Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.
методическая разработка на тему

Сафонова Ольга Викторовна

Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представлены типы проектов и этапы его подготовки, а также роль ученика в процессе реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.

Важнейшей задачей современного образования является формирование всесторонне развитой, социально ориентированной, гармоничной личности, поэтому необходимым условием реализации ФГОС является использование метода проектов на всех ступенях общего образования: начальное звено, основное и среднее образование. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.
Несомненно, данный метод имеет свои неоспоримые преимущества, а, именно, способствует развитию самостоятельности учащихся (особенно при выполнении индивидуального проекта), расширяет их кругозор, развивает коммуникативные способности (при выполнении групповых проектов), однако, несмотря на все видимые преимущества, для успешного выполнения проекта ученик должен владеть определенными навыками, в частности, умением осуществлять поиск необходимой информации не только в сети Интернет, но также используя другие ресурсы, уметь преподносить созданный им проект (продукт), то есть его презентовать, должен быть компетентен в плане создания презентаций, уметь работать в группе (в случае группового проекта) и, конечно, должен быть осведомленным о всех этапах подготовки проекта.
Поэтому, начиная с первых шагов обучения в школе, у учащихся необходимо формировать умения, которые впоследствии ему могут пригодиться при подготовке проекта. Проектная технология позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Поскольку метод проектов применяется при изучении различных дисциплин, в том числе и биологии, доктором педагогических наук С.В. Алексеевым предлагается следующий алгоритм разработки индивидуального проекта, включающий этапы учебной деятельности:

  1. Определение проблемы окружающей среды, вызывающей познавательный интерес у учащегося или группы учащихся.
  2. Обоснование актуальности данной проблемы, значимой как для школьника, так и для образовательного учреждения.
  3. Определение замысла будущего проекта, формулировка его цели и возможного прогнозируемого результата.
  4. Определение основных понятий реализуемого проекта, возможности их развития и содержательного насыщения.
  5. Изучение проработанности выбранной проблемы в научной и учебно-методической литературе.
  6. Определение инструментального поля реализации проекта: методы, технологии, приемы, формы, методики.
  7. Поиск аналогов в информационном пространстве Интернета.
  8. Определение предполагаемых социальных партнеров, источников информации, респондентов исследования.
  9. Изучение возможностей использования сетевых эффектов.
  10. Определение критериально-оценочной базы проекта (критерии и показатели эффективности, методики их оценки).
  11. Анализ и рефлексия полученных социально-образовательных результатов.
  12. Презентация результатов проекта.


В настоящее время можно часть слышать о смене знаниевой парадигмы образования на компетентностную (системно-деятельностную). Это и проект нового закона «Об образовании», и федеральные программы развития образования в России (до 2015 г., до 2020 г.), и концепция ФГОС, и другие. Очевидно, развитие подростка, социализации его в обществе, адаптация в быстро меняющемся мире только на «знаниевом багаже» не устраивают ни общество, ни государство. Необходимо на основе сформированных знаний овладевать (осваивать) различными видами деятельности на принятых человеком ценностях и на основе его собственного жизненного опыта. Нужны компетентности-умения решать конкретные проблемы, задачи.  

Главным условием (на мой взгляд) успешности проекта является личная инициатива учащихся, осознание необходимости удовлетворения познавательной потребности, то есть роль ученика в создании проекта не должна быть пассивной, он должен осмысленно находит нужную информацию и реализовывать свой проект, учитель обеспечивает лишь направляющую, корректирующую, организаторскую функцию.

Сафонова О.В. – учитель
биологии ГБОУ СОШ «ЦО»
пос. Варламово

Используемая литература:

С.В, Алексеев, доктор педагогических наук «Проект о проектах: о создании информационной базы индивидуальных проектов в области проблем окружающей среды»
Журнал «Биология в школе» №1 2012г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя...

Реализация военной компоненты через метод проектов в условиях реализации ФГОС

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реа...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Сценарий педагогического совета с использованием элементов технологии деятельностного метода.Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи:...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Выступление на муниципальном семинаредля заместителей директоров по УВР г.о.Кашира«Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1...

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмеча...

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность...