Дополнительная образовательная программа «Школа жизни»
рабочая программа

Егоров Николай Анатольевич

Настоящая программа разработана на основании статьи № 75 закона Российской Федерации «Об образовании» и положения о требованиях программ дополнительного  образования ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Звездный».

Воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_zhizni.docx60.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный»

                                                                                               Утверждаю:________________

Директор ГБУСО РБ «Звездный»

                                                                     Приказ №____

                                                                                        от__________ О.А. Цыремпилов

Дополнительная образовательная программа

«Школа жизни»

Возрастная категория: от 8 до 17 лет

Срок реализации: 1 год

Составили воспитатели

семейной группы  «Успех»

Дьячкова М А

Егоров Н А

                                                                                                                                                                    Снурина О.А

Баргузин, 2020 - 2021 год.

Пояснительная записка

 

Настоящая программа разработана на основании статьи № 75 закона Российской Федерации «Об образовании» и положения о требованиях программ дополнительного  образования ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Звездный».

Воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений.

  Программа направлена на духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса, на формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

  Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности дети, организацию свободного времени в течении, дня; и сочетать в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников.

Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:

  •  гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъет-субъектных отношениях);
  • прородосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);
  • культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков). Принцип концентрации воспитание на развитии социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, физическом, социальном становлении.

Методологические основы программы

Методологическими основами программы являются:

  • Основные идеи теории семеиного воспитания, деятельности детей в семье (СтепановН.С, Шайдо Т.Н)
  • Педагогический  процесс , как усовершенствования личности (Година Г.Н)
  • Сохранение и укрепление здоровья, изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей (Кучма. В.Р, Некрасова М. М, Фетодова И. В)
  • Совокупность гигиенических правил, сохранение и укрепление здоровья (Лизунова И.Ю Кузнецова С.М.)
  • воспитание положительного отношения к труду, Нравственных чувств у школьников (Виноградовой А.М)

Актуальность программы

Анализируя поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы убеждаемся, что у наших подопечных не сформированы необходимые жизненно-важные навыки практического и материального порядка. Есть существенные трудности в общении с окружающими. Проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям. Слабо сформировано, либо совершенно не сформировано представление о собственной семье и личной жизни. Отсутствие навыков взаимопомощи.

Проблема подготовки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации остается на сегодняшний день актуальной.  Для понимания сложившейся ситуации рассмотрим социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны не развитый социальный интеллект (способность принять на практике, полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, не понимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка. Очень много зависит отвнутренней установке молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «Я ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «Один против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, не готовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организации быта, питании и свободного времени, взаимодействием с социум, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи. После ухода из интернатного учреждения у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, не знания многих простых вещей. Очевидно, что трудности в последующем возникают в связи с рядом причин: отсутствия у молодых людей ориентации в мире профессии и трудности при самоопределении; отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения; ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам. Таким образом, проблема подготовки выпускников из детского дома к самостоятельной жизни на сегодняшний день остается актуальной. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Для решения этой проблемы была разработана программа «Школа жизни».

Отличительные особенности данной программы:

Программа охватывает возрастные группы от 11 до 16 лет, набор детей свободный, переменный. Определяет основные моменты воспитания: доброжелательность, самостоятельность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить воспитанников к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения

Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путем развития личностных социально значимых качеств у детей-сирот. Подготовка выпускников Центров и интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

Задачи:

  1. Создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии.
  2. Создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребенка и развития его способностей.
  3. Формировать у детей основные понятия об этикете, психологии, семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни.
  4. Развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов воспитания
  5. Осуществить поиск новых способов и приемов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие.
  6. Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений)
  7. Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самопознания.
  8. Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков.
  9. Формирование мотивации на обучение и дальнейшее жизнеустройства.
  10.  Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил гигиены тела и здорового образа жизни.

Программа 1 года обучения, рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся четыре раза в неделю.  Продолжительность занятия: 1:20

 Программа включает в себя четыре тематических блока, последовательно переходящих друг в друга  один раз в неделю т.е. четыре тематических блока по одному часу из каждого блока будут проходить за неделю.

Форма подведения итогов по программе:

- тестирование

- практические занятия

- «Мастер-классы» от воспитанников

  Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления детей. Все занятия сочетают в себе разные виды деятельности: викторины, беседа, игра, практические занятия. Также предусмотрено использование КТК -электронных презентаций, физ.минуток, видеоматериалы, видео- уроки (по блоку№4).

1 блок «Моя семья»

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

  Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые предоставления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. такие представления у детей-сирот, поступивших в Центры, в основном, из неадаптированных семей, существенно искажены. В Центре воспитываются дети, имеющие негативный опыт прошлой жизни. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, которые никогда не видели родителей, не имеющие опыта проживания в семье, представления о семье, а те, которые поступили из семей, приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто не верный, образ той или иной роли.

2 блок «Самообслуживающий труд»

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания учащихся, базой для развития творческих способностей учащихся, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеурочные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитание культуры труда, что позволяет более успешно адаптироваться в окружающей действительности. При этом важно, что именно внеурочные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств учащихся.

  Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

3 блок «Гигиена тела»

Воспитание у детей навыков личной гигиены тела и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, о знании и выполнении детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

  Создание благоприятно микросреды и морально- психологического климата в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значение чистоте, гигиене и самостоятельному уходу за телом.

4 блок «Азбука кухни»

В результате реализации этого блока воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из Центра. При полученных знаниях дети должны понимать необходимость здорового питания, знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов и уметь их выполнять. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребности организма; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; заготавливать на зиму овощи и фрукты. Оказывать первую помощь про пищевых отравлениях и ожогах. Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной и творческой деятельностью, формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Самостоятельные задания развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения будущих выпускников.

Ожидаемый результат:

воспитанники должны усвоить:

блок №1 «Моя семья»: понятие семейной жизни, роль отца и матери, семейные ценности. Правильность построения своих семейных отношений, любви, верности, домашнего уюта, правильного воспитания;

блок №2 «Самообслуживающий труд»: практическое обслуживание помещений, самостоятельное применение средств личной гигиены, распределение видов деятельности. Знание правил здорового образа жизни, применение их в быту, умение работать самостоятельно и коллективно, знать и выполнять необходимые требования по технике безопасности.

ви, верности, домашнего уюта, правильного воспитания;

блок №3 «Гигиена тела»: понятие  гигиены, этикета, нравственности, культуры, воспитанности, деликатности, моды, красоты, индивидуальности, ухоженности, гармоничности тела и души, достоинства. Иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, чистоплотным, культурным, ухоженным, современным человеком. Уметь одеваться со вкусом, использовать мужскую (женскую) косметику.

блок №4 «Азбука кухни»:способы приготовления, оформления и подачи блюд, пищевую ценность, правила поведения за столом, технику безопасности, санитарно-гигиенические требования. Правила поведения за столом. Приготовление холодных, горячих блюд, изделий из теста. Пользование электронагревательными приборами и режущими инструментами.

Учебный план

№ блока

Название блока

Количество часов

Теория                  Практика

1

Моя семья

30

6

2

Самообслуживающий труд

18

18

3

Гигиена тела

18

18

4

Азбука кухни

18

18

                             

 

Учебно-тематический план блок №1

Тема занятия

Срок проведения

№ блока

Основное содержание

Кол-во часов

Входная диагностика по

программе

Сентябрь

1

1

Семья. Функции семьи.

Сентябрь

№1

Значение семьи в жизни человека.

1

2

«Моя семья»

Сентябрь

№1

О роли в семье. Мама и папа.

1

3

«Я и моя семья»

Сентябрь

№1

Значение семьи.

1

4

«Роль отца и матери в семье»

Сентябрь

№1

Важность семейного счастья.

1

5

«Когда не мил родительский

дом»

Октябрь

№1

Понятие правильного построения семьи.

1

6

Конфликты в семье и способы их

решения.

Октябрь

№1

Пути решения конфликтных ситуаций.

1

7

Как вы понимаете понятие

«девичья честь» и «настоящий

мужчина»

Октябрь

№1

Правильное понимание достоинства

1

8

Как решать семейные проблемы.

Октябрь

№1

Пути выхода из трудных ситуаций. Терпение. Сдержанность.

1

9

Что значит быть авторитетным

отцом, матерью. «Слова учат –

примеры влекут»

Ноябрь

№1

Дать понять, что мы являемся примером для своих детей.

1

10

«Забота о себе и близких»

Ноябрь

№1

Основы семейного законодательства.

1

11

Взаимоотношения в семье

Ноябрь

№1

Основные этические правила

1

12

Поощрения и наказания в семье

Ноябрь

№1

1

13

Основные проблемы семейных

отношений

Декабрь

№1

Основные родственные связи. Семейные взаимоотношения.

1

14

Родительский долг.

Декабрь

№1

Обязанности родителей перед детьми.

1

15

Какие пороки и недостатки

родителей ведут к разводу.

Декабрь

№1

1

16

«В чем же кроется секрет

счастливой семейной жизни?»

Декабрь

№1

1

17

«Уважение и любовь»

Январь

№1

Правильное понимание этих слов

1

18

Викторина «Вместе дружная

семья»

Январь

№1

викторина

1

19

Познавательные традиции семьи:

«Что такое традиции? »

Январь

№1

Понятие «традиций»

1

20

Познавательные традиции нашей

семьи

Январь

№1

Планирование полезных дел в семье, беседа об организации отношений заботы в семье.

1

21

«Праздничные традиции нашей

семьи»

Февраль

№1

Практическая работа – составление сценария празднования дней рождений.

1

22

«Семейные традиции»

Февраль

№1

История традиций. Семейные традиции.

1

23

«Семейные традиции и

профессия»

Февраль

№1

1

24

«Родители – домашние учители»

Февраль

№1

Роль родителей в воспитании детей.

1

25

Познавательные игры в семье.

Март

№1

Использование электронной презентации.

1

26

Увлечения и интересы. Их

влияние на выбор профессии.

Март

№1

1

27

Школа в жизни человека. Роль

родителей в подготовке детей к

урокам.

Март

№1

Знание о значимости школы для человека, обязанности членов семьи.

1

28

Почему возникает желание не

ходить в школу.

Март

№1

1

29

«Корень учения – горек, а плод

его сладок»

Апрель

№1

1

30

«Труд – основа семейного

счастья»

Апрель

№1

Понятие: экономика и быт, бюджет семьи.

1

31

«Самообслуживающий труд»

Апрель

№1

1

32

Домашнее хозяйство.

Апрель

№1

Понятие. Правила ведения.

1

33

Бюджет семьи.

Апрель

№1

Знать основные статьи доходов и расходов (схема)

1

34

«Бережливость – лучшее

богатство»

Май

№1

Понятие бережливости, важность правильного расхода денег.

1

35

Значение денег в жизни

человека.

Май

№1

Для чего нам нужды денежные средства, важность доходов на семейное благополучие.

1

36

«Семья – это семь Я»

Май

№1

1

37

Закрепительное занятие по блоку

№1 «Моя семья»

Май

№1

Закрепление пройденного материала

1

38

Мастер классы от воспитанников

по блокам №1, №2, №3.

Май

1

Выходная диагностика по

программе

Май

Учебно-тематический план блок №2

Тема занятия

Срок проведения

№ блока

Основное содержание

Кол-во часов

1

Входная диагностика по

программе

Сентябрь

1

2

Закрепление и расширение

представление об одежде.

Сентябрь

№2

Упражнение: «Узнай по описанию», «Назови что это?», дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди ошибку».

1

3

Ежедневный уход за одеждой

Октябрь

№2

Чистка щеткой, просушивание и проветривание одежды, развешивание в шкафу.

1

4

«Наведем порядок в шкафу»

Октябрь

№2

Складывание предметов одежды отдельно и в стопку, развешивание одежды на вешалки.

1

5

Стирка мелких предметов

одежды

Октябрь

№2

Хранение грязной одежды, стирка мелких предметов одежды поэтапно: подготовительный, основной, заключительный.

1

6

Глажение одежды.

Октябрь

№2

Глажение мелких предметов, соблюдая правила безопасности работы с утюгом.

1

7

Ремонт одежды: пришивание

пуговиц.

Ноябрь

№2

Пришивание пуговиц, соблюдая правила безопасной работы иглой и этап работы: подготовительный, основной, заключительный.

1

8

Ремонт одежды.

Ноябрь

№2

Пришивание петель на верхнюю одежду.

1

9

Подготовка одежды к сезонному

хранению

Ноябрь

№2

Проветривание, встряхивание, складывание или развешивание

1

10

Определение вида ухода за

одеждой

Ноябрь

№2

Определить, какой вид ухода за одеждой необходим и выполнить его

1

11

Виды обуви. Закрепление и

расширение знаний об обуви.

Виды ухода за обувью. Значение

и необходимость каждого вида

ухода.

Декабрь

№2

Виды игры: «Что лишнее?», «Назови или покажи», «Найди ошибку».

1

12

Чистка обуви. Хранение чистой

обуви.

Декабрь

№2

Чистка обуви кремом.

1

13

Определение видов ухода за

обувью.

Декабрь

№2

Определить вид ухода за обувью и выполнить его.

1

14

Подготовка сезонной обуви к

хранению.

Декабрь

№2

Мытье обуви, сушка, чистка обуви. Уборка на хранение.

1

15

Гигиенические требования,

которые необходимо соблюдать

в помещении.

Январь

№2

Определить, все ли гигиенические требования соблюдены в семье: чистота, свежий воздух, освещенность, температура.

1

16

Правила ухода за мебелью.

Январь

№2

Вытирание пыли с неполированной мебели влажной салфеткой, с полированной – сухой салфеткой. Чистка мебели специальными салфетками.

1

17

Подметание пола в помещении

Январь

№2

Подметание пола и ковровых покрытий влажным веником

1

18

Генеральная уборка

Февраль

№2

Последовательность выполнения генеральной уборки

1

19

Как правильно заправлять

кровать.

Февраль

№2

Встряхнуть простынь, расправить простынь, одеяло, покрывало, подушку.

1

20

Правила мытья в душевой

кабине и в ванной.

Февраль

№2

Последовательность выполнения. Техника безопасности.

1

21

«Наши помощники – предметы

сантехники»

Февраль

№2

Правила пользования сантехникой.

1

22

Условия, необходимые для роста

растений. Зависимость состояния

растений от осуществляемого

ухода.

Март

№2

Описание растений разных групп.

1

23

Полив комнатных растений.

Март

№2

Определение необходимости полива комнатного растения. Полив комнатного растения.

1

24

Мытье комнатного растения в

целом. Удаление пыли с листьев.

Март

№2

Практическое занятие.

1

25

Рыхление земли. Пересадка

комнатных растений.

Март

№2

Рыхление земли. Определения необходимости пересадки растения. Пересадка комнатного растения.

1

26

Размножение комнатных

растений.

Апрель

№2

Срезать отростки и поставить в емкость с водой для ускорения (для последующей посадки)

1

27

Менструация. Правила гигиены.

Прокладки.

Апрель

№2

Понятие менструации. Правила гигиены в период менструации. Виды прокладок, качество. Занятие для девочек.

1

28

Как правильно мыть ноги.

Апрель

№2

Правила, последовательность, заболевания ног.

1

29

Прыщи на лице. Причина.

Профилактика.

Апрель

№2

Причина появления прыщей в подростковом возрасте, профилактика.

1

30

Культура поведения за столом

Апрель

№2

Закрепление правил «культура приема пищи и поведения во время еды»

1

31

Ролевая игра «Чаепитие с

друзьями»

Май

№2

1

32

Сервировка стола

Май

№2

Учить правильно сервировать стол.

1

33

Закрепительное занятие по блоку

№2 «Самообслуживающий труд»

Май

№2

Закрепление пройденного материала

1

34

Мастер классы от воспитанников

по блокам №1, №2, №3.

Май

1

35

Выходная диагностика по

программе

Май

Учебно-тематический план блок №3

Тема занятия

Срок проведения

Основное содержание

Кол-во часов

Входная диагностика по

программе

Сентябрь

1

1

Гигиена тела. Понятие. Строение

организма.

Сентябрь

Знакомство с понятием, основными терминами. Строение тела.

1

2

Гигиена тела и ЗОЖ. Какая

связь? Кожа. Виды кожи

Сентябрь

Красота тела напрямую зависит от ЗОЖ.

1

3

Уход за волосами. Прически.

Практическое занятие.

Сентябрь

Усвоение правильного ухода за волосами.

1

4

Стрижки для волос. Украшения

для волос.

Сентябрь

Показать и рассказать о стрижках. Правила использования украшений.

1

5

Расчески для волос, виды.

Косметика для волос.

Октябрь

Практическое занятие. Наглядный пример.

1

6

Педикулез. Симптомы.

Профилактика.

Октябрь

Рассказать о заболевании и профилактике.

1

7

Уши. Строение. Уход.

Октябрь

Понятие, строение, правила ухода за ушами.

1

8

Правила чистки зубов

Октябрь

Правила. Практическое занятие

1

9

«Берегите зрение смолоду»

Ноябрь

Строение глазного яблока. Уход. Профилактика различных глазных заболеваний.

1

10

Правила мытья рук. Косметика

за уходом рук.

Ноябрь

Понятие «грязных рук»

1

11

Простудные заболевание.

Профилактика.

Ноябрь

Видеофильм

1

12

Уход за ногтями рук. Мужской,

женский маникюр.

Ноябрь

Практическое занятие с использование видеоматериала

1

13

Личная гигиена девочек

Декабрь

1

14

Личная гигиена мальчиков.

Декабрь

1

15

Возрастные изменения

подростков

Декабрь

Видеоматериал

1

16

Половое воспитание.

Декабрь

1

17

Уход за ногами

Январь

1

18

Правила мытья в бане

Январь

1

19

Правила ухода  за подмышками.

Январь

1

 20

«Моя первая бритва»

Январь

Занятие для мальчиков.

1

21

Правила пользования душевой

кабиной, ванной.

Февраль

Практическое занятие.

1

22

Постельное белье. Как часто

нужно менять и для чего?

Февраль

Теория и практическое занятие.

1

23

Макияж женский и мужской.

Февраль

Понятие слова «красота»

1

24

Курение. Влияние курения на

внешний вид.

Февраль

Использование видеоматериала.

1

25

Алкоголь. Влияние алкоголя на

внешний вид.

Март

Губительный вред алкоголя на организм человека.

1

26

Наркотики. Влияние

наркотических средств на

внешний вид.

Март

Губительные свойства наркотических средств на организм человека.

1

27

Влияние окружающей среды на

здоровье человека.

Март

Использование видеоматериала.

1

28

Правила носки одежды по

сезону.

Март

Правила носки одежды по погоде.

1

29

Мода. «Стиль – у каждого свой».

Апрель

Понятие моды, стиля, индивидуальности.

1

30

Закаливание. Важно ли оно?

Апрель

Правила закаливания, для чего нужно.

1

31

Осанка.

Апрель

Правила сидения за партой.

1

32

Человек: части тела, мимика,

жесты, позы.

Апрель

Понятия: мимика, жесты, поза. Правильность подачи.

1

33

Витамины и здоровье.

Май

Установить взаимосвязь.

1

34

Уход за предметами личной

гигиены: зубная щетка, мочалка.

Правила хранения и причины.

1

35

Походка человека говорит о

многом.

Использование видеоматериала.

1

36

Личная гигиена. Значение

гигиены для здоровья человека

май

Этап утреннего и вечернего туалета

1

37

«Руки мыть – здоровым быть»

май

Мытье рук, стрижка ногтей.

1

Учебно-тематический план блок №4

Тема занятия

Срок проведения

№ блока

Основное содержание

Кол-во часов

Входная диагностика по

программе

Сентябрь

1

1

Знакомство с названиями посуды

и столовыми приборами.

Сентябрь

№4

Знакомство с названиями посуды, столовыми приборами (загадки, игры)

1

2

Правила пользования столовыми

приборами

Сентябрь

№4

Виды приборов. Техника безопасности.

1

3

Приготовление пищи.

Сентябрь

№4

Как заварить чай. «Праздник русского самовара».

1

4

Приготовление бутербродов

Октябрь

№4

Научиться делать бутерброды различных видов.

1

5

Блюда из яиц

Октябрь

№4

Яичница, омлет, вкрутую, всмятку.

1

6

Как приготовить кисель

Октябрь

№4

Практическое занятие

1

7

Блюда из картофеля.

Октябрь

№4

Практическое занятие

1

8

Знакомство с бытовой техникой

Ноябрь

№4

Знакомство и правила пользования кухонным комбайном, электромясорубкой.

1

9

Приготовление пищи:

подготовка сырых овощей и

фруктов для салатов.

Ноябрь

№4

Практическое занятие

1

10

Приготовление салатов из сырых

овощей

Ноябрь

№4

Практическое занятие

1

11

Приготовление каши

Ноябрь

№4

Практическое занятие

1

12

Сырники и запеканки

Декабрь

№4

Практическое занятие

1

13

Закрепление название посуды и

столовых приборов.

Декабрь

№4

Закрепление умения пользоваться кухонной посудой и столовыми приборами.

1

14

Приготовление пищи: как

приготовить какао, кофе, компот.

Декабрь

№4

Практическое занятие.

1

15

Подготовка овощей для салата.

Декабрь

№4

Практическое занятие.

1

16

Правила варки овощей.

Январь

№4

Теория и практика.

1

17

Приготовление винегрета.

Январь

№4

Практическое занятие.

1

18

Обработка и приготовление

рыбы (жареная, отварная,

рыбные котлеты, уха)

Январь

№4

Теория, после практика.

1

19

Знакомство с техникой:

посудомоечная машина обучение

и использование

Январь

№4

Практическое занятие

1

20

Правила пользования

электроплитой.

Февраль

№4

Теория и наглядный материал.

1

21

Приготовление пищи:

приготовление риса.

Февраль

№4

Практическое занятие.

1

22

Приготовление пищи:

вермишель.

Февраль

№4

Практическое занятие.

1

23

Приготовление пищи: гречка.

Февраль

№4

Практическое занятие.

1

24

Приготовление пищи:

приготовление

Бульонов и супов: суп с лапшой

Март

№4

Теория и практическое занятие.

1

25

Приготовление пищи: борщ.

Март

№4

Практическое занятие.

1

26

Приготовление пищи:

рассольник.

Март

№4

Практическое занятие.

1

27

Приготовление пищи: обработка

и разделка мяса.

Март

№4

Теория, затем практика.

1

28

Приготовление пищи: правила

варки и жаренья, тушения.

Март

№4

Практическое занятие.

1

29

Приготовление пищи: блюда из

мяса: котлеты, пельмени.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

30

Изделия из теста: пирожки,

ватрушки.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

31

Изделия из теста: печенье и

торты.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

32

Изделия из теста: приготовление

начинок для пирогов.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

33

Изделия из теста: приготовление

начинок для пирогов.

Май

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

34

Закрепительное занятие по блоку

№4 «Азбука кухни»

Май

№4

Закрепление пройденного материала

1

35

Мастер класс от воспитанников

по блоку №4 «Азбука кухни»

Май

№4

Чаепитие.

1

36

Мастер классы от воспитанников

по блокам №1, №2, №3.

Май

1

Выходная диагностика по

программе

Май

Способы определения результатов:

Вид диагностики

Форма

Сроки проведения

Входная (Приложение

№ 1)

Тестирование

(анкетирование)

Сентябрь

Текущая (Приложение

№ 2)

Тестирование

(анкетирование)

Январь

Выходная (Приложение

№ 1)

Тестирование

(анкетирование)

Май

Список Литературы.

1. Батова И. С «Вместе с ребенком, готовим Быстро и вкусно» 2007 г.

2. Година Г.Н воспитание положительного отношения к труду, Нравственных чувств у школьников/ Под ред. А.М. Виноградовой. М. Посвящение 2010.

3. Гигиена. Учебник. Под ред Лизунова И.Ю Кузнецова С.М. 2017

4. Кучма. В.Р под ред. 2015 Гигиена детей подростков. Руководством к практическим  занятием.

5.Лебеденко Е.Н Развитие самосознания и индивидуальности. (Какой Я?)

Методическое руководство, 2014.

6.Минаева В.М Развитие эмоций школьников. Занятия. Игры. 1. С. В. Петерина «Воспитание нравственных чувств у детей».

7. Некрасова М М. Фетодова И. В Общая гигиена Учебник 2016.

8. Степанов Н.С  Шайдо Т.Н «Практическое Пособие для работы в детских домах» 2011.г.

9. Тэри Элеонора « Маленький шеф» 2014. г

10.  Юнг К.Г Проблемы души нашего времени. «Прогресс» «Уневерс» 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"

Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...

Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"

Дополнительная образовательная  программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской  и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...

дополнительная образовательная программа "Школа лидеров"

Развитие самоуправления в образовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Актуальность развития ученическог...

Дополнительная образовательная программа "Школа этикета"

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, а также может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, а также классными руководителями...

Дополнительная образовательная программа "Школа вожатого-новичка"

Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога. Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний, умений и навыков. Она строится на основе широкой эру...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"

Новизна программы.Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения...