«Развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце»
статья на тему
В статье представлен опыт работы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце» для детей 5-6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце»
Перцева Елена Владимировна
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования»
г. Няндома
И мир, где было все мертво,
Задышит и придет в движенье, -
Лишь стоит брызнуть на него
Живой водой воображенья.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. «Творческая способность – способность творить». Все мы ценим творчество. Постоянно ищем способы развить в себе творческие способности, какими бы ни были наш род занятий или сфера интересов. Но необходимо ли иметь богоданный талант, чтобы быть творческой личностью? Или этим творческим способностям можно выучиться?
С древних времен считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений».
Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает ребенок, скорее всего и определяет, кем он станет. К трем годами у ребенка формируется 80 % мозга взрослого потенциала. Ребенок запоминает то, что ему интересно. Детское воображение и фантазия развивают творческие способности.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном и младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
В этот период дети живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Вот уже пять лет в РЦДО работает школа декоративно-прикладного творчества «Веретенце», где созданы все условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Занятия ведутся 2 раза в неделю в группах не более 10 человек. Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Цель данной программы – создание благоприятных условий для социализации ребенка, приобщение к народной культуре через включение ребенка в различные виды художественной деятельности.
Программа включает в себя следующие предметы:
- Рисование;
- Лепка;
- Аппликация;
- Детский фольклор.
Задачи данной программы представлены на слайде.
Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества, что является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Творческая деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.
Творческая деятельность на занятиях также дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании социального мира. «Попробуйте за ребенка сделать какое-нибудь мало-мальски сложное дело — он заплачет. Он хочет сам... И кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее». (В. М. Шукшин).
Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях
Раз в два месяца проводятся совместные занятия родителей с детьми, где выполняются коллективные работы. Такая совместная деятельность взрослых и детей помогает сближению, налаживанию контактов между взрослыми и детьми, педагогами и родителями. Дети с удовольствием работают вместе с взрослыми, демонстрируют перед ними свои навыки в работе.
Изобразительная деятельность является источником проявления положительных эмоций… От того, как ребенок воспринимает какое-либо явление, такое у него складывается к нему отношение. От этого будет зависеть характер изображения этого явления, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д. Итак, любая изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его.
В процессе рисования, лепки, выполнения аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Занятия любой художественной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение.
Педагоги предоставляют широкую возможность детям для самореализации.
На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разный подход к организации занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это дает возможность попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делает занятия живыми и интересными.
Перед педагогами стояла очень сложная задача: работая с группой детей, найти такие действенные методы и приемы работы, которые дают наиболее высокие результаты в личностном развитии детей.
Положительным результатом деятельности этой школы можно считать то, что у учащихся появляется уверенность, исчезает страх перед новыми педагогами и незнакомыми детьми, снижается фактор тревожности, дети легко адаптируются в новом коллективе. Немаловажным является и то, что почти 100% выпускников этой школы возвращаются в творческие коллективы нашего учреждения.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Поэтому, мы считаем, что на данном этапе главная задача взрослых: создать атмосферу, способствующую раскрытию собственного «Я» ребенка; установить отношения с миром; показать, как много интересного может человек узнать об окружающей его действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
Дидактический материал к дополнительной образовательной программе по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный клубок"
Данный материал может использоваться на занятиях по вязанию крючком....
Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды
В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...
"Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС"
Из опыта работы "Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественнонаучного цикла"...
СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству
Пояснительная записка. Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества»
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Основы декоративно-прикладного творчества». Предназначена для учащихся 8-12 лет Срок реа...
Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...