Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми с нарушениями зрения.
статья по психологии на тему
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота, Санкт-Петербург, 2018 г.
Учитель-дефектолог Магина Юлия Михайловна
Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми с нарушениями зрения.
«… это форма организации обучения с группой
обучающихся определённого возраста,
постоянного состава, занятие по твёрдому
расписанию и с единой программой обучения»
М. Н. Скаткин
Открытое занятие – неотъемлемая составляющая практики педагога. Возможность совершенствоваться, обмениваясь опытом. Это эффективный способ демонстрации коллегам уровня своего профессионального мастерства. Именно через открытое занятие лучше всего видно педагога как профессионала, и как личность.
Открытые занятия могут проводиться для родителей воспитанников с целью демонстрации промежуточных и итоговых достижений, в рамках аттестации, обмена опытом с коллегами, студентами, конкурса профессионального мастерства.
Чем отличается урок от открытого занятия?
Самым главным отличием является то, что урок длится 40 минут, его заканчивает учитель, как только прозвенит звонок. Занятие не проводится строго по времени. Занятия бывают групповые и индивидуальные. Они могут заканчиваться индивидуально для каждого ученика. Одним из важных моментов урока является оценка знаний ученика. Форма изучения предмета на занятиях более свободная, учитель даёт своим ученикам возможность реализовать свои умения и оценивать свою работу самостоятельно, помогая ему найти правильное решение и урегулировать все возникшие в ходе занятия проблемы. Процесс проведения урока направляется учителем в соответствии с общеобразовательной программой. Учитель на занятиях отрабатывает и корректирует трудности, возникающие при усвоении общеобразовательной программы, применяя при этом различные виды деятельности.
По каким предметам может проводиться
коррекционное занятие ?
1) развитие зрительного восприятия;
2) логопедия;
3) коммуникативная деятельность;
4) развитие мелкой моторики;
5) СБО;
6) развитие речи;
7) ориентировка в пространстве.
Выделяют следующие типы коррекционных занятий:
• Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
• Закрепление знаний, умений, навыков и способов деятельности
• Комплексное применение знаний и способов деятельности
• Обобщение и систематизация новых знаний и способов деятельности
• Проверка и оценка знаний и способов деятельности
• Регулирование и коррекция знаний и способов деятельности.
В структуру коррекционного занятия входят три части:
1. Вводная часть.
Цель вводной части:
• Создание у учащихся положительного эмоционального настроя (улыбка педагога и радостное приветствие пришедших на занятие детей, просьба педагога улыбнуться друг другу, пожать друг другу руки, просьба педагога сказать друг другу добрые слова - комплименты и др.)
• Привлечение интереса учащихся к содержанию предстоящей деятельности на занятии (создание проблемной ситуации, жизненной или игровой, введение противоречия, столкновения, которое вызывает у детей удивление).
• Уточнение правил деятельности.
• Активизация психической деятельности (выполнение кинезиологических упражнений, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики).
2. Основная часть включает в себя три этапа:
• Подготовительный этап: выявление состояния сформированности базовых умений, от которых зависит процесс формирования нового умения (с учётом зоны ближайшего развития).
• Формирующий этап: формирование отсутствующего, недостаточно развитого или неправильно сформированного умения в «проблемной» области развития.
• Этап самостоятельной работы учащихся: выявление и уточнение состояния сформированности умения, навыка, над которыми работали на занятии.
3. Заключительная часть или рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением.
Варианты подведения итогов занятия:
• «Плюс – минус – интересно».
• «Микрофон»: - Закончи фразу … .
• «Выбери карточку, жетон».
• «Заполни анкету»
•
Важной частью коррекционного занятия являются физкультминутки.
Физкультминутки -динамические паузы на занятии.
Цель - предупреждение и снятие переутомления.
Проводить рекомендуется 1-2 раза в течение занятия продолжительностью 2-3 минуты.
Как избежать ошибок и успешно провести открытое занятие?
1. Помнить, что цель открытого занятия – показать успешность применяемых вами методов и приёмов обучения.
2. Действовать по принципу: «Лучше меньше, да лучше», то есть необходимо помнить, что каждый элемент занятия несёт определённую дидактическую нагрузку. Нельзя использовать на одном занятии большое количество заданий.
3. Не делать из занятия спектакль.
4. Не доминировать на занятии и не подавлять творческую активность учеников.
6. Не передавать своё волнение детям.
7. Показать что-то новое, необычное для других педагогов.
8. Заранее проверить работоспособность ИК-техники.
9. Пригласить на открытое занятие «технического» помощника.
Требования, предъявляемые к проведению современных коррекционных занятий.
1. Практика показывает, что коррекционные занятия лучше всего проводить в форме свободного общения, чтобы занятие отличалось от общеобразовательных уроков.
2. Нужно помнить, что главный результат деятельности на занятии – это успех, поэтому необходимо создавать ситуацию успеха для детей.
3. Изучение нового материала сочетать с практической деятельностью детей. Лучше и легче запоминается материал изложенный живо, интересно, эмоционально.
4. Следует отказаться от классической школьной отметки, и использовать словесную содержательную оценку.
5. Необходимо создавать положительный эмоциональный настрой на занятии, а также климат доверия и психологической безопасности.
6. Строить занятие в соответствии с требованиям ФГОС.
7. И учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Важно, также помнить, что работаем мы со слепыми и слабовидящими детьми и для того, чтобы занятие было успешным, необходимо соблюдать ряд тифлопедагогических требований к коррекционному занятию:
1. Надо соблюдать режим непрерывной зрительной нагрузки:
a. в начальной школе это 10 минут
b. и 15 минут- в основной и старшей школе.
2. Планируя занятие, необходимо учитывать, что работоспособность детей:
a. первые 8-10 минут- низкая;
b. в следующие 10-25 минут- наибольшая;
c. последние 10 минут занятия- работоспособность снижена
3. Учителю на занятии нужно контролировать осанку учеников, ношение ими очков и использование подставок.
4. Лучше и легче запоминается материал, если в его восприятии задействованы все сохранные анализаторы.
5. Делать записи на доске, нужно чёткими и крупными.
6. Соблюдать единый орфографический режим при работе в тетрадях.
7. И учитывать, нагрузку при работе на компьютере (не более 15 мин.)
8. Использовать наглядность.
Исходя из того, какие цели и задачи дефектолог решает на занятии со слепыми и слабовидящими детьми, он использует особую наглядность или дидактические пособия.
Выделяют разные виды дидактических пособий:
1. Натуральные или максимально приближенные к ним наглядные пособия – это предметы ближайшего окружения, животные, растения и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий. Эти пособия должны быть удобны для зрительного и осязательного обследования, должны быть ярко окрашены, иметь традиционную, легко узнаваемую форму. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.
2.
Объемные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, скульптуры, макеты, геометрические тела). В них должны быть точно переданы характерные признаки предмета. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета.
3. Рельефные пособия:
Например: рельефные рисунки: могут быть контурные, аппликационные и барельефные изображения, а также текстовые наглядные пособия, выполняемые рельефным шрифтом Л. Брайля.
Эти пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет и быть удобными для зрительного и осязательного восприятия.
4. Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, фигурки животных, птиц и т. д.) должны иметь четко выделенные основные детали, а изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их соотношение.
5. Символические пособия (исторические, географические, биологические карты) должны быть с укрупненными, четко выделенными изображениями. На картах выделяются контуры материков, морей, очертания государств и т.д. Местоположение нанесённых на карту объектов сообщается условными обозначениями.
6. Изобразительные пособия (иллюстрации, репродукции картин, фотоматериалы, плакаты) могут быть силуэтные и контурные. Лучше использовать в цветовом исполнении, количество деталей должно быть минимизировано, они должны быть чёткими.
Здесь надо сказать, что условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:
1) выбор контрастного фона;
2) педагог должен находиться справа от демонстрируемого материала, обязательно лицом к детям;
3) объект для показа необходимо располагать на твёрдой и стабильной поверхности (нельзя пособие демонстрировать, держа на весу в руках);
4) демонстрационные объекты должны быть с чётким контуром;
5) не допускается использование пособий с глянцевой поверхностью, так как блики затрудняют восприятие.
И в заключении, уважаемые коллеги, хочется пожелать вам успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".
Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....
Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения
Данная работа подготовлена в связи с индивидуальной работой с учащимся, имеющим нарушение зрения....
Основные рекомендации для коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.
Основные рекомендации к подбору дидактического материала методов и приемов организации занятий для детей с нарушением зрения....
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
Диагностика, календарно-тематическое планирование занятий, конспекты занятий...
Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье раскрывается те...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях СБО
Доклад на заседание МО дефектологов...