Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся
статья

Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности.

          Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делать обобщения, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы; быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абаимова Т.А.

Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся

        Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности.

         Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делать обобщения, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы; быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

        Эти процессы получили свое отражение и закрепление в современных перспективных государственных документах (Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2005г., концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.).

        Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX - середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей выше названными качествами. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий, используемых разнообразных форм организации учебных занятий, способствующих развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Поэтому наряду с уроком - основной формой организации учебных занятий в старших классах школ необходимо практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, факультативы, консультации.

В настоящее время не существует единого понимания и классификации форм организации учебных занятий.

В прежней унифицированной системе образования, с жестко-централизованным  управлением использовалась классно-урочная система.

В классно-урочной системе основной формой организации обучения выступал урок в его разновидностях, что отражалось в различных классификациях урока.

Ч Куписевич предлагает использовать наиболее типичные для школы формы: индивидуальное обучение, коллективное обучение, внеклассные и одновременно внешкольные занятия[5].

 В работе В.И. Андреева на основе анализа всех имеющихся классификаций сконструирована целостная трехмерная модель организации обучения, представленная ниже.

 В основе трехмерной модели лежит идея о рассмотрении в систематике форм обучения следующих компонентов:

 общих форм как особенностей взаимодействия участников учебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные);

 внешней составляющей, которая ориентирована на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);

 внутренней составляющей с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия)[1].

А.В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения, учитывая различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащегося:

1) индивидуальные занятия (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение);

2) коллективно- групповые занятия (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры)

3) индивидуально-коллективные системы занятий (погружения, творческие недели, научные недели, проекты) [8].

Наиболее распространена классификация форм учебных занятий А. В. Усовой.  Формы   организации   учебных занятий по основной дидактической цели делятся на четыре следующих вида:

1. Формы теоретического обучения, к которым относятся лекции, семинары, конференции, факультативные курсы, комплексные семинары, консультации.

2. Формы смешанного обучения – уроки, экскурсии, интегративные формы занятий. На уроке учащиеся получают теоретические знания и овладевают простейшими практическими умениями и навыками (решения задач, работы с измерительными приборами, графическими умениями и т.п.).

3. Формы практического  обучения. К ним относятся фронтальные лабораторные занятия, практикумы по предметам (физические, химические), факультативные практикумы.

 4.Формы трудового обучения (практические занятия в учебных мастерских, работы на пришкольном участке, производственное обучение в

условиях УПК, УПЦ)[7].

 Роль и значимость разнообразных форм организации учебных занятий в практике обучения определяющая.

Каждая конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов.

Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого.

Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они  без чьей бы то ни было помощи, могли решать предложенные познавательные задачи.

Для развития самостоятельности и познавательной активности необходимо использовать систему различных форм организации учебных занятий.

Активность в учении рассматривается не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности,  в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.  

От выбора учителем форм организации учебных занятий зависит уровень познавательной активности школьников, т.е. качество их познавательной деятельности. Используя разнообразные формы организации учебных занятий учитель создает определенные условия и использует систему средств, методов, реализация которых обеспечивает активизацию учения, т. е. мобилизацию интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил ученика.

Именно от выбранной формы занятий зависит достижение поставленных целей.

 В настоящее время  возникла необходимость не только в очном обучении, но и дистанционном, на основе современных информационных технологий.

Библиография

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития: Учеб. пособие для вузов.- Казань, 2000.-608с.

2. Звягин А.Н. Формы организации учебных занятий в средней школе, способствующие систематизации знаний учащихся: Метод. Рек. В помощь учителю сред. Шк. И студентам педвузов/ЧГПУ.- Челябинск, 1978.-22с.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 191с.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -256с.

      5.Куписевич Ч. Основы общей дидактики – М.: Высш. шк., 1986. – 367с.

 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.  

7. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения физики в современной школе: Избранное/ ЧГПУ - Челябинск,2000.-221с.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб: Питер,2001. – 544с.

 

  1. Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2009. - N 5. - С. 35-36.
  2.  Лапенок М. В. Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения // Образование и общество. - 2009. - N 2. - С. 60-64.
  3.  Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - N 6. - С. 35-38.
  4.  Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении // Среднее профессиональное образование. – 2004. - N 11. - С. 43-47.
  5.  Паскевич Н. В. Методика определения уровня сформированности познавательной активности учащихся (на примере изучения математики) // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 4. - С. 82-84.
  6.  Петунин О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике // Образование в современной школе. - 2008. - N 3. - С. 50-54.
  7.  Петунин О. В. Проблема познавательной самостоятельности школьников в отечественной педагогике // Инновации в образовании. – 2004. - N 6. - С. 62-76.
  8. Петунин О. В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. - 2010. - N 4. - С. 63-70.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся."

Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся....

« Нестандартные формы организации учебного занятия как средство повышения познавательной деятельности студента»

ОглавлениеВведение……………………………………………………………………… .4Глава 1 Теоретические основы  нестандартных уроков1.1 Понятие. Характеристика нестандартных уроков……………………. 61.2 Нестандартные уроки при изучении м...

Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляе...

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одно из направлений стимуляции. Эта одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность а...