Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
методическая разработка по обществознанию на тему

Овсянникова Анастасия Мирзатовна

Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».

В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведении учебных занятий по обществознанию в среднем специальном учебном заведении в рамках технологии развития критического мышления. Приведены разработки занятий проведенных в данной технологии.

Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями обществознания как средних специальных учебных заведений, так и учителями средних общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БПОУ УР «ГЛАЗОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины

«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Разработана: А. М. Овсянниковой,

Преподавателем социально-экономических

и гуманитарных дисциплин

Глазов, 2015 г.


Рассмотрено на заседании МК ООД

Протокол № ___ от _____________ 2015 г.

Председатель МК ООД _______Л.В.Шиляева

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УПР

___________ М.Н.Никитина

Овсянникова А. М., преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин БПОУ Глазовский технический колледж, 2015.

Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».

В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведении учебных занятий по обществознанию в среднем специальном учебном заведении в рамках технологии развития критического мышления. Приведены разработки занятий проведенных в данной технологии.

Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями обществознания как средних специальных учебных заведений, так и учителями средних общеобразовательных школ.

Рецензент:



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………..………..……2

Введение…………………………………………………………………………………..…….3

Основная часть. Применение метода развития критического мышления……………..…...4

1. Содержание технологии критического мышления…………...…………………………...4

2. Опыт проведения учебных занятий с использованием приемов метода развития критического мышления……………………………………………………………………………..5

2.1. Учебное занятие по теме «Мировые религии. Религиозное мировоззрение»…..….….5

2.2. Учебное занятие по теме «Социализация личности»………………………..…………12

2.3. Учебное занятие по теме «Социальные нормы»……………………………………......20

Заключение………………………………………………...…………………………………..32

Список литературы……………………………………………………………………………33


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные тенденции образования открывают широкие возможности для развития личности, а подготовка студентов позволяет говорить о конкурентоспособных выпускниках, готовых к решению сложных задач и поиску нестандартных решений в профессиональных и жизненных ситуациях. Увеличивается роль среднего профессионального образования в становлении духовных идеалов молодежи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Это обусловливает необходимость перехода на образование, в основе которого лежит идея развития личности. Для того чтобы образование соответствовало запросам времени, в последние годы активно внедряются различные педагогические технологии, развивающие творческий потенциал и самосознание студентов и педагогов.

Личный опыт работы в рамках традиционной системы обучения привел к выводу, что студент на занятиях должен быть не пассивным зрителем, слушателем, а исследователем, добывающим знания самостоятельно. Изменяется и роль преподавателя, он должен стать организатором деятельности студентов, их советчиком, помощником, обеспечивающим возможность развития личности каждого студента. Стремление реализовать на практике эти идеи породило необходимость использования в учебном процессе нетрадиционных средств и методов обучения и послужило причиной для написания данной методической разработки по применению технологии развития критического мышления на уроках обществознания. Метод формирования критического мышления, на мой взгляд, открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности студентов, способствует саморазвитию личности, как студентов, так и педагога.

Целью написания методической разработки явилось желание систематизировать свой опыт по применению данного метода.

Данные методические рекомендации могут быть использованы преподавателями, классными руководителями.


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существуют противоречия между требованиями к современному выпускнику и индивидуальными способностями студентов. Студенты не обладают достаточной мотивацией, навыками самостоятельной познавательной деятельности, основанной на освоении способов приобретения знаний из различных источников информации, критического анализа этой информации. В современных студентах необходимо развивать также способность к целеполаганию, планированию, организации своей деятельности, умение анализировать,  работать во взаимодействии с другими.

Сложившееся противоречие может быть устранено только в условиях использования современных методов обучения.

В рамках преподавания дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла одной из самых эффективных является технология развития критического мышления, поскольку ее принципы, методы, приемы нацелены на развитие указанных выше способностей студентов.

Исходя из актуальности проблемы формирования личности современного выпускника СПО, необходимости развития его способностей, можно сформулировать цель данных методических рекомендаций.

Итак, целью данной работы является обобщение опыта использования технологии развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».

Достижение поставленной цели видится через реализацию следующих задач:

  1. Систематизация теоретического и методического материала по использованию технологии критического мышления;
  2. Подготовка и разработка отдельных занятий с использование метода развития критического мышления;
  3. Разработка методических рекомендаций по использованию отдельных приемов в рамках метода развития критического мышления.

Структура методических рекомендаций состоит из следующих элементов:

  1. Введение, в котором обоснована актуальность использования современных методов обучения на уроках социально-гуманитарного цикла в учебных заведениях СПО; поставлены цели, задачи написания методических рекомендаций, обоснована личная позиция автора по выбору технологии критического мышления, представлена теоретическая база по поставленной проблеме.
  2. Основная часть. В основной части приведены планы-конспекты занятий с методическими рекомендациями по применению приемов развития критического мышления;
  3. Заключение, в котором формулируются выводы по поставленной цели и задачам, оценка полученных результатов, намечены перспективы дальнейшего использования метода критического мышления;
  4. Перечень использованной литературы.


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1. Содержание технологии развития критического мышления

Технология развития критического мышления предложена американскими учеными Ч.Темплом, К. Мередитом и Д.Стиллом. Само понятие критического мышления определяется как разумное рефлексивное мышление, способное помочь осознать собственное «Я», свою деятельность и ее результаты. Рефлексивное мышление означает фокусирование внимания, тщательное взвешивание, оценку и выбор. К.Поппер вводит понятие критический рационализм — всякая деятельность предполагает наличие критической рефлексии, осознание собственной деятельности, возможностей, последствий, она лежит в основе нашего мировоззрения, в основе нашего «Я». Критический рационализм присущ открытому обществу.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала педагогическая технология развития критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее стадии соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у обучащегося знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать обучащегося к учебной деятельности;
  • побудить обучащегося к активной работе на уроке и дома.

На этой стадии возможны такие приемы и методы как составление списка «известной информации», графическая систематизация имеющихся по теме знаний, работа с ключевыми понятиями и пр.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет обучащемуся:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание, что в этой информации их привлекло;

На данной стадии студенты знакомятся с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал учебника). Используются методы активного чтения: маркировка текста, ведение бортовых журналов, поиск ответов на поставленные в первой части учебного занятия вопросы.

Третья стадия – рефлексия (осмысление). Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии осмысления могут быть использованы методы: работа с кластером, заполнение таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, организация круглых столов, дискуссий, написание творческих работ и т. д.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для преподавателя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Их достаточно много. В планах-конспектах учебных занятий, предложенных далее будет рассмотрено применение некоторых из них.

2. Опыт проведения учебных занятий с использованием приемов технологии развития критического мышления

2.1. Учебное занятие по теме «Мировые религии. Религиозное мировоззрение»

В данном учебном занятии использован прием развития критического мышления - Таблица «З – Х – У» (Знаю – Хочу узнать - Узнал). Этот прием графической организации материала помогает актуализировать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблицу можно использовать в следующем виде:

З – Что я знаю по данной теме

Х – Что я хочу узнать

У – Что я узнал или что мне осталось узнать

В данной графе студенты записывают информацию, которая им уже известна по проблеме религии из других учебных дисциплин, жизненного опыта и других источников

В данной графе студенты записывают вопросы, которые им хотелось бы узнать по проблеме религии исходя из формулировки темы учебного занятия.

Данная графа заполняется на стадии рефлексии по итогам изученной информации.

При этом студенты отвечают на поставленные имив графе «Хочу узнать» вопросы.

Таким образом, работа с таблицей «З – Х – У» предполагает следующие обязательные моменты:

  1. Вспомнить, все, что известно по изучаемому вопросу;
  2. Поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
  3. Исследовать новый материал темы;
  4. Ответить на вопросы, которые сами поставили во второй графе таблицы.

Одним из необходимых условий данного приема – работа с таблицей должна вестись преподавателем на доске, а учащиеся ведут подобные записи в тетради, занося в свои таблицы в первую очередь факты из собственного опыта. Дополняют их теми версиями и фактами, прозвучавшими в классе, которые с их точки зрения, заслуживают внимания.

На уроке, которые предлагается в качестве примера использования приема таблица «З – Х - У», работа над ней ведется в микрогруппах. Первоначально студенты работают над таблицей индивидуально, затем, микрогруппа обобщает между собой записи в таблице. Каждая микрогруппа представляет обобщенные записи в таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал» на доске. Обобщение колонки «Хочу узнать» - основание для формулировки коллективной цели урока. Преподаватель при этом только корректирует и направляет постановку целей урока.

На предлагаемом далее учебном занятии таблица «З – Х – У» используется как на стадии вызова (для актуализации знаний и целеполагания), так и на стадии рефлексии (для систематизации знаний и формулировки выводов).

Далее рассмотрим план-конспект занятия с использованием данного метода.

План-конспект учебного занятия по теме

«Мировые религии. Религиозное мировоззрение».

Цели:

Образовательные.

Изучить:

  1. Понятия «религия», «религиозное мировоззрение»;
  2. Особенности ранних форм религий;
  3. Особенности мировых религий: христианство, ислам, буддизм;
  4. Особенности религиозного мировоззрения.

Воспитательные:

  1. Осознать многообразие социокультурного пространства в современном мире;
  2. Воспитание толерантного отношения к представителям различных религий.

Развивающие:

  1. Развитие способности самостоятельной работы в процессе подготовки сообщений (поиск и анализ литературы по теме, написание сообщений, подбор иллюстративного материала);
  2. Развитие способности работать в микрогруппе (при подготовке сообщений, коллективном обсуждении)
  3. Развитие общеучебных навыков в ходе изучения темы (умение приводить примеры, работать с текстом, сравнивать различные явления и т.п.);
  4. Развитие психических качеств личности студентов (памяти, внимания, воображения)

Вид урока: урок – лекция с элементами беседы и самостоятельной работы студентов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: метод развития критического мышления.

Норма времени: 2 часа.

Национально-региональный компонент: языческая религия удмуртов.

Основные понятия темы: Религия, религиозное мировоззрение, язычество, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, христианство, ислам, буддизм.

Средства: доска, мультимедийная аппаратура, электронные презентации, сообщения студентов, критерии оценивания, раздаточный материал, проблемные вопросы, проверочный тест, рефлексия студенов.

Планируемые результаты занятия:

Личностные:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

Использованная литература: Певцова Е. А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А. И. Кравченко. М.: ТИД «Русское слово - РС», 2000. – 304 с., стр 277 – 279.

Ход занятия:

1. Организационный момент (2 минуты):

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

Подготовка студентов к активной деятельности

Приветствие, проверка присутствующих, настрой на работу, знакомство с правилами работы на уроке (объяснение критериев оценивания).

Студенты знакомятся с правилами работы на уроки, читают предложенные им критерии оценивания их деятельности.

2. Стадия вызова (20 мин):

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

  • Актуализация имеющихся знаний студентов;

Побуждения интересов к получению новой информации;

  • Вспомнить понятия: познание, мировоззрение, миф, особенности мифологического мировоззрения;

  • Сообщение преподавателя о месте религии в современном мире, определить, что данная проблема имеет как научную, оценочную, так и нравственную проблему;
  • Обсуждение проблемы: человек во все времена пытался познать окружающую его действительность. Студент отвечают на вопрос «Что такое познание? Какова его цель? Что такое мировоззрение?» Не всегда мог найти ответы на поставленные им вопросы. Это послужило возникновению мифов и мифологического мировоззрения. Студенты отвечают на вопросы «Что такое миф? Каковы его признаки? В чем особенность мифологического мировоззрения?». После актуализации знаний прошлой темы студентам сообщается о том, что на данном уроке будет изучена следующая форма мировоззрения – религиозное. «Итак, тема нашего урока – «Мировые религии. Религиозное мировоззрение»;
  • Студенты заслушивают сообщение преподавателя о значении религии в жизни общества, человека. Преподаватель делает вывод, что религия и в настоящее время и в прошлом человечества играет весомую роль.

  • Актуализация знаний по проблеме религии, выявление, того, что уже им известно, и того, что им хотелось бы узнать исходя из заявленной темы. Совместная формулировка целей урока.
  • Студентам дается задание – вспомнить все, что они уже знают о религии, результат – заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал» (см. средства 1). Исходя из заявленной темы урока студенты заполняют 2-ю колонку таблицы – «хочу узнать». Микрогруппа обобщает между собой записи в таблице. Каждая микрогруппа представляет обобщенные записи в таблицу «Знаю – хочу    узнать – узнал» на доске. Обобщение колонки «Хочу узнать» - основание для формулировки коллективной цели урока. Преподаватель корректирует и направляет постановку целей урока. Преподаватель сообщает, что средствами для достижения целей.

3. Стадия осмысления (40 минут)

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

Получение новой информации по теме:

  • контакт с новой информацией;
  • поиск ответов на возникшие ранее вопросы;

готовятся к анализу и обсуждению изученного;

1. Работа с понятием «Религия»;

2. Изучение ранних форм религий, мировых религий (метод - сообщение студентов);

3. Особенности религиозного мировоззрения

1. Студентам предлагается познакомиться с двумя латинскими словами, от которых могло произойти слово «религия». Студенты читают переводы этих латинских слов и пытаются составить определение понятию «религия» на их основе. Каждая микрогруппа предлагает свое определение. Затем студенты сравнивают свои определения с определением, которое предлагает преподаватель. Студенты записывают определение. Затем в ходе рассказа преподавателя студенты знакомятся с функциями религии и записывают их. На закрепление функций студентам предлагается устно подобрать к каждой функции – афоризм (пословицу) о религии. (см. средства к занятию.)

2. Сообщения студентов, входе которых студенты заполняют таблицу «Мировые религии» (см. средства к занятию). После всех докладов, от каждой группы по одному студенту контролируют качество заполнения таблицы в других микрогруппах.

Студентам задаются вопросы – почему изученные религии называются мировыми. Есть ли что-то общее между изученными религиями

3. Преподаватель рассказывает о сущности религиозного мировоззрения. Студенты записывают черты религиозного мировоззрения.

  1. Стадия рефлексии (20 мин.):

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

1. Закрепление изученного материала

  • Выполнение заданий на осмысление;

  • Выполнение задания на степень усвоения материала

Студенты отвечают на вопросы (с предварительным обсуждением в микрогруппе):

  1. Мы живем в мире информации. Но мир по-прежнему полон мифов. Миллионы людей по-прежнему обращены к религии. Как вы объясните этот факт? Ответ должен быть с опорой на изученный материал.
  2. Какие пережитки магии, тотемизма, фетишизма мы можем найти в современных религиях или обыденной жизни?
  3. Является ли религия источником нравственности для современного человека? Поясните свою точку зрения.

Студенты выполняют тест (см. средство 4)

2. Систематизация полученных знаний, формулировка выводов.

Заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»

Студентам предлагается письменно ответить на поставленные в начале урока индивидуальные вопросы. Ответы записываются в 3-ю колонку.

Проводится индивидуальный выборочный опрос студентов по вопросу «Ответили ли вы на поставленные вопросы?»

Затем студенты коллективно формулируют выводы по поставленным в начале урока целям.

Средства к учебному занятию.

1. Таблица З-Х-У

З – Что я знаю по данной теме

Х – Что я хочу узнать

У – Что я узнал или что мне осталось узнать

2. Афоризмы о религии. Какие функции религии раскрывают данные афоризмы?

  1. Отнимите у христианина страх перед адом - и вы отнимите у него веру. (Дени Дидро)
  2. Отдельные личности могут обойтись без религии, но целые народы - никогда. (Илья Шевелев)
  3. Тот, кто познал себя, познал своего господа.
  4. Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или пришибленных обстоятельствами жизни.
  5. Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувство гуманности. Она бесполезна в отношениях честных людей.
  6. Религии объединяют людей, но ссорят человечество.
  7. Религия - искусство управления толпой.
  8. Религия не учит решать проблемы, она учит не замечать их.
  9. Религия есть только формула нравственности. (Федор Михайлович Достоевский)
  10. Религия, как и полиция, нужна для порядка в обществе. (Владимир Борисов)
  11. Свет истинной религии в том, что она поощряет и вдохновляет людей на добро. Истинная религия - это религия милосердия. (Томас Фуллер)

3. Таблица «Мировые религии»

Название религии

Когда, где возникла, кто основатель

Основные догмы религии

Религиозные источники

Традиции, обряды, праздники

Христианство

Ислам

Буддизм

4. Тест на проверку усвоения студентами новых знаний

  1. Религия – это форма мировоззрения?
  1. да;
  2. нет;
  1. Для любой религии необходимым элементом является
  1. вера;
  2. изображение Бога;
  3. наличие тотемов;
  1. Религии могут, как объединять людей, так и вносить разобщенность, вражду между людьми.
  1. да;
  2. нет;
  1. Наполнение жизни человека смыслом, значением характеризует
  1. компенсаторную функцию;
  2. мировоззренческую функцию;
  3. интегративную функцию;
  1. Мировые религии называются мировыми так как
  1. возникли ранее других;
  2. они распространены в отдельных странах и регионах;
  3. они существуют на протяжении столетий и тысячелетий и охватывают представителей многих народов;
  1. Какую функцию религии характеризует следующий афоризм: «Религия не учит решать проблемы, она учит не замечать их»?
  1. коммуникативную;
  2. культурную;
  3. компенсаторную;
  1. Религиозное мировоззрение отличает от мифологического
  1. наличие магических ритуалов;
  2. вера в сверхъестественное;
  3. наличие теоретического уровня мировоззрения;
  1. Язычество характеризует:
  1. монотеизм;
  2. политеизм;
  3. наличие священных книг, писаний;
  1. К ранним формам религии не относится
  1. тотемизм;
  2. вера в боговоплощение;
  3. анимизм;
  1. Политеистическая религия присуща только первобытным обществам?
  1. да;
  2. нет.

5. Критерии оценивания деятельности студентов на уроке

Вид деятельности

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1.Оценка участия в подготовке и презентации сообщения

  • Студент активно участвует в подготовке сообщения;
  • Студент помогал в подготовке сообщения;
  • Студент эпизодически участвовал в подготовке сообщения или внес незначительный вклад в данный вид деятельности;

  • Студент не принимал никакого участия в подготовке сообщения;

2. Проверочный тест.

Студент верно ответил на все вопросы теста.

В тесте допущены одна – три ошибки.

В тесте допущены четыре – семь ошибок.

В тесте допущены восемь и более.

3.Оценка устных ответов студента и активности на уроке (индивидуальная оценка)

Оценку выставляет микрогруппа.

  • Студент активно участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Один и более раз отвечал (давал полноценные ответы).
  • Студент активно участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Один и более раз отвечал (давал полноценные ответы).ответов не давал.
  • Студент участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Не имеет устных индивидуальных ответов.
  • Студент не участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Не имеет устных индивидуальных ответов.

6. Табель оценивания деятельности студента на уроке

Ф. И. О. студента

Участие в подготовке сообщения

Проверочный тест

Активность студента на уроке

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

2.2. Учебное занятие по теме «Социализация личности»

В данном учебном занятии использован прием развития критического мышления – кластер («гроздь»). Суть приема состоит в выделении смысловых единиц какой-либо информации и графическое их оформление. Кластер – это графический прием систематизации материала. В результате применения метода информация уже не «громоздится», а распределяется в определенном логическом порядке.

Первоначально кластер составляется, как правило, на основе ассоциаций, личного опыта, и знаний из других источников. Важное при заполнении кластера записывать все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей в начале занятия не надо.

Графически кластер может выглядеть следующим образом:

В центре пишется ключевое понятие темы, а от него как лучи отходят понятия, которые называют учащиеся в качестве своих ассоциаций, связанных с ключевым понятием. Таким образом, на стадии вызова кластер может быть использован как средство актуализации знаний студентов по изучаемой теме.

Прием «Составление кластера» может быть использован не только на стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности, но и на стадии осмысления для структурирования учебного материала, и на стадии рефлексии при подведении итогов изучения материала.

На учебном занятии «Социализация личности», кластер используется на стадиях вызова и рефлексии. На стадии вызова студенты составляют первичный кластер сначала индивидуально, затем в ходе обсуждения в микрогруппе дополняют индивидуальные кластеры. На основе групповых кластеров преподаватель составляет кластер на доске – в нем представлена вся имеющаяся у группы информация по теме до ее изучения. На основе составленного кластера выводятся цели занятия.

Таким образом выглядел на уроке первичный кластер.

На стадии рефлексии преподаватель и студенты возвращаются к первичному кластеру. Проводится его коррекция на основе изученного материала, исправление неверных утверждений, установление логических связей между отдельными понятиями, систематизация полученных в ходе занятия знаний.

Кластер на стадии рефлексии выглядел уже так:

Далее рассмотрим план-конспект занятия с использованием данного метода.

План-конспект учебного занятия по теме «Социализация личности»

Цели:

Образовательные.

Изучить:

  1. Понятие «социализация человека»;
  2. Факторы социализации;
  3. Этапы социализации;
  4. Механизмы социализации.

Воспитательные: Осознать себя активными субъектами собственной социализации.

Развивающие:

  1. Развитие способности соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;
  2. Развитие общеучебных навыков в ходе изучения темы (умение приводить примеры, работать с текстом, сравнивать различные явления и т.п.);
  3. Развитие психических качеств личности студентов (памяти, внимания, воображения)

Вид урока: урок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: метод развития критического мышления.

Норма времени: 2 часа.

Планируемые результаты занятия:

Личностные:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

Основные понятия темы: Социализация, индивидуально – личностные факторы, социальные факторы, механизмы социализации, полоролевая идентификация, социальная оценка, подражание.

Средства: преподаватель, студенты, доска, критерии оценивания (приложение 1.),раздаточный материал (приложения 4, 5), проблемные вопросы (приложения 3, 4, 5), опорная схема («Факторы социализации») проверочный тест, рефлексия студенов.

Использованная литература:

  1. Социальная психология/ А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, стр. 40 – 50.
  2. Андриенко Е. В. Социальная психология, стр. 40 – 58.
  3. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология, стр. 82 – 102.

Ход занятия:

1. Организационный момент (2 минуты):

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

Подготовка студентов к активной деятельности

Приветствие, проверка присутствующих, настрой на работу, знакомство с правилами работы на уроке (объяснение критериев оценивания).

Студенты читают правила работы на уроке и критерии оценивания их деятельности

2. Стадия вызова (20 мин)

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

Импульс к уроку, выведение из импульса цели урока.

Работа с понятием «Социализация»

Зачитать информацию о феральных людях. Обсуждение полученной информации

Актуализация знаний, полученных на уроке «Основы социологии и политологии».

Студенты отвечают на вопросы:

  • Почему эти дети не похожи на людей;
  • При нарушении какого процесса они таковыми стали.
  • Благодаря чему Вы стали личностями

Студенты говорят о процессе социализации.

Формулируют цель, записывают тему и цель урока.

Студенты отвечают на вопрос «Что Вы знаете о процессе социализации?». Записывают определение в тетрадь. Обсуждение стадий социализации (материала обзорно рассмотренного на дисциплине «Основы социологии и политологии»)

Составляют кластер понятия «социализация». Кластер дополняется в процессе его обсуждения всеми студентами.

3. Стадия осмысления (35 мин.)

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

Изучение основных понятий темы.

План изучения темы:

  1. Понятие, факторы социализации человека.

Методы: самостоятельная работа, обсуждение, элементы творческой деятельности, дискуссия.

Информация «Факторы социализации» Механизмы социализации.

Метод: Вывод понятия из примеров.

Информация о механизмах социализации

Задания к изучению темы:

Исследовать информацию о факторах социализации. По рассмотренному вопросу каждая микрогруппа составляет схему на отдельном листе и презентует ее всей группе с пояснениями. В ходе этой работы идет обсуждение и коррекция рассмотренного вопроса.

После рассмотрения схем обсуждение проблемных вопросов:

  • «Какие факторы воздействуют на личность человека сильнее: внешние или внутренние?»
  • «Какие факторы воздействуют на личность человека сильнее: стихийные или целенаправленные»

Читают информацию о механизмах социализации, отвечают письменно на вопросы:

  • Что такое подражание, социальное одобрение наказание и половая идентификация.
  • Приведите примеры из жизни на каждый механизм социализации.

4. Стадия осмысления (25 мин.)

Содержание этапа

Основная деятельность, метод

Задания

1. Систематизация полученных знаний

2. Закрепление

Коррекция кластера и определения понятию «социализация». Метод - систематизация, анализ.

тест с самопроверкой. Метод – тестирование

Тест – см. приложение 6.

Повторно составляют кластер. Устно в ходе беседы выделяют признаки процесса социализации.

Отвечают на вопросы теста

Средства к учебному занятию

1. Критерии оценивания деятельности студентов на занятии.

Вид деятельности

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1.Разработка схемы «Факторы социализации»

Оценку выставляет и комментирует преподаватель.

  • Схема отражает содержание теоретического материала полностью;
  • Комментатор поясняет схему без пояснений, приводит примеры.
  • Схема верно отражает информацию о факторах социализации, но комментатор затрудняется ее пояснять;
  • Схема содержит небольшие фактические ошибки.
  • Схема содержит небольшие фактические ошибки, при этом комментатор затрудняется в ее пояснении;
  • Схема содержит грубые ошибки;
  • Верная схема не пояснена.
  • Схема не составлена;
  • Схема составлена абсолютно неверно.

2.Составление и характеристик понятий подражание, полоролевая идентификация, социальное одобрение и наказание.

Оценку выставляет и комментирует преподаватель.

  • Верно составлены определения понятий, они устно пояснены и приведены примеры из жизни.
  • Определения составлены верно, но присутствуют затруднения в пояснении или в приведении примеров;
  • Определения составлены с небольшими фактическими ошибками.
  • Определения составлены частично верно;
  • При верно составленных определениях нет пояснений и примеров.
  • Определения не составлены;
  • Определения составлены неверно.

3.Проверочный тест.

Студент верно ответил на все вопросы теста.

В тесте допущены одна – три ошибки.

В тесте допущены четыре – семь ошибок.

В тесте допущены восемь и более.

4.Оценка устных ответов студента (индивидуальная оценка)

Оценку выставляет микрогруппа.

  • Студент активно участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Один и более раз отвечал (давал полноценные ответы).
  • Студент активно участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Устно что–либо добавлял к ответам одногруппников, но полноценных ответов не давал.
  • Студент участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Не имеет устных индивидуальных ответов.
  • Студент не участвует в обсуждении вопросов внутри микрогруппы;
  • Не имеет устных индивидуальных ответов.

2. Табель оценивания работы на уроке.

Фамилия, имя

студента.

Схема

факторы

социализации.

Механизмы

социализации.

Проверочный тест.

Устные

ответы

студентов.

Итоговая

оценка.

1.

2.

3.

4.

5.

Примечание: Оценка за составление схемы «Факторы социализации» и рассмотрение механизмов социализации выставляется единая всей микрогруппе (учитывается коллективная работа). Устные ответы студентов оцениваются индивидуально. В оценивании допускается выставление десятичных баллов.

Итоговая оценка, выставляемая в журнал, зависит от суммы заработанных в течение урока баллов.

«5» выставляется, если студент заработал от 19 – до 20 баллов.

«4» - если заработано от 14 до 18,9 баллов.

«3» - если заработано от 10 до 13,9 баллов.

«2» - если заработано от 8 до 9,9 баллов.

3. Материал для импульса «дети – волки»

Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что её жители из-за нищеты вынуждены были оставлять маленьких детишек в джунглях. С 1843 по 1933 год из Индии поступило не менее шестнадцати сообщений о найденных детях-волках обоих полов, были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды.

Двух самых знаменитых детей, девочек-волков, Камалу и Амалу, нашли в 1920 году. Доктор Дж.Сингх, попечитель сиротского приюта в Миднапоре, написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками, находившимися на его попечении; записи делались на протяжении длительного времени, так что достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами. В октябре 1920 года, когда он читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о "фантастических существах", живущих в джунглях.

Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа. Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек он и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных крестьян, два "чудища". Это были два диковинных животных, которых Сингх не мог классифицировать. Они передвигались на четырех конечностях, а длинные спутанные волосы закрывали лица. После того, как "чудища" выскочили из норы, доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять по ним из ружей. Он предложил поймать их. Однако "чудища" вызывали такой страх, что он вынужден был отправиться в отдаленную деревню, чтобы найти добровольцев для их поимки. Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нём не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподобный и его помощники были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и двух человеческих детенышей. Последние были голыми, покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность и были готовы энергично защищать свою территорию.

Детей забрали из берлоги и отдали местным жителям, те же при первой возможности избавились от них, и доктор Сингх нашел девочек несколько дней спустя полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя есть молоко и другую питательную пищу. Младшей, Амале, было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале - так их окрестил доктор Сингх - около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали.

Еще более удивительные факты выяснились позже. Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь по пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость. Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице довольно быстро бегали, вставая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении того, кого они считали опасным. Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их.

Но эти дети-волки прожили довольно недолго в цивилизованной обстановке. Младшая, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась от нефрита в сентябре 1921 года. Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от своей волчьей походки. Она научилась умываться, пользоваться посудой, даже выучила несколько слов, но продолжала есть сырое мясо и потроха, избегала собак. То, что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и что ее волчьи повадки были целиком переняты у "приемных родителей". Со смертью Камалы закончилась одна из интереснейших историй нашего времени, хотя разговоры о ней и ее изучение продолжаются и посей день. Многие обстоятельства, окружавшие жизнь этих детей покрыты мраком. Например, возникают естественные вопросы: почему дети не были немедленно съедены волками? Откуда взялась вторая девочка? Но природа хранит эти тайны.

Задания:

  1. Почему эти девочки не похожи на людей?
  2. Можно ли назвать их личностями?
  3. Благодаря чему Вы стали личностями?
  4. О нарушении какого процесса идет речь?

4. Тест для проверки степени усвоения нового материала.

  1. Социализация – это…
  1. Процесс воспитания человека;
  2. Процесс становления личности;
  3. Процесс воздействия общества на индивида.
  1. Факторы социализации подразделяются на:
  1. Социальные и индивидуально – личностные;
  2. Факторы подражания и полоролевой идентификации;
  3. Факторы одобрения и наказания.
  1. К макрофакторам относится:
  1. Влияние международной обстановки в мире;
  2. Влияние средств массовой информации;
  3. Влияние институтов социализации;
  4. Влияние личностных характеристик человека.
  1. К мезофакторам относится:
  1. Влияние международной обстановки в мире;
  2. Влияние средств массовой информации;
  3. Влияние институтов социализации;
  4. Влияние личностных характеристик человека.
  1. К микрофакторам относится:
  1. Влияние международной обстановки в мире;
  2. Влияние средств массовой информации;
  3. Влияние институтов социализации;
  4. Влияние личностных характеристик человека.
  1. К индивидуально – личностным факторам относится:
  1. Влияние международной обстановки в мире;
  2. Влияние средств массовой информации;
  3. Влияние институтов социализации;
  4. Влияние личностных характеристик человека.
  1. Механизм подражания предполагает…
  1. Повторение за определенным образцом поведения;
  2. Усвоение модели поведения, соответствующего определенному полу;
  3. Поведение, закрепленное похвалой или наказанием.
  1. Механизм полоролевой идентификации предполагает…
  1. Повторение за определенным образцом поведения;
  2. Усвоение модели поведения, соответствующего определенному полу;
  3. Поведение, закрепленное похвалой или наказанием.
  1. Механизм «социальных наград» предполагает…
  1. Повторение за определенным образцом поведения;
  2. Усвоение модели поведения, соответствующего определенному полу;
  3. Поведение, закрепленное похвалой или наказанием.

Критерии оценивания:

«5» - Вы верно ответили на все вопросы теста;

«4» - Вы допустили одну – три ошибки в тесте;

«3» - Вы допустили четыре – семь ошибок в тесте;

«2» - Вы допустили восемь и более ошибок в тесте.

2.3. Учебное занятие по теме «Социальные нормы»

Учебное занятие по теме «Социальные нормы» было проведено в традиционном режиме. Однако на нем были использованы элементы метода развития критического мышления. Таким образом, мы видим, что отдельные приемы данного метода являются универсальными и могут быть использованы и на обычных занятиях.

В данном случае нами были использованы приемы письменной рефлексии – эссе и синквейн.

Эссе – это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь. Эссе призвано обратить учащегося к его собственному опыту во всех его противоречиях. На занятии по теме «Социальные нормы» студенты пишут коллективное эссе в микрогруппах на тему «Один день без социальных норм». 1 группа: «Один день без правил дорожного движения». 2 группа: «Если отменить правила внутреннего распорядка в колледже». 3 группа; «На один день отменить действие всех законов». 4 группа: «На один день отменить правила этикета». 5 группа: «Если отменить правила поведения гостей на Вашем дне рождения». Затем написанные эссе зачитываются и обсуждаются.

Синквейн (пятистишие) – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Синквейн развивает сложное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Оно требует от учащегося вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Правила составления синквейна.

Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например:

Выбор

Правильный трудный

Определяет, решает, обязывает.

Выбор – право человека.

Жизнь.

Права

Правильные, необходимые.

Направляют, оберегают, защищают.

Без них нельзя жить.

Необходимость.

Большинство ученых-психологов и педагогов отмечают важной для развития личности письменную рефлексию. Ее назначение – помочь учащимся повторить пройденные понятия, понять смысл учебного занятия.

Существует несколько принципов использования письменной рефлексии на уроках:

  1. Важно поощрять учащихся к написанию различных отзывов, причем упор должен делаться на умение фиксировать идеи для последующего размышления и обсуждения, а не для обнародования в некой законченной форме.
  2. Поощрение личного авторства учащихся. Изначально важна позиция, заключающаяся в том, что каждый является экспертом хотя бы в узкой области собственного опыта.
  3. Поощрение самого процесса письма. Учащиеся должны знакомиться не только с текстами, написанными талантливыми авторами, но и сами знакомиться с процессом писательского творчества.
  4. Содержание должно быть выше формы.

Далее рассмотрим план-конспект занятия с использованием данного метода.

План-конспект учебного занятия по теме «Социальные нормы»

Цели:

Образовательные:

  1. Систематизировать информацию по теме «Социальные нормы»;
  2. Охарактеризовать основные виды социальных норм;
  3. Оценить значение социальных норм в жизни человека и общества;
  4. Изучить понятие, виды отклоняющегося поведения.

Воспитательные:

  1. Осознать значение социальных норм;
  2. Воспитание личной ответственности и осознанного отношения к выполнению социальных норм общества.

Развивающие:

  1. Развитие способности анализировать предложенные факты и давать им оценку.
  2. Формирование навыка работы с информацией (умение выделять существенное, систематизировать);
  3. Развитие способности работать в коллективе при решении различных задач;
  4. Развитие познавательной активности.

Вид урока – Информирующий урок с элементами оценочной деятельности.

Тип урока – урок изучение новой темы.

Норма времени – 2 часа.

Средства: Выставка книг, содержащие социальные нормы; Тексты раздаточного материала «Виды социальных норм», «Дивиантное поведение», «Делинквентное поведение»; Таблица «Виды социальных норм»; Таблица «Отклоняющееся поведение»; Задания для закрепления; Кроссворд по теме «Социальные нормы»;

Основные понятия темы: Социальные нормы, привычки, обычаи, нравы, табу, законы, ценности, девиантное поведение, делинквентное поведение.

Планируемые результаты занятия:

Личностные:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

Используемая литература

  1. Харчева В. Основы социологии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Логос»; «Высшая школа», 1999. – 302 с., стр. 216 – 234.
  2. Кравченко А. И. Социология и политология: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Мастерство, 2002. –  312 с., стр. 223 – 226, 244 – 248.
  3. Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,1996. – 190 с., стр. 47 – 55, 98 – 103, 111 – 114.

Структура занятия

Этапы, цель этапа

Методы

Время

Ожидаемые результаты

I этап: Орг момент.

Приветствие, проверка присутствующих, настрой на работу

2-3 минуты

Учащиеся организованы, готовы к началу урока.

II этап: Учебная мотивация.

Постановка проблемы и привлечение к ней внимание студентов.

Метод – вступительная беседа.

Риторический прием – «Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно»; постановка проблемного вопроса»

3 – 4 минуты

У учащихся должно появиться желание обсудить проблемы урока.

Целеполагание.

Метод – мозговой штурм.

3 – 5 мин.

Студенты поставили цели занятия.

Объяснение правил работы на занятии.

3 – 5 мин.

Студенты ознакомлены с правилами работы на занятии.

Заполняют оценочные листы.

III этап: Работа с понятиями.

Работа в группах;

Метод «Ассоциации»;

Метод – мозговой штурм: составление на основе ассоциаций определения «Социальные нормы»;

Метод – реализация творческой задач: графически отобразить понятие «Социальные нормы».

10 минут

Студенты усваивают понятие социальная норма, творческая переработка понятия.

IV этап: Изучение проблемы №1 «Виды социальных норм»

Работа в группах:

Метод: работа с текстом «Виды социальных норм»: чтение и заполнение таблицы «Виды социальных норм».

Обсуждение составленных таблиц.

5 мин.

Студенты усваивают различные виды социальных норм.

Закрепление по вопросу «Виды социальных норм»

Метод – упражнение: выполнить задание: «Распределите указанные нормы по видам и характеристикам и степени строгости»

5 мин.

Студенты в ситуации проверяют, как усвоили понятие и виды социальных норм

Обсуждение задания

3-5 мин.

Студенты проанализировали правильность выполнения задания

V этап: Осознание значимости социальных норм

Метод: оценочный, экспрессивный (осознание и воссоздание ценностей): Коллективно пишут мини-сочинение «Один день без социальных норм»

1 группа: «Один день без правил дорожного движения»

2 группа: «Если отменить правила внутреннего распорядка в колледже»

3 группа; «На один день отменить действие всех законов»

4 группа: «На один день отменить правила этикета»

5 группа: «Если отменить правила поведения гостей на Вашем дне рождения»

Коллективное обсуждение значения социальных норм; запись «плюсов» и «минусов» социальных норм

10 мин.

Студенты осознают, что социальные нормы ограничивают, но гораздо больше приносят пользы, чем недостатков.

VI этап: Проблема

№ 2 «Отклоняющееся поведение»

Метод: работа с текстами «Девиантное поведение», «Делинквентное поведение»

Составление сравнительной таблицы «Девиантное и деликвентное поведение»

5 мин

Студенты знакомятся с основными видами отклоняющегося поведения, осознают отличия между девиантным и делинквентным поведением.

Закрепление:

Метод мозговой штурм;

Ситуативный метод (введение в ситуацию и принятие решений)

5 мин.

Студенты, выполняя задания, закрепляют и осознают значение понятий девиантное и делинквентное поведение.

VII этап: Закрепление

Решение кроссворда;

Составление синквейнов «Норма», «Нарушение».

10 мин.

Студенты закрепляют полученные знания при решении кроссворда и формируют свое отношение к полученной информации при сочинении синквейна.

VIII этап: Рефлексия;

Выставление отметок

Беседа.

5 мин.

Студенты анализируют свою работу на уроке.

IX этап: Домашнее задание

Самостоятельно в литературе найти альтернативные классификации социальных норм и сделать сообщение

Студенты ознакомлены с альтернативной классификацией социальных норм и подготовить сообщение по одному из видов.

Средства к учебному занятию.

1. Правила работы на занятии.

Все задания при изуче6нии материала выполняются совместно.

  • За выполнение задания ставиться общая отметка всей группе.
  • В каждой группе должны быть распределены следующие роли среди студентов.
  • Капитан: должен следить за выполнением заданий и активной работой всех студентов микрогруппы; выставлять отметки за работу в специальную оценочную ведомость.
  • Редакторы (их может быть несколько): проверяют за правильность выполнения заданий.
  • Оформители: отвечают за чистоту и эстетичность выполнения заданий.
  • Часовые: ответственны за выполнение работы в срок.
  • С результатами совместно выполненного задания все студенты группы должны быть согласны.
  • Работа выполняется точно в срок, без задержек.
  • Все студенты должны быть готовы отвечать на любой вопрос по теме.

2. Материал для чтения «Виды социальных норм».

Привычки.

Образ жизни создается нашими привычками. Спать лежа, есть первое ложкой, а второе — вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы – все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, привычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множество, они соблюдаются нами автоматически, без сознания.

Кроме них существует масса индивидуальных привычек: рано вставать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по утрам, и т. д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.

Обычаи.

В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

Нравы.

Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию подпадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. А в других обществах, например в Спарте, сбрасывать физически слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным поведением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Табу.

Особой формой нравов является табу. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, например, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Законы.

Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т. е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

Ценности.

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других— моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

3. Задания и критерии оценивания к учебному занятию

Задание 1: Заполните таблицу «Виды социальных норм».

Виды социальных норм

Определение видов социальных норм

Примеры социальных норм, распространенных в удмуртской республике (среди местного населения).

1

Привычки

2

Обычаи

3

Нравы

4

Табу

5

Законы

6

Ценности

Критерии оценивания к заполнению таблицы «Виды социальных норм»

Отметка «5» ставится в случае, если:

  • точно подобрано определение к каждому виду социальных норм;
  • в определении четко выделен существенный признак каждой социальной нормы;
  • к каждому виду социальных норм, верно подобран пример, основанный на знании особенностей Родного Края.

Отметка «4» ставится, если:

  • неточно подобраны определения к понятиям;
  • 1-2 определения подобраны неверно;
  • примеры подобраны неточно;
  • 1-2 примера подобраны не верно;
  • 1-2 примера не подобраны вовсе.

Отметка «3» ставится, если:

  • 3-4 определения подобрано неверно;
  • 3-4 определения не подобрано;
  • 3-4 примера подобраны неверно;
  • 3-4 примера не подобрано.

Отметка «2» ставится, если допущено 5-6 ошибок при подборе определений и примеров к видам социальных норм.

Задание 2 – определите вид перечисленных норм.

  1. правила дорожного движения (закон)
  2. ложиться спать в 10 00 (привычка)
  3. уважать старших (ценность)
  4. в новый год ставить и украшать елку (обычай)
  5. пить кофе по утрам (привычка)
  6. зарабатывать как можно больше денег (ценность, ценностная ориентация)
  7. уважать человеческую жизнь (ценность)
  8. Принимать пищу при помощи ложки (привычка)
  9. Невесте надевать белое платье в день свадьбы (обычай)
  10. Не покушаться на человеческую жизнь и чужое имущество (закон)
  11. Запрет осквернять могилы (табу)
  12. Беречь семейные традиции (ценность)
  13. Не обижать слабых (нрав)
  14. Не поднимать руку на женщину (нрав)
  15. Запрет кровосмешения (табу)

Задание 3 – приведите по три примера социальных норм по указанным критериям.

Общие социальные нормы (существуют в рамках всего общества);

Частные нормы (приняты только в одном коллективе, группе):

Запрещающие нормы;

Разрешающие нормы.

Задание 4 – распределите изученные социальные нормы по мере увеличения строгости их соблюдения.

Критерии оценки к заданию 2.

Оценка «5» - У каждого из 15 примеров социальных норм верно определен вид.

Оценка «4» - В определении видов социальных норм допущено от 1 до 5 ошибок.

Оценка «3» - В определении видов социальных норм допущено от 6 до 10 ошибок.

Оценка «2» - В определении видов социальных норм допущено от 11 до 15 ошибок.

Критерии оценки к заданию 3.

Оценка «5» - По всем критериям верно подобрано по три примера;

Оценка «4» - Из 12 примеров 1-5 неверных или 1-5 примера не подобрано;

Оценка «3» - Из 12 примеров 6-10 неверных или 6-10 примеров не подобрано;

Оценка «2» - Из 12 примеров 11-12 неверных или 11-12 примера не подобрано.

Критерии оценивания к заданию 4.

Оценка «5» - Нормы расположены логически по мере возрастания строгости их соблюдения, данное расположение при устном ответе обосновано.

Оценка «4» - если:

  • Нормы расположены логически верно, возникли трудности при устном обосновании выполненного задания;
  • 1-2 позиции в логической последовательности перепутаны.

Оценка «3» - если:

  • Нормы расположены логически верно, выполненное задание не обоснованно;
  • 3-4 позиции в логической последовательности перепутаны.

Оценка «2» - 5 – 6 неверно определенных последовательностей в логической цепочке, ответ не обоснован.

Задание 5: Отклоняющееся поведение

Критерии характеристики

Девиантное поведение

Делинквентное поведения

Определение понятий

Какие виды социальных норм нарушаются

Последствия отклонения для общества

Реакция общества на отклонение

Примеры отклоняющегося поведения

Одобряемые отклонения

Осуждаемые отклонения

Критерии оценивания к заполнению таблицы «Отклоняющееся поведение»

Оценка «5» - ставится в случае, если:

  • По всем критериям виды отклоняющегося поведения охарактеризованы верно;
  • студенты осознали особенности девиантного и делинквентного поведения, их сходжства и различия;
  • заполненная таблица при необходимости подтверждена устными ответами.

Оценка «4» - ставится, если:

  • 1-2 фактические ошибки при заполнении таблицы;
  • 1-2 пропуска при заполнении таблицы;
  • Таблица заполнена верно, но при устной характеристике видов отклоняющегося поведения возникли трудности, фактические ошибки.

Оценка «3» - ставится, если:

  • 3-4 ошибки при заполнении таблицы;
  • 3-4 пропуска при заполнении таблицы;
  • При заполненной таблице выполненное задание не обоснованно.

Оценка «2» - таблица не заполнена или заполнена неверно.

Задания для закрепления знаний по вопросу «Отклоняющееся поведение»

Задание 6: Приведите по три примера из художественной литературы:

  • Девиантного одобряемого поведения;
  • Девиантного осуждаемого поведения;
  • Делинквентного поведения.

Укажите, какие нормы были нарушены, какие последствия повлекло за собой отклоняющееся поведение для литературного героя, для общества.

Задание 7: Прослушайте начало истории о двух друзьях и завершите рассказ

  • Девиантным одобряемым поведением;
  • Девиантным осуждаемым поведением;
  • Делинквентным поведением.

Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились с тех пор, когда Сергей впервые в шестом классе появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее время они одержимы идеей купить скейтборды, которые очень дорого стоят. Но все друзья уже имеют их.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у них доски, каждую за половину цены. Мальчики обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.

Одна проблема омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги. Просить у родителей не было смысла: денег, которые зарабатывали их родители, едва хватало на питание и покупку самого необходимого.

Критерии оценивания к заданию 6-7

Оценка «5»: Приведены примеры по всем критериям, рассказ закончен на основании предложенного основания. Выполненное задание при необходимости обосновано.

Оценка «4»:

  • Из 9 примеров отклоняющегося поведения 1-4 неверных примера или 1-4 примера не подобрано;
  • Из трех вариантов окончания истории описано только два или один вариант окончания истории описан не верно.

Оценка «3»:

  • Из 9 примеров 5-7 неверных или 5-7 примеров не подобрано;
  • Из трех вариантов окончания истории, описан или верно описан только один вариант.

Оценка «2»:

  • Из 9 примеров 8-9 неверных или 8-9 примеров не подобрано;
  • К заданию 2 не представлено ни одного варианта окончания истории.

Задание 8: Закрепление темы: Решите кроссворд.

Вопросы:

  1. Данное понятие является основополагающим для такого вида социальных норм как нравы. (мораль)
  2. Уважать, не оскорблять старших – какой вид социальных норм? (нрав)
  3. Преступное поведение
  4. Социальная норма, которая, как правило, не встречает со стороны окружающих ни осуждения, ни одобрения (привычка)
  5. Коллективная привычка. (обычай)
  6. Социальная норма, которая не подвергается сомнению, служит идеалом, эталоном для всего общества.
  7. Социальная норма, оформленная в официальном документе.
  8. Национальные герои, народные артисты – к какому виду относится их девиация. (одобряемое)
  9. Отклонение от социальной нормы. (девиация)
  10. Социальная норма, накладывающая абсолютный запрет на что-либо. (табу)
  11. Все правила и порядки общества можно объединить в понятие социальная…(норма)
  12. Нарушение законов, правил, порядков, пренебрегание обычаями, геройство, талантливость – это…(отклонение)

Критерии оценивания задания «Кроссворд»

Оценка «5» - Весь кроссворд отгадан.

Оценка «4» - В кроссворде допущены 1-4 ошибки или 1-4 слова не отгадано.

Оценка «3» - В кроссворде допущены 5-8 ошибок или 5-8 слов не отгадано.

Оценка «2» - В кроссворде допущено 9-12 ошибок или 9-12 слов не отгадано.

2

8

1

3

9

10

4

5

6

11

7

12

Табель оценивания деятельности студентов на учебном занятии

Ф.И.О.

Оценки за задания

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

За каждое выполненное задание выставляется отметка (по пятибалльной шкале) только тем, кто принял активное участие при выполнении задания и способствовал тому, чтобы задание было выполнено верно. В графу выставляется та отметка в соответствии с прилагающимися к заданию критериями оценивания.

Необходимое условие! У каждого студента должна быть поставлена в ведомость хотя бы одна отметка.

Критерии выставления итоговой отметки.

Итоговая отметка зависит от того, какая отметка является преобладающей в предыдущих графах и от активности студента во время занятия.

Итоговая отметка соответствует текущим, если в шести и более графах стоят отметки за задания;

Итоговая отметка снижается на балл по сравнению с текущими, если отметки за задания у студента стоят в трех-пяти графах;

Итоговая отметка снижается на два балла по сравнению с текущими, если отметки за задания стоят только в одной – двух графах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обществоведческое образование – необходимое условие формирования личности, отвечающей запросам современного общества. Однако недостаточно только содержательной стороны преподаваемого предмета для достижения такой цели. Важно выбрать приемы и методы, которые помогут сформировать у студентов достаточную мотивацию, навыки самостоятельной познавательной деятельности, основанной на освоении способов приобретения знаний из различных источников информации, критического анализа этой информации, способность к целеполаганию, планированию, организации своей деятельности, умение анализировать, работать во взаимодействии с другими. Именно в таких условиях можно сформировать конкурентоспособного выпускника, социально-грамотную и социально-мобильную личность.

В современном образовании существует большое количество педагогических технологий, нацеленных на развитие тех или иных аспектов личности человека. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий для преподавания дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла является технология развития критического мышления.

При подготовке «Методических рекомендаций по применению технологии развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание» был исследован и систематизирован теоретический материал, изучен педагогический опыт по использованию технологии развития критического мышления на других учебных дисциплинах. Были подготовлены и проведены отдельные занятия с применением метода развития критического мышления. Завершающей частью работы стало обобщение опыта, полученного в ходе разработки и проведения уроков с использованием метода развития критического мышления.

Одним и положительных результатов применения технологии развития критического мышления на учебных занятиях стало то, что студентам стало легче формулировать цели занятия, задавать более грамотные открытые вопросы, систематизировать информацию в ходе изучения темы. Студенты более вдумчиво работают с новым материалом, лучше выделяют основные мысли в прочитанном тексте.

Однако совершенно ясно, что для закрепления положительного опыта недостаточно одного – двух таких занятий. Для этого необходимо систематическое использование технологии развития критического мышления на учебных занятиях. Поэтому перспективно дальнейшее использование данного метода при изучении не только отдельных тем, но и целых разделов учебной дисциплины.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? //Первое сентября, 16 января, 2001. стр.3
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
  3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
  4. Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.
  5. Морева Н. А. Современные технологии учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
  6. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лабезникова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008. – 606 с.
  7. Федоров А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании, № 4., 2007. стр. 30 – 47.
  8. Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими. //Первое сентября, 16 января, 2001. стр.3
  9. Шакирова Д. М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления //Педагогика. 2006, № 9
  10. Шарко Л. П. Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы // Мастер-класс, приложение к журналу Методист, № 7, 2008., стр. 45 – 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «технологии развития критического мышления».

Этот метод хорошо использовать при работе с текстом, содержащим определённую проблему. Работа с использованием стратегии "Идеал" может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращ...

Урок английского языка по теме "Музыка" ("Let the Music Play") с применением кейс - технологии и методов развития критического мышления

 Раздел C ЕГЭ по английскому языку включает написание эссе. Кейс - метод является эффективным средством "борьбы" с проблемными зонами. Требования к аргументации собственного мнения выявили...

Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»

В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....