Мастер -класс как форма развития профессиональных компетентностей учителя
статья по теме
Мастер – класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. Т.е. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области
- Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области
- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать
- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения. Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог-мастер, и только он имеет «развитие познавательной способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
- Психологическую и этико-педагогическую эрудицию
- Профессиональные способности
- Педагогическую технику
- Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую деятельность является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить 4 относительно самостоятельных элемента:
- Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей
- Мастерство убеждения
- Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
- Мастерство владения педагогической техникой
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:
- Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения
- Организация учебной деятельности учащегося
- Владение содержанием и дидактической организацией образования
- Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения
- Структурно-композиционное построение урока (занятия)
Т.е. мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом, профессионально развиваясь.
Одной их форм такой трансляции является мастер-класс. Мастер-класс – разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
- Комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу
- Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач
- Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема, разносторонность воздействия на учащегося с одновременной сосредоточенностью на развитие стержневых ведущих качеств личности, оригинальность методики.
Мастер-класс форма обучения создает три условия:
- Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности
- Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности
- Осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат. Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Структура проведения мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:
- обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
- характеристика творческой лаборатории педагога-мастера )описание достижение в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- рассказ педагога о проекте занятия
- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- краткая характеристика результативности используемой технологии
- вопросы к педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися
4. Моделирование
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
5. Рефлексия.
- дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей
- заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Цель проведения конкретного урока (занятия) определяется мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Варианта могут быть следующие:
- Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива
- Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
- Показ отдельных методов работы
- Показ инновационных моментов деятельности.
Формами проведения мастер-класса могут быть: лекции, практическое занятие, интегрированное (лекционно-практическое занятие). Результатом мастер-класса является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя-мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация его высокого профессионального мастерства. Мастер-класс имеет несомненные преимущества:
- Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы учеников, а значит, практико-ориентирована и компетентностно-ориентирована.
- Мастер-класс одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает её от многих репродуктивных форм общения учителей.
- Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной деятельности слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
Литература:
1. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности/ Г.А. Русских// Методист. 2002. № 1
2. Комарь В.Д. Повышение профессионального мастерства педагогов-воспитателей//Завуч. 2005 г. №1
3. Положение о мастер-классе как форме профессионального обучения учителей//Практика административной работы в школе. 2004, №5
4. Хуртов Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. Волгоград: Учитель, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kak_forma.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. Т.е. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области
- Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области
- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать
- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения. Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог-мастер, и только он имеет «развитие познавательной способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
- Психологическую и этико-педагогическую эрудицию
- Профессиональные способности
- Педагогическую технику
- Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую деятельность является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить 4 относительно самостоятельных элемента:
- Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей
- Мастерство убеждения
- Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
- Мастерство владения педагогической техникой
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:
- Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения
- Организация учебной деятельности учащегося
- Владение содержанием и дидактической организацией образования
- Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения
- Структурно-композиционное построение урока (занятия)
Т.е. мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом, профессионально развиваясь.
Одной их форм такой трансляции является мастер-класс. Мастер-класс – разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
- Комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу
- Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач
- Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема, разносторонность воздействия на учащегося с одновременной сосредоточенностью на развитие стержневых ведущих качеств личности, оригинальность методики.
Мастер-класс форма обучения создает три условия:
- Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности
- Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности
- Осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат. Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Структура проведения мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:
- обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
- характеристика творческой лаборатории педагога-мастера )описание достижение в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- рассказ педагога о проекте занятия
- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- краткая характеристика результативности используемой технологии
- вопросы к педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися
4. Моделирование
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
5. Рефлексия.
- дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей
- заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Цель проведения конкретного урока (занятия) определяется мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Варианта могут быть следующие:
- Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива
- Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
- Показ отдельных методов работы
- Показ инновационных моментов деятельности.
Формами проведения мастер-класса могут быть: лекции, практическое занятие, интегрированное (лекционно-практическое занятие). Результатом мастер-класса является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя-мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация его высокого профессионального мастерства. Мастер-класс имеет несомненные преимущества:
- Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы учеников, а значит, практико-ориентирована и компетентностно-ориентирована.
- Мастер-класс одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает её от многих репродуктивных форм общения учителей.
- Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной деятельности слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
Литература:
1. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности/ Г.А. Русских// Методист. 2002. № 1
2. Комарь В.Д. Повышение профессионального мастерства педагогов-воспитателей//Завуч. 2005 г. №1
3. Положение о мастер-классе как форме профессионального обучения учителей//Практика административной работы в школе. 2004, №5
4. Хуртов Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. Волгоград: Учитель, 2008.
Нижегородская область Шатковский муниципальный район
МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа
Мастер-класс
как форма профессионального обучения педагогов
подготовила: учитель истории высшей категории Степанцева И.В.
Красный Бор – 2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие профессиональной компетентности учителя через организацию учебно-исследовательской работы с одаренными школьниками»
Данная статья предназначена для учителей естественно-научного цикла, которые заинтересованы в повышении качества знаний учащимся при выполнении научно – исследовательских работ....
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО
Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром)
программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....
Презентация "Развитие профессиональных компетентностей учителя"
Презентация к статье "Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС"...
Методическая неделя как эффективная форма повышения профессиональной компетентности учителя
В связи с переходом на ФГОСТ возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения достижен...