Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий для детей с нарушениями зрения.
консультация на тему
Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные рекомендации к подбору
дидактического материала, методам, приемам
и организации занятий
для детей с нарушениями зрения.
I.При подготовке к занятию:
- Наглядный материал должен быть определенных размеров, в зависимости от зрительного диагноза: демонстрационный:15-20 см (от 6 до 8 шт. одновременно), 20-25 см (от3 до 5 шт.), раздаточный: 1-5 см(см. зрительную нагрузку) и более 5 см( для слабовидящих детей). Материал должен быть размещен не в одну линию, пятном, а так, чтобы каждый объект или картинка выделялись по отдельности.
- Материалы и пособия должны иметь матовую не отражающую поверхность, четкое композиционное построение, конкретные признаки предметов, должны соответствовать естественным размерам (машина меньше дома).
- Для слабовидящих детей пособия должны быть с выделенным контуром, без множества мелких деталей.
Желательно рассматривать предметные и сюжетные изображения со слабовидящими детьми заранее.
- При подборе объектов для демонстрации важно выбрать нужный фон для него, так как цвет в сочетании и на расстоянии меняется: красный с желтым видится как оранжевый, фиолетовый с коричневым – черным.
- Образцы для показа на занятиях по ИЗО должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере.
- Для детей с низкой остротой зрения и с прогрессирующим зрительным диагнозом используются специальные дидактические пособия: рельефные картинки, барельефные изображения, игрушки-модели со съемными частями, объемные аппликации.
II. При проведении занятия:
- Следить за освещенностью помещения во время занятия.
- При рассаживании детей с нарушением зрения на занятиях важно учитывать наличие окклюзии. Необходимо, чтобы объект восприятия находился перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом (во время окклюзии).
- Расстояние до объекта восприятия должно соответствовать способности детей успешно различать мелкие детали воспринимаемого.
- Детей с низкой остротой зрения следует как можно ближе размещать к рассматриваемому объекту. С целью поддержания зрительной работоспособности этой группы детей при работе вблизи наглядный материал следует располагать перед взором ребенка в вертикальной плоскости.
- С учетом вида косоглазия рекомендуется располагать наглядные пособия следующим образом: на горизонтальной плоскости работают дети с расходящимся косоглазием, на вертикальной плоскости- дети со сходящимся косоглазием.
- Ребенок с окклюзией должен при показе объекта находиться у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз-слева, заклеен левый глаз-справа).
- Рассматривание предметов, игрушек, предметных картинок проводится по следующим этапам: целостное восприятие (цвет, величина, форма), рассматривание частей, затем деталей и снова целостное восприятие. Слабовидящим детям давать больше времени для рассматривания.
- В ходе занятия при обследовании и воспроизведении объекта во всех возрастных группах необходимо использовать указку, формообразующие движения, обводку.
- На занятиях, в режимных моментах необходима активизация сохранных анализаторов (слухового, тактильного, обонятельного), а также стимуляция остаточного зрения.
- Для предупреждения вербализма у детей важно обращать внимание на соотнесенность образа объекта со словом, при этом слово нужно использовать в разных фразовых конструкциях.
- В процессе проведения занятия необходимо ограничивать непрерывную зрительную нагрузку.
- Важно чередовать зрительную работу вдаль и в близь.
- Повышенная утомляемость детей со зрительными нарушениями требует частой смены деятельности на занятиях и поз (сидя, стоя, сидя и лежа на полу), что создает дополнительную возможность для тренировки мышц, введения физкультурных минуток.
- Необходимо во время занятий проводить зрительную гимнастику, направленную на снятие зрительного утомления( зажмуривание, моргание, пальминг).В свободное от занятий время проводить зрительную гимнастику , направленную на укрепление глазодвигательных мышц (прослеживание за предметом, лазерной указкой и т.д.). Упражнения на изменение фокусного расстояния исключить детям со сходящимся косоглазием(прослеживание за кончиком указательного пальца, движущегося от кончика носа до расстояния вытянутой руки и обратно).
- Важно четко соблюдать продолжительность занятий.
- При сопровождении ребенка по детскому саду, улице брать за руку со стороны заклеенного глаза.
.
Составила: учитель-дефектолог Липатова Л.В.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения
Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Домашние помощники" (бытовые приборы)...
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....
Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)
Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязанияЗадачи:развитие тактильной чувствительностиразвитие тактильной памятиразвитие вниманияразвитие мелкой моторикиразвитие мышления, речи...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в воспитании детей....
Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)
Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...
Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
Консультация для педагогов...
Применение интерактивных технологий на коррекционных занятиях для детей с нарушениями зрения
Интерактивные технологии - это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность по заданным правилам ...