РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
методическая разработка
Методическая разработка содержит проект, который может быть реализован в рамках системы образования района. Тема проекта: Тьюторское сопровождение организации проектной и исследовательской деятельности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prof_kompetentsii_uchitelya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ».
Проект «Тьюторское сопровождение организации проектной и исследовательской деятельности в школе».
В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя.
Учитель живет до тех пор,
пока он учится.
Как только он перестает учиться
в нем умирает учитель
К.Д. Ушинский
1. Обоснование актуальности проекта «Тьюторское сопровождение организации проектной и исследовательской деятельности в школе».
В течение ряда лет школа живет в условиях модернизации образования, которая, по сути, является процессом внедрения инноваций. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми федеральными образовательными стандартами. В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Следовательно, на сегодняшний день учителю необходимо обладать определенным набором компетенций и развивать, и повышать уровень своих профессиональных компетенций: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Принятие новых стандартов и введение их в учебный процесс образовательных учреждений потребовало перестройку не только профессиональной подготовки будущего учителя, но, в первую очередь, процесса повышения квалификации уже работающего педагога. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме этого необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.
. Необходимо изменить обучение педагогов, использовать инновационные технологии, направленные на достижение новых результатов. Для овладения педагогами всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов, чтобы на качественно новом уровне решать поставленные задачи возникает необходимость тьюторского сопровождения учителей.
Тьютор — это тот, кто сопровождает процесс индивидуализации; создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации; инициирует процессы мотивации педагогов; индивидуализирует процесс повышения квалификации; осуществляет мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития; формирует инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов.
Тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу.
Для реализации данного проекта организована группа тьюторов – педагогов. прошедших специальную подготовку и доказавших свою компетентность в данном вопросе представлением проектных и исследовательских работ учащихся на районных Форуме проектов и научной конференции школьников. Опыт работы этой группы учителей в данном направлении обобщен и представлен в районном электронном журнале «Кронштадтская школьная лига». Эта же группа тьюторов является организатором проектной и исследовательской деятельности в районе, ими ежегодно разрабатывается Положение об организации проектной и исследовательской деятельности школьников района с учетом специфики и каждого учебного года.
Данный проект создает такие условия взаимодействия педагогов школ и тьютора, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учителя в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания возможностей использования собственных ресурсов, выстраиванием его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого педагога, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Цель проекта : создание условий для развития личностного потенциала педагогов, вовлечение педагогов в организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- сформировать среди педагогов мотивационную среду профессионального саморазвития;
- создать среди педагогов обстановку соревновательности и уважения, творческой деятельности, ориентации на поощрение и его престижность;
- сформировать среди педагогов устойчивые ценности образования, творческой деятельности;
- построить индивидуальные образовательные траектории в области организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Сроки реализации Проекта: ежегодно в течение 6 месяцев.
Начало реализации - октябрь.
Итог работы – март ежегодные районные Форум проектов и научно-исследовательской конференции школьников.
2. Особенности и этапы реализации проекта
Главное условие реализации проекта – самостоятельное определение педагогом тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности для учащихся и представление их работ на районных Форуме проектов и научно-исследовательской конференции школьников.
Главное средство, положенное в основу реализации проекта – тьюторское сопровождение педагога, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности педагога и поля возможностей ее достижения.
Главная особенность проекта – реализация двойной задачи: с одной стороны, тьюторское сопровождение педагога и, с другой стороны, обретение им опыта наставничества ( модель учитель-ученик)
- Подготовительный этап.
Действия тьютора на данном этапе проекта предполагают создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных образовательных потребностей. На данном этапе разрабатывается Положение об организации проектной и исследовательской деятельности школьников района (далее – Положение), которое и обеспечивает необходимую для реализации образовательных потребностей мотивацию.
Перед началом работы с педагогом тьютор продумывает алгоритм индивидуальной помощи ему:
- настрой педагога на предстоящую работу с ним по индивидуальной программе, определение цели и задач тьюторской деятельности;
- организация плановой работы по сопровождению (продумывание разнообразных форм сопровождения);
- уточнение ситуации индивидуального сопровождения; проведение коррекционной работы;
- изучение и обобщение наработанного методического материала.
- Основной этап.
Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении на данном этапе : консультирование, активизирующие методики, информационные технологии.
Основными функции тьютора на данном этапе :
Проектировочная функция - разработка организационно-методической и нормативной документации. В данном случае – изучение и толкование районного Положения.
Организационно-мотивационная функция - создание благоприятной эмоциональной обстановки, вовлечение педагога в активный познавательный процесс путём постановки в ситуацию неопределённости, требующую разрешения проблемы.
Информационно-консультационная функция - консультирование и поддержка педагогов, помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной деятельности, расширение знаний о методах научных исследований, развитие их собственных навыков проектной и исследовательской деятельности.
Аналитическая функция - наблюдение и фиксация личностных данных, способностей педагогов.
- Заключительный этап.
Основное содержание данного этапа – Форум проектов и научно-исследовательская конференция школьников, практический семинар по итогам мероприятия.
Основная функция тьютора на данном этапе - рефлексивная - организация анализа и рефлексии деятельности каждого педагога, принявшего участие в данном проекте, развитие и совершенствование коммуникативных навыков: умения обосновывать суждения и выводы, этическими нормами и правилами ведения диалога
- Прогнозируемые результаты реализации проекта «Тьюторское сопровождение организации проектной и исследовательской деятельности в школе»
Тьюторское сопровождение учителя по данному образовательному маршруту будет доступно и понятно каждому учителю,
Становление опыта тьюторского сопровождения педагогов в районной системе повышения квалификации по индивидуальным образовательным маршрутам.
Становление практики участия педагогов в данном виде деятельности с целью создания в районе образовательной, развивающей среды, в которой достигаются высокие образовательные результаты.
Конструктивное отношение к критике коллег и своевременное внесение корректив в свою деятельность.
ИТОГИ
Наблюдения за деятельностью педагогов позволили сделать вывод о том, что правильно организованное тьюторское сопровождение и помощь педагогам способствуют повышению качества образования, развивают не только самого учителя, но и тьютора, позволяют выйти на новые проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие профессиональной компетентности учителя через организацию учебно-исследовательской работы с одаренными школьниками»
Данная статья предназначена для учителей естественно-научного цикла, которые заинтересованы в повышении качества знаний учащимся при выполнении научно – исследовательских работ....
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
Мастер -класс как форма развития профессиональных компетентностей учителя
Мастер – класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. Т.е. Мастер передает ученикам...
Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО
Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром)
программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....
Презентация "Развитие профессиональных компетентностей учителя"
Презентация к статье "Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС"...