Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
статья на тему

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. Наш ребенок- это человек, с гораздо большими проблемами, ведь у него нарушено зрение. Это создает нашим детям множество проблем, с трудом воспринимают окружающий мир, более замкнуты, труднее видят эмоции, чувства, настроения, менее уверены в себе. Как правило у таких деток встречаются сочетанные нарушения: речи, координации движений, родовые травмы и как следствие заболевания нервной системы. В последние годы часто встречаются дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Одна  из главных задач нашей школы – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей. Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обязательным коррекционным требованием распорядка жизни детей является система жизненной активности ребенка. В режиме дня младших школьников, я как воспитатель предусматриваю разнообразную деятельность по укреплению здоровья в соответствии с интересами, потребностями детей, времени года и состояния здоровья.

Утро начинается с гимнастики. Приучаю своих деток самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс упражнений составляю так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц, обязательно включаю упражнения на дыхание. Большие возможности в здоровьесбережении представляет дыхательная гимнастика, как профилактика простудных заболеваний( 5 минут в проветриваемом помещении).

Ежедневно провожу двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаю гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, осанки. Слежу за тем чтобы все дети носили очки. Для сохранения зрения важно правильно организовать физминутки и перерывы.

Гимнастика для глаз «Бабочка».

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее).

И вдруг проснулся

(Поморгать глазами)

Больше спать не захотел.

(Руки поднять вверх – вдох. Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся

( Руки согнуты в стороны – выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясли кистями, посмотреть вправо – влево).

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.

Наши пальчики трудились,

Хорошо писали.

Они так старались,

А теперь устали

Мы немножко отдохнем,

С силой кулачки сожмем,

Пальцы разжимаем

И опять сжимаем.

1,2,3,4,5, -

Можно ими помахать.

В чистый ручеек руки опускаем,

И усталость с пальчиков

Мы водой снимаем

(Дети имитируют мытье рук, следующие слова поизносят на выдохе)

Спасибо водица,

За новые силы

Теперь мы напишем все буквы красиво.

Во время самоподготовки я осуществляю индивидуальный подход к каждому слабовидящему ребенку, в зависимости от зрительного дефекта, применяю коррекционно – развивающие задания. Правильно рассаживаю детей, чтобы свет падал слева. Дети с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения садятся ближе к демонстрирующему материалу, со сходящимся косоглазием – дальше. У каждого ученика на парте подставка для книг. Нельзя забывать, что ребенок с амблиопией выполняет  задание при заклеенном лучшем глазе, т.е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок предоставляю возможность рассмотреть ее более длительное время, а детям с низкой остротой зрения вблизи. Все это помогает увидеть изображения в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений, а так же для профилактики утомления глаз включаю упражнения для отдыха.

Физминутки для улучшения мозгового кровообращения.:

1.Исходное положение (далее –и.п)- сидя на стуле. 1 -2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 -6 раз .Темп медленный.

2.И.п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2- и.п.,3- поворот головы налево, 4 –и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3.И.п.- стоя или сидя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2-и.п., 3-4 – то же правой рукой . Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Систематически использую в своей работе элементы методики сенсорно- координаторных тренажей Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз, туловища. У детец с нарушением зрения глазо двигательные упражнения вызывают сложность, так как пространственные понятия формируются с трудом, В связи с чем применяю массаж глаз и упражнения. Многие мои воспитанники выполняют самостоятельно комплекс  упражнений для глаз. Игровой самомассаж кистей рук – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, а так же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.

Игровой самомассаж- уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, одновременно в кору головного мозга поступает информация которая оказывает тонизирующее воздействие на ЦНС.

Уложили дятла спать

В деревянную кровать

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

Игровой самомассаж способствует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну…

Самомассаж лица- один из способов снятия напряжения

Умыли котята глаза и носы

И щечки и лобики, даже усы,

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки ( чистыми, теплыми руками)

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использовать в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Немаловажную роль в жизни ребенка играет прогулка.Любимыми являются подвижные игры. Подвижная игра- сильнейшее средство всестороннего развития слабовидящего ребенка. Игры подбираю с учетом диагноза ребенка, учитывая отклонения в здоровье. У детей с глазной патологией из- за страха пространства нарушена координация движений. Обязательно учитываю остроту зрения, наличие остаточного зрения( дети инвалиды), вид косоглазия.

Физические упражнения на свежем воздухе способствуют развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды – это катание на лыжах, санках, игра в футбол.

Русские народные игры способствуют развитию навыков общения, пространственной ориентации, речи, расширению кругозора. Уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения

Данная работа подготовлена в связи с индивидуальной работой с учащимся, имеющим нарушение зрения....

Основные рекомендации для коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.

Основные рекомендации к подбору дидактического материала методов и приемов организации занятий для детей с нарушением зрения....

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Диагностика, календарно-тематическое планирование занятий, конспекты занятий...

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения

Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....