Метод проектов в условиях ФГОС
методическая разработка
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современных условиях результат образования. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_-_vystuplenie.docx | 31.56 КБ |
proektnaya_deyatelnost_fgos.ppt | 541.5 КБ |
buklet_uchebnyy_proekt.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет по теме
Метод проектов в условиях ФГОС
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современных условиях результат образования. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.
Цели проектной деятельности:
- Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
- Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
- Развитие исследовательских умений.
При использовании технологии решается целый ряд разноуровневых дидактических, воспитательных и развивающих задач: развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, активно развивается критическое мышление, сфера коммуникации и т.п.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформление конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для определения типа проекта используются следующие признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;
- Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Требования к личности учителя:
- Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
- Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
- Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Умение пользоваться проектной технологией является показателем высокой квалификации педагога, его инновационного мышления, ориентации на личностное и профессиональное развитие ребенка в процессе обучения, а психологическая грамотность и компетентность учителя позволяет при организации проектной деятельности учитывать возможности, интересы и желания детей.
Особую роль играют креативные способности учителя, его творческий потенциал, опыт творческой деятельности. Учитель влияет на ученика яркостью собственной индивидуальности. Самоценность личности важна в этой технологии, как ни в какой другой.
Требования к личности ученика:
- Выступают активными участниками процесса.
- Учатся работать в группах работать в группах
- Развивают конструктивное мышление
- Вырабатывают свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно»
- Формирую адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Классификация проектов по продолжительности:
- Краткосрочные проекты (требуется 4-6 уроков).
- Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовления продукта и подготовка презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
- Их выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
- Годичные проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. Выполняется во внеурочное время и как правило проводится в рамках ученических научных обществ.
Формы продуктов проектной деятельности:
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемой.
Перечень выходов проектной деятельности:
- Web-сайт
- Бизнес-план
- Видеофильм
- Видеоклип
- Газета
- Игра
- Мультимедийный продукт
- Чертеж
- Модель и т.п.
Система оценки проектной работ:
- Актуальность и значимость темы
- Глубина исследования проблемы
- Оригинальность предложенных решений
- Качество выполнения продукта
- Убедительность презентации
- Использование средств наглядности
- Артистизм и выразительность выступления
- Ответы на вопросы – умение отвечать
Организуя работу над проектом, ученики должны быть ориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников инфорации. Таким образом, проектная деятельность играет ведущую роль в реализации метапредметных связей. «Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов".
Метод проектов относится к актиактивным методам. Использование данного метода решает задачу нового стандарта, характерной чертой которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, общее интеллектуальное развитие, а также необходима для последующего целеполагания
Ведь как говорил Луций Анней Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра». Этим пловцом оказывается и обучающийся, и его педагог. Это совместный труд.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества… … переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся …»
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современных условиях результат образования.
ФГОС второго поколения предполагает
Урок «вчера»
Урок «сегодня» (Проектные и исследовательские технологии) - Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; - Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; - Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; - Участники проекта организуют себя на дело; - Участники проекта информируют друг друга о ходе работы; - Участники проекта вступают в дискуссии.
Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов). Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов ( использование в ходе совместного исследования «круглого стола», творческих отчётов, просмотром).
Для определения типа проекта используются следующие признаки: Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие; Предметно-содержательная область : моно проект; межпредметный проект; Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта) Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проекта. Продолжительность проекта
Результаты выполненных проектов должны быть материальны: Web- сайт Бизнес-план Видеофильм Видеоклип Газета Игра Чертеж Модель Презентация; Публикации; Буклеты; Информационные бюллетени; Газеты; (в том числе и в компьютерном варианте)
Можно оценивать: Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; Количество новой информации использованной для выполнения проекта; Степень осмысления использованной информации; Уровень сложности и степень владения использованными методиками; Оригинальность идеи, способа решения проблемы; Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; Владение рефлексией; Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Проектные и исследовательские технологии способствуют обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества
В связи с этим в ФГОС НОО и ООО второго поколения проектная деятельность является основной структурной единицей процесса обучения
Учителю нужно знать: Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса. Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся? Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием? Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения? Как разработать учебный проект или исследование? Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования? Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
Для учащихся начальной школы Необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Для учащихся основной школы В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Следовательно: Проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах (индивидуальная форма работы не исключается). Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной). Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях школьной конференции, где идёт подготовка к различным мероприятиям районного или республиканского уровня (конкурсы, конференции, игры). Важно учитывать реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.
Метод проектов целесообразно применять, если Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая). Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся Возможно структурирование (этапность) проекта Используются исследовательские методы В результате имеем материальный продукт
Плюсы и минусы проектной деятельности Плюсы проектной деятельности + навыки самообразования и самоконтроля + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат + навыки групповой деятельности + индивидуальный подход + интерес к познавательной деятельности Минусы проектной деятельности - возрастает нагрузка на учителя - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки) - психологические, коммуникативные проблемы - проблема субъективной оценки
Метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
Предварительный просмотр:
Проект – это …
Проект – это 5 «П».
Проблема – Поиск информации - Проектирование – Продукт – Презентация.
Что такое проект?
Проект – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Проект в переводе означает «брошенный вперёд».
Виды проектов по продолжительности:
- мини-проекты, могут укладываться в один урок или менее;
- кракосрочные требуют 3-4 урока;
- недельные выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.;
- долгосрочные (годичные), могут выполняться как в группах, так и индивидуально, выполняется, как правило, во внеурочное время.
Виды проектов по профилю знаний:
- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом –учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми, культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная вёрстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника;
- межпредметные выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Виды проектов по форме:
- практико-ориентированный, нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, района, республики, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему;
- исследовательский, по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабараторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.;
- информационный, направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернет. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;
- творческий, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, тетрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.;
- ролевой, разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?
Виды проектов по количеству участников:
- личностные;
- парные;
- групповые.
Цель проекта – это ожидаемый результат в будущем.
Задачи – это конкретные, поддающиеся измерению шаги по достижению цели. Они определяют ваши действия. При анализе задач важно учитывать:
- насколько эти задачи адекватны выбранным для их решения методам;
- не потребует ли ваша работа огромных дополнительных затрат (финансовых, временных, интеллектуальных и т.п.);
- достаточно ли имеющихся ресурсов для реализации идеи (квалифицированный персонал, время, оборудование и т.п.);
- не станет ли предлагаемый проект непосильным бременем для вас?
- Существуют ли альтернативные варианты решения данной проблемы?
Задачи проекта всегда связаны с поставленными целями и проблемой, они указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта.
Поставить задачу – значит определить, через какие действия, представленные в разных условиях, можно достичь цели.
Условия | Задачи |
Организационные | Обеспечить организационный комплекс мер, направленных на изменение … |
Мотивационные | Обеспечить включённость участников в обсуждение, проектирование … |
Образовательные | Обеспечить организацию и мониторинг результативности … |
Кадровые и программно-методические | Обеспечить кадровые и программно-методические условия, необходимые для реализации … |
Материально-технические | Обеспечить условия труда и учёбы, оснащённость помещений… |
Финансовые | Обеспечить объём финансирования, необходимый для реализации изменений … |
Правовые | Обеспечить нормативно-правовые обоснования, необходимые для реализации... |
Этапы работы над проектом
- Поиск темы, возникновение замысла.
- Проведение анализа темы (работа с литературой, Интернет-ресурсами).
- Выполнение эскизно-проектных работ.
- Написание проекта.
- Практика выполнения проекта.
- Защита проекта.
Примерная структура проекта
- Титульный лист (включает вашу тему, ФИО исполнителя и тьютора, класс и дату).
- Актуальность проекта (обоснование необходимости проекта, описание проблемы).
- Цели и задачи проекта (раздел включает конкретные цели, которые ставите для решения поставленной проблемы, а также задачи, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
- Основное содержание проекта (раздел включает описание путей и методов достижения поставленных целей, описание механизма реализации проекта, какие ресурсы будут использованы, как будет осуществлён отбор участников либо целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус, каким образом будет распространяться информация о проекте и т.д.).
- План реализации проекта
№ | Задача | Мероприятие | сроки | Ответственные |
- Ожидаемые результаты и социальный эффект (должна содержаться информация о результататх проекта – по проводимым мероприятиям, степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов).
- Перспективы дальнейшего развития проекта (возможности дальнейшего продолжения проекта: расширение территории, контингента участников, организаторов, расширение содержания и т.д.)
8. Бюджет проекта.
9. Приложения (отзывы о проекте, сценарии, тематика по вашему желанию в него могут быть включены свои критерии оценивания вашей работы, иллюстрации и т.д.
Критерии оценивания проектной работы
- Актуальность.
- Соответствие поставленных целей и полученных результатов.
- Личные продвижения и приобретение нового опыта в ходе осуществления проекта.
- Масштаб проекта (личный вклад, время, затраченное на осуществление работы).
- Социальная польза проекта.
- Свободное владение материалом и умение отвечать на вопросы, связанные с проектной работой (презентация).
- Оформление работы.
- Оригинальность.
Корзина возможных проектов
- Организация картинной галереи (вернисажи, сменные выставки и др.).
- Постановка спектакля, танца.
- Создание сайта, web-страницы.
- Дизайнерское оформление школы.
- Создание фильма о выпускниках.
- Различные проекты в рамках трудовых мастерских.
- Организация различных тематических вечеров, викторин, конкурсов, деловых игр, туристических слётов, коммунарских сборов, спортивных турниров, экскурсий.
- Выпуск школьной газеты, школьное радио, школьное телевидение, журнала.
- Разработка школьной формы.
- Обустройство территории школы.
- Создание учебных и методических пособий, игр, коллекций, макетов, моделей, публикаций, серии иллюстраций, статей
- Организация «Университета» для старшеклассников.
Подробная информация о разработке проектов, примеры проектов (победителей, лауреатов и номинантов) по всем предметам и всевозможным направлениям на сайте:
http://portfolio.1september.ru/
Что такое учебный проект?
(Информация и рекомендации по разработке проекта, использованы материалы http://portfolio.1september.ru/)
Скажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Вовлеки, и я научусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»
В помощь учителям при работе над ворческим проектом....
Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.
Методическая статья ,которая кратко знакомит с особенностями, структурой и возможностями технологии встречных усилий,актуальной в условиях введения ФГОС....
Метод проектов в условиях ФГОС
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиб...
Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.
Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...
Реализация военной компоненты через метод проектов в условиях реализации ФГОС
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реа...
"Применение метода проектов в условиях внедрения ФГОС".
Проект обычно учитывает потребности людей и общества. Он должен содержать: составление плана, по удовлетворению какой либо потребности, проектирование процесса труда, изготовление изделия или оказание...
МЕТОД ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ ФГОС
МЕТОД ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ...