Мастер -класс как форма развития профессиональных компетентностей учителя
статья по теме

Степанцева Ирина Викторовна

Мастер – класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. Т.е. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения. Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог-мастер, и только он имеет «развитие познавательной способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию
  • Профессиональные способности
  • Педагогическую технику
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

            Фундамент педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую деятельность является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить 4 относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей
  • Мастерство убеждения
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
  • Мастерство владения педагогической техникой

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения
  • Организация учебной деятельности учащегося
  • Владение содержанием и дидактической организацией образования
  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения
  • Структурно-композиционное построение урока (занятия)

Т.е. мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом, профессионально развиваясь.

Одной их форм такой трансляции является мастер-класс. Мастер-класс – разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • Комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу
  • Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема, разносторонность воздействия на учащегося с одновременной сосредоточенностью на развитие стержневых ведущих качеств личности, оригинальность методики.

Мастер-класс  форма обучения создает три условия:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности
  • Осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат. Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Структура проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:

- обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

- характеристика творческой лаборатории педагога-мастера )описание достижение в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)

- определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

- рассказ педагога о проекте занятия

- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

- краткая характеристика результативности используемой технологии

- вопросы к педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися

4. Моделирование

- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.

5. Рефлексия.

- дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей

- заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Цель проведения конкретного урока (занятия) определяется мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Варианта могут быть следующие:

  • Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива
  • Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • Показ отдельных методов работы
  • Показ инновационных моментов деятельности.

Формами проведения мастер-класса могут быть: лекции, практическое занятие, интегрированное (лекционно-практическое занятие). Результатом мастер-класса является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя-мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация его высокого профессионального мастерства. Мастер-класс имеет несомненные преимущества:

  • Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы учеников, а значит, практико-ориентирована и компетентностно-ориентирована.
  • Мастер-класс одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает её от многих репродуктивных форм общения учителей.
  • Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной деятельности слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.

 

Литература:

1. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности/ Г.А. Русских// Методист. 2002. № 1

2. Комарь В.Д. Повышение профессионального мастерства педагогов-воспитателей//Завуч. 2005 г. №1

3. Положение о мастер-классе как форме профессионального обучения учителей//Практика административной работы в школе. 2004, №5

4. Хуртов Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. Волгоград: Учитель, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kak_forma.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. Т.е. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения. Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог-мастер, и только он имеет «развитие познавательной способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию
  • Профессиональные способности
  • Педагогическую технику
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

        Фундамент педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую деятельность является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить 4 относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей
  • Мастерство убеждения
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
  • Мастерство владения педагогической техникой

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения
  • Организация учебной деятельности учащегося
  • Владение содержанием и дидактической организацией образования
  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения
  • Структурно-композиционное построение урока (занятия)

Т.е. мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом, профессионально развиваясь.

Одной их форм такой трансляции является мастер-класс. Мастер-класс – разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • Комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу
  • Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема, разносторонность воздействия на учащегося с одновременной сосредоточенностью на развитие стержневых ведущих качеств личности, оригинальность методики.

Мастер-класс  форма обучения создает три условия:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности
  • Осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат. Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Структура проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:

- обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

- характеристика творческой лаборатории педагога-мастера )описание достижение в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)

- определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

- рассказ педагога о проекте занятия

- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

- краткая характеристика результативности используемой технологии

- вопросы к педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися

4. Моделирование

- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.

5. Рефлексия.

- дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей

- заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Цель проведения конкретного урока (занятия) определяется мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Варианта могут быть следующие:

  • Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива
  • Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • Показ отдельных методов работы
  • Показ инновационных моментов деятельности.

Формами проведения мастер-класса могут быть: лекции, практическое занятие, интегрированное (лекционно-практическое занятие). Результатом мастер-класса является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя-мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация его высокого профессионального мастерства. Мастер-класс имеет несомненные преимущества:

  • Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы учеников, а значит, практико-ориентирована и компетентностно-ориентирована.
  • Мастер-класс одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает её от многих репродуктивных форм общения учителей.
  • Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной деятельности слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.

Литература:

1. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности/ Г.А. Русских// Методист. 2002. № 1

2. Комарь В.Д. Повышение профессионального мастерства педагогов-воспитателей//Завуч. 2005 г. №1

3. Положение о мастер-классе как форме профессионального обучения учителей//Практика административной работы в школе. 2004, №5

4. Хуртов Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. Волгоград: Учитель, 2008.

Нижегородская область Шатковский муниципальный район

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Мастер-класс

как форма профессионального обучения педагогов

подготовила: учитель истории высшей категории Степанцева И.В.

Красный Бор – 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие профессиональной компетентности учителя через организацию учебно-исследовательской работы с одаренными школьниками»

Данная  статья предназначена для учителей естественно-научного цикла, которые заинтересованы в повышении качества знаний учащимся  при выполнении научно – исследовательских работ....

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....

Презентация "Развитие профессиональных компетентностей учителя"

Презентация к статье "Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС"...

Методическая неделя как эффективная форма повышения профессиональной компетентности учителя

В связи с переходом на ФГОСТ  возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание  своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения достижен...