки и жаренья, тушения. | Март | №4 | Практическое занятие. | 1 | |
29 | Приготовление пищи: блюда из мяса: котлеты, пельмени. | Апрель | №4 | Теория, затем практическое занятие. | 1 | |
30 | Изделия из теста: пирожки, ватрушки. | Апрель | №4 | Теория, затем практическое занятие. | 1 | |
31 | Изделия из теста: печенье и торты. | Апрель | №4 | Теория, затем практическое занятие. | 1 | |
32 | Изделия из теста: приготовление начинок для пирогов. | Апрель | №4 | Теория, затем практическое занятие. | 1 | |
33 | Изделия из теста: приготовление начинок для пирогов. | Май | №4 | Теория, затем практическое занятие. | 1 | |
34 | Закрепительное занятие по блоку №4 «Азбука кухни» | Май | №4 | Закрепление пройденного материала | 1 | |
35 | Мастер класс от воспитанников по блоку №4 «Азбука кухни» | Май | №4 | Чаепитие. | 1 | |
36 | Мастер классы от воспитанников по блокам №1, №2, №3. | Май | 1 | |||
Выходная диагностика по программе | Май |
Способы определения результатов:
Вид диагностики | Форма | Сроки проведения |
Входная (Приложение № 1) | Тестирование (анкетирование) | Сентябрь |
Текущая (Приложение № 2) | Тестирование (анкетирование) | Январь |
Выходная (Приложение № 1) | Тестирование (анкетирование) | Май |
Список Литературы.
1. Батова И. С «Вместе с ребенком, готовим Быстро и вкусно» 2007 г.
2. Година Г.Н воспитание положительного отношения к труду, Нравственных чувств у школьников/ Под ред. А.М. Виноградовой. М. Посвящение 2010.
3. Гигиена. Учебник. Под ред Лизунова И.Ю Кузнецова С.М. 2017
4. Кучма. В.Р под ред. 2015 Гигиена детей подростков. Руководством к практическим занятием.
5.Лебеденко Е.Н Развитие самосознания и индивидуальности. (Какой Я?)
Методическое руководство, 2014.
6.Минаева В.М Развитие эмоций школьников. Занятия. Игры. 1. С. В. Петерина «Воспитание нравственных чувств у детей».
7. Некрасова М М. Фетодова И. В Общая гигиена Учебник 2016.
8. Степанов Н.С Шайдо Т.Н «Практическое Пособие для работы в детских домах» 2011.г.
9. Тэри Элеонора « Маленький шеф» 2014. г
10. Юнг К.Г Проблемы души нашего времени. «Прогресс» «Уневерс» 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"
Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...
Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"
Дополнительная образовательная программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...
дополнительная образовательная программа "Школа лидеров"
Развитие самоуправления в образовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Актуальность развития ученическог...
«Развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце»
В статье представлен опыт работы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце» для детей 5-6 лет....
Дополнительная образовательная программа "Школа этикета"
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, а также может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, а также классными руководителями...
Дополнительная образовательная программа "Школа вожатого-новичка"
Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога. Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний, умений и навыков. Она строится на основе широкой эру...
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"
Новизна программы.Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения...