Дополнительная образовательная программа "Школа вожатого-новичка"
рабочая программа (9 класс) на тему
Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога. Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний, умений и навыков. Она строится на основе широкой эрудиции, знании детской психологии, управления процессом развития личности ребенка и детского коллектива, педагогические основы воспитания. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vozhatogo-novichka_programma_na_sayt.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
р.п.Воротынец Нижегородской области
Дополнительная образовательная программа
«Школа вожатого-новичка»
Автор: Кузьменкова Елена Геннадьевна, методист МБОУ ДОД ДДТ р.п.Воротынец
Пояснительная записка
В молодежной среде в последние годы, по данным социально-психологических исследований, особую престижность имеют такие специальности: юрист, экономист, дизайнер, переводчик, автомеханик, парикмахер. К сожалению, профессия педагога сейчас относится к малоперспективным и не престижным, хотя для нашей страны это чрезвычайно важная область деятельности и для нее требуются талантливые, умные, педагогически грамотные люди, способные сделать жизнь детей полноценней и радостней. Общество ждет, что педагоги начнут воспитывать новых граждан с яркой индивидуальностью, граждан со своей собственной позицией, граждан, умеющих проявлять инициативу и умеющих сохранять свою уникальность и уникальность других людей.
Таким образом, было решено создать новое направление для работы со старшими подростками - подготовка кадров для работы в лагерях дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений Воротынского района и в загородных лагерях в летний период.
Новизна данной программы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых.
Цель: создание педагогических условий, способствующих социальному и профессиональному самоопределению подростка.
Задачи:
- формирование готовности подростков к проектированию своего профессионального жизненного пути;
- овладение современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков в летний период;
- освоение необходимых психолого-педагогических знаний;
- обучение конкретным технологиям педагогической деятельности, умению их применить в различных ситуациях;
- развитие профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;
- формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность, чувства коллективизма, гордости за причастность к общему делу.
Данная образовательная программа дополнительного образования детей имеет социально-педагогическое направление. Программа рассчитана на детей старшего школьного возраста.
Возраст обучающихся: 15-16 лет.
Срок реализации программы: Один год. Объем учебной нагрузки 72 часа. Занятия проводятся 1 р. в неделю по 2 ч.
Формы занятий: лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организаций досуга детей.
Занятия в «Школе вожатого-новичка» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения. Курс сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, школе, методике организаций досуга детей.
По окончании образовательного курса проводится зачет и конкурс вожатского мастерства «Секреты вожатого». Участникам программы, успешно освоившим материал программы, вручаются сертификаты.
Учебно-тематический план
Тема № | Перечень разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение «Ориентиры лета» | 2 | 1 | 1 | |
I Раздел | Планирование и организация деятельности вожатого | 12 | 6 | 6 |
II Раздел | Развитие коллектива в условиях детского лагеря | 8 | 4 | 4 |
III Раздел | Возрастные физиологические и психологические особенности детей | 4 | 2 | 2 |
IV Раздел | Планирование воспитательной работы | 14 | 5 | 9 |
V Раздел | Игровая деятельность в лагере | 12 | 3 | 9 |
VI Раздел | Проектная деятельность | 10 | 5 | 5 |
VII Раздел | Сценическая деятельность | 8 | - | 8 |
Конкурс вожатского мастерства | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 72 | 24 | 48 |
Тематический план
Тема № | Перечень разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение «Ориентиры лета» | 2 | 1 | 1 | |
I Раздел | Планирование и организация деятельности вожатого | 12 | 6 | 6 |
1 | Логика развития лагерной смены | 1 | 1 | |
2 | Организационный период смены | 1 | 1 | |
3 | Основной период смены | 2 | 1 | 1 |
4 | Заключительный период смены | 2 | 1 | 1 |
5 | Организация самоуправления в ВДК | 2 | 1 | 1 |
6 | Классификация игр | 4 | 1 | 3 |
II Раздел | Развитие коллектива в условиях детского лагеря | 8 | 4 | 4 |
1 | Стадии развития коллектива | 2 | 1 | 1 |
2 | Воспитательные возможности коллектива | 2 | 1 | 1 |
3 | Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы | 2 | 1 | 1 |
4 | Конфликтные ситуации в лагере | 2 | 1 | 1 |
III Раздел | Возрастные физиологические и психологические особенности детей | 4 | 2 | 2 |
1 | Формы и методы работы с работы младшими школьниками (8-9 лет) | 2 | 1 | 1 |
2 | Формы и методы работы с работы младшими школьниками (10-12 лет) | 2 | 1 | 1 |
IV Раздел | Планирование воспитательной работы | 14 | 5 | 9 |
1 | КТД | 4 | 1 | 3 |
2 | Оформительские умения в работе вожатого | 4 | 1 | 3 |
3 | Тематические дни | 2 | 1 | 1 |
4 | Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов | 2 | 1 | 1 |
5 | Отрядный огонек | 2 | 1 | 1 |
V Раздел | Игровая деятельность в лагере | 12 | 3 | 9 |
1 | Игротека | 4 | 1 | 3 |
2 | Ролевые игры | 4 | 1 | 3 |
3 | Разработка конкурсно-игровых программ | 4 | 1 | 3 |
VI Раздел | Проектная деятельность | 10 | 5 | 5 |
1 | Отрядная программа | 2 | 1 | 1 |
2 | Разработка проекта тематического дня в лагере | 2 | 1 | 1 |
3 | Разработка тематического мероприятия | 2 | 1 | 1 |
4 | Разработка собственной мастерской | 2 | 1 | 1 |
5 | Разработка творческой визитной карточки | 2 | 1 | 1 |
VII Раздел | Сценическая деятельность | 8 | - | 8 |
1 | Элементы танцевального искусства | 2 | - | 2 |
2 | Элементы актерского мастерства | 2 | - | 2 |
3 | Сценическая речь | 2 | - | 2 |
4 | Элементы вокального мастерства | 2 | - | 2 |
Конкурс вожатского мастерства | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 72 | 24 | 48 |
Содержание программы
Введение
Ориентиры лета. Что такое лагерь? Игра на знакомство “Великолепная Валерия”. Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Особенности организации отдыха в Воротынском районе. Составление карты достопримечательностей. Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого. Игра “Мой идеал”. Обязанности вожатого.
I Раздел Планирование и организация деятельности вожатого
Программа и планирование смены. Конкурс “Ромашка”. Источники планирования. Календарь лета. Виды планов. Планирование деятельности отряда. Личный план работы вожатого. Режим дня.
Логика развития лагерной смены. Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный. Что такое оргпериод.
Специфика организационного периода смены лагеря. Как понравиться детям? Как быстро запомнить имена детей? Бейджики. Игра “Снежный ком”. Газета “Здравствуйте”. “Огонек знакомства”. Отрядный круг. Как обращаться к детям? Знакомство с требованиями (законами), традициями лагеря. Инструктаж. Соглашение. Ожидание. Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Как придумать название отряду. Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.
Специфика основного периода смены лагеря. Как провести творческий конкурс? “Шляпное сражение”. Как провести познавательную викторину, интеллектуальную игру? “Светский разговор”. Как организовать спортивную эстафету? Сказочная эстафета. Как организовать уборку территории? “БУНТ” – большая уборка на территории. Что делать, если идет дождь? Игры за столом. Игра “Муха”. Что делать в жаркий день? Игры на пляже (с водой). Что делать, если в вашем отряде у кого-то день рождения? Чем занять детей во время поездки в автобусе? Игра “Кто? С кем? Куда? Зачем?”. Как провести экскурсию? Конкурс гидов. Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. Что такое тематический день? Логика и алгоритм построения тематического дня.
Специфика заключительного периода смены лагеря. Подведение итогов смены. Газета “Эх было дело…”, “Мне бы хотелось вам сказать…”. Закрытие смены. Награждение. Операция “Нас здесь не было”.
Организация самоуправления в ВДК. Понятие «временный детский коллектив». Стадии развития временного детского коллектива. Самоуправление, стадии развития самоуправления. Понятие дежурный командир, обязанности дежурного командира. Организация работа центров и секторов.
Классификация игр. Игра, как основная форма работы с детьми в условиях лагеря. Виды игр. Типология игр. Этапы организации игры. Игра с эстрады “Футбол”. Создание “Банка игр”, “Банка форм работы” вожатого. “Аукцион идей”.
II Раздел Развитие коллектива в условиях детского лагеря
Стадии развития коллектива. Становление и развитие коллектива. Игра “От носа к носу”.
Воспитательные возможности коллектива. Понятие о временном детском коллективе. Его психологические особенности: сборность, автономность, динамизм внутриколлективных отношений, интенсивность общения, особые темп и ритм жизни. Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми. Соуправление. Нестандартные, творческие формы организации детского самоуправления.
Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы. Лидер. Игра “Квадрат”. Стили лидерства. Позиция вожатого.
Конфликтные ситуации в лагере. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива. Конфликты и пути их решения.
III Раздел Возрастные физиологические и психологические особенности детей
Социально-педагогическая карта отряда. Как применять сведения о детях в воспитательном процессе. Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего подросткового и старшего школьного возраста. Учет психовозрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков. Методические подходы к работе с детьми разного возраста. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Психологические особенности подростка. Особенности взаимоотношений детей и взрослых на разных этапах развития личности ребенка. Восприятие людьми друг друга.
IV Раздел Планирование воспитательной работы
Содержание работы оздоровительного лагеря в разнообразной коллективной творческой деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков, во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных и индивидуальных форм работы. Создание и развитие традиций.
Коллективная организация дел в отряде, взаимодействие отрядов. Роль органов самоуправления (постоянных и временных) в организации жизни лагеря. Коллективно-организаторская деятельность. Содержание, формы и методы основных видов воспитательной деятельности лагеря, их взаимодействие. Социальная деятельность, связь с близлежащими населенными пунктами.
Самообслуживающий и производительный труд. Совместная работа с предприятиями, учреждениями, хозяйствами по профессиональной ориентации подростков. Создание мастерских, ремонтных бригад, лагерных бюро добрых услуг.
Познавательная деятельность по расширению кругозора детей, изучение исторических, трудовых и художественных памятников, культурно-исторических традиций своего региона.
Физкультурно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность. Создание условий для художественного творчества детей, эстетики быта, развития эстетического вкуса, культуры поведения и взаимоотношений.
Деятельность кружков, секций по развитию интересов, способностей к творчеству у ребят.
Организация деятельности отрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену. Использование творческих форм отчета, смотров знаний, умений. Прощальные костры, «огоньки». Формы поощрения.
V Раздел Игровая деятельность в лагере
Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки техноигр. Игротека в лагере. Ее величество - игра (по материалам книг С. Шмакова).
Игра – дело серьезное: психологические, коммуникативные, развивающие, деловые, организационно-деятельностные, ролевые, сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуальные, философские игры. Практики и тренинги.
VI Раздел Проектная деятельность
Программирование работы, проектный метод разработки программ. Задачи педагогического коллектива лагеря по организации работы с детьми и подростками. Характеристика педагогического состава.
Содержание педагогического направления и руководства деятельностью подростков. Воспитательные функции руководителей. Условия осуществления педагогического руководства детьми.
Программа как прогнозирование основных задач и путей их реализации в деятельности коллектива отряда. Структура и содержание программы работы педагогического коллектива на летний сезон. Общее и особенное в планах работы педагогов и детских коллективов. Программирование работы отрядов, клубов, кружков. Обеспечение объектов для познавательной, трудовой и общественной деятельности. Программы тематических дней, недель, сюжетно-ролевых игр, работа туристской базы.
VII Раздел Сценическая деятельность
Актерское мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми в условиях детского лагеря. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т. д. Нетрадиционные праздники в лагере.
Прогнозируемый уровень освоения программы
К концу обучения по программе «Школа вожатого-новичка» старшеклассники должны:
1. Владеть приемами эффективного общения.
2. Знать:
- Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков;
- Нормативно-правовые основы работы вожатого;
- Особенности временного детского коллектива;
- Логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;
- Методику организации коллективно-творческих дел, малые формы работы;
- Возможности игры;
- Особенности организации самоуправления в школе и в лагере;
- Основы безопасности жизни и здоровья детей.
3. Уметь:
- Проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
- Организовывать (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
- Сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми
- Анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность
- Оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.
Формы подведения итогов
Зачет (разработка проекта), участие в конкурсе вожатского мастерства.
Формы контроля:
- собеседование;
- практические работы в ходе занятий;
- практические работы;
- создание программы по организации летнего отдыха школьников;
- создание школьных и отрядных уголков.
Механизм оценки результатов реализации программы
Для оценки эффективности реализации данной программы используются следующие методы диагностики: выполнение практических работ в ходе занятия, участие в игровых практикумах. Формой оценки результативности образовательного процесса являются количество и качество разработанных КТД, игр, мероприятий, творческих мастерских.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации
- Всеобщая декларация прав человека
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года №599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года;
- «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»;
- «Программа развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).
- Волохов А.В, Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие.М.: ЦГЛ. 2005 -128 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.1997г
- Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен/ авт.сост. А.П. Гузенко и др.
- Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных/Под редакцией Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России,2003. – 176.
- Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства./ авт.сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства./ авт.сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Профильный лагерь: от идеи до воплощения: Опыт работы учреждений системы образования Нижегородской области./ Мин-во обр – я. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...