Развитие самостоятельности на различных учебных занятиях
статья
Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически все мировое сообщество. Современное социально - экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности.
Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_na_razlichnyh_uchebnyh_zanyatiyah.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Абаимова Т.А.
Развитие самостоятельности на различных учебных занятиях
Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически все мировое сообщество. Современное социально - экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности.
Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей ключевыми компетенциями. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий, используемых разнообразных форм организации учебных занятий, способствующих развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Внимание многих дидактов было сосредоточено на исследовании проблемы познавательной самостоятельности учащихся. Ее разрабоке посвящены труды Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я.Лернера, М.И. Махмутова, Н.А. Половниковой.
Познавательная самостоятельность, формирующая на базе активности, характеризуется многими учеными как качество личности. Известный дидакт М.А. Данилов раскрывает эту ценную для ученика черту при помощи следующих признаков:
стремление и умение самостоятельно мыслить; способность ориентироваться в новой ситуации, найти подход к новой задаче; желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; критический подход к суждению других; независимость собственных суждений.
Разграничение понятий «активность» и «самостоятельность» мы находим в работах Л.П. Аристовой, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера. Б.П. Есипов считает, что понятие активности более широкое, чем понятие самостоятельности. Б.П. Есипов рассматривает самостоятельность также как видовое явление по отношению к родовому – активности. И.Я Лернер в своих работах включает активность как условие самостоятельности, так как нельзя быть самостоятельным, не будучи активным. Автором введены такие термины как «простая активность», «подлинная самостоятельность».
Одним из действенных средств активизации познавательной деятельности учащихся советские дидакты считают самостоятельную работу. Этой проблеме посвящены труды А.В. Даринского, Б.П. Есипова, М.П. Кашина, О.А. Нильсона, Р.Б.Сроды, П.И. Педкасистого и др.
Особое значение для дидактики имеют работы А.В. Усовой, которая в применении к учебному предмету физики раскрыла возможный путь повышения самостоятельности учащихся в процессе обучения.
В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого.
Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи, могли решать предложенные познавательные задачи. В педагогической литературе разработана специальная система заданий, ориентирующая школьников на их самостоятельное выполнение: работа над учебниками, другой литературой, разнообразными источниками знаний; решение задач, примеров; написание изложений, сочинений и т.д. Выполнение этих заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, умении, переносе знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям.
Рассмотрим формы организации учебных занятий, способствующие развитию самостоятельности, а также познавательной активности.
Особую конструкцию звена формирования знаний представляет лекция. Отличие лекции от урока соответствующего типа в том, что она строится на монологическом методе изложения учебного материала и проводится с учащимися старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия этого материала, самостоятельно воспринимать, обрабатывать его, понимать, осмысливать и систематизировать знания, совершая разные познавательные действия. Лекция способствует формированию у учащихся системы знаний, а также развитию у них логического мышления, самостоятельности как качества личности. В этом ее высокая образовательная ценность.
Конференция способствует развитию инициативы школьников, повышению их интереса к предмету, овладению умениями и навыками работы с книгой, вносит в учебный процесс элемент разнообразия. Развивающие цели конференции реализуются за счет большого числа проблемных вопросов, которые в ходе подготовки к ней решаются учащимися самостоятельно.
На конференции руководящая роль учителя заключается в том, что он организует выступления учащихся с докладами и их обсуждение, вносит дополнения и исправления к докладам, если это не было сделано во время обсуждений
Образовательное значение конференций заключается в том, что в процессе подготовки учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, учатся обобщать, отделять существенное от второстепенного. Воспитательное значение конференций заключается в том, что они способствуют выявлению способностей и склонностей учеников, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение конференций для развития инициативы, активности и самостоятельности учащихся.
Семинар – это форма организации обучения, доминирующем компонентом которой является самостоятельная исследовательско –аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы, под руководством педагога. Целями семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, а также целенаправленный контроль за освоением знаний со стороны педагога и критическое обсуждение творческих работ учеников.
Семинар предполагает интенсивную предварительную работу учащихся над учебниками, учебными пособиями, книгами. Он строится на сочетании фронтальной беседы и дискуссий. В ходе семинара учитель формулирует проблемы, которые разрешают ученики, находя свои способы доказательства.
Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связывающим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на практике. На практическом занятии учащиеся овладевают методикой научного исследования, у них формируются соответствующие навыки.
Лабораторная работа – это практическое занятие, которое способствует развитию самостоятельности, проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников; цель его – реализация следующих функций:
- овладение системой средств и методов экспериментально- практического исследования; развитие творческих исследовательских навыков; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.
Практикум – специфическая конструкция звена применения знаний на практике. Цель этой формы организации обучения – обеспечить проведение системы лабораторных работ, предусмотренных программой. Практикум включает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, настройки оборудования, постановки эксперимента и наблюдения, анализа и оформления результатов наблюдения, составление отчетов, предъявление отчетов учителю. Он проводится только в старших классах после изучения целых разделов программы или всего курса. Эта форма требует от учащихся довольно высокого уровня знания программы и развитых умений и навыков.
Практикумы способствуют осуществлению ими переноса знаний в новые ситуации. В этом их высокая развивающая роль.
Проведение практикума предъявляет высокие требования к учителю в руководстве учебной деятельностью учащихся. В ходе экспериментальной работы он должен научить школьников оперировать имеющимися знаниями, применять их в объяснении явлений. Педагогу следует осуществлять ненавязчивый оперативный контроль за работой учащихся, если потребуется прокомментировать и корректировать их деятельность. Эффективность занятий практикума возрастает за счет применения исследовательских методов обучения, включающих различные виды частично поисковой, поисковой деятельности учеников.
В оптимальном сочетании разнообразных форм организации учебных занятий заложены большие возможности активизации учения каждого ученика, развития самостоятельности учащихся.
Эффективность учебного процесса зависит от правильного педагогически обоснованного выбора форм организации учебных занятий, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Схема анализа учебного занятия в различных технологиях обучения».
Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных зада...
Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей
В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным...
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведени...
«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Работа«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»...
Приемы работы с текстом на учебных занятиях по английскому языку при различных видах чтения
С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает и...
Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся
Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....