Метод проектов в условиях ФГОС
статья по информатике и икт на тему
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современных условиях результат образования. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов в условиях ФГОС
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современных условиях результат образования. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.
Цели проектной деятельности:
- Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
- Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
- Развитие исследовательских умений.
При использовании технологии решается целый ряд разноуровневых дидактических, воспитательных и развивающих задач: развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, активно развивается критическое мышление, сфера коммуникации и т.п.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформление конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для определения типа проекта используются следующие признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;
- Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Требования к личности учителя:
- Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
- Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
- Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Умение пользоваться проектной технологией является показателем высокой квалификации педагога, его инновационного мышления, ориентации на личностное и профессиональное развитие ребенка в процессе обучения, а психологическая грамотность и компетентность учителя позволяет при организации проектной деятельности учитывать возможности, интересы и желания детей.
Особую роль играют креативные способности учителя, его творческий потенциал, опыт творческой деятельности. Учитель влияет на ученика яркостью собственной индивидуальности. Самоценность личности важна в этой технологии, как ни в какой другой.
Требования к личности ученика:
- Выступают активными участниками процесса.
- Учатся работать в группах работать в группах
- Развивают конструктивное мышление
- Вырабатывают свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно»
- Формирую адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Классификация проектов по продолжительности:
- Краткосрочные проекты (требуется 4-6 уроков).
- Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовления продукта и подготовка презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
- Их выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
- Годичные проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. Выполняется во внеурочное время и как правило проводится в рамках ученических научных обществ.
Формы продуктов проектной деятельности:
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемой.
Перечень выходов проектной деятельности:
- Web-сайт
- Бизнес-план
- Видеофильм
- Видеоклип
- Газета
- Игра
- Мультимедийный продукт
- Чертеж
- Модель и т.п.
Система оценки проектной работ:
- Актуальность и значимость темы
- Глубина исследования проблемы
- Оригинальность предложенных решений
- Качество выполнения продукта
- Убедительность презентации
- Использование средств наглядности
- Артистизм и выразительность выступления
- Ответы на вопросы – умение отвечать
Организуя работу над проектом, ученики должны быть ориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников инфорации. Таким образом, проектная деятельность играет ведущую роль в реализации метапредметных связей. «Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов".
Метод проектов относится к актиактивным методам. Использование данного метода решает задачу нового стандарта, характерной чертой которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, общее интеллектуальное развитие, а также необходима для последующего целеполагания
Ведь как говорил Луций Анней Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра». Этим пловцом оказывается и обучающийся, и его педагог. Это совместный труд.
Литература
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
- Проект на уроках информатики. Москва «Образование и Информатика», 2006
- «Информатика. Все для учителя!», научно-методический журнал №8, август, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»
В помощь учителям при работе над ворческим проектом....
Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.
Методическая статья ,которая кратко знакомит с особенностями, структурой и возможностями технологии встречных усилий,актуальной в условиях введения ФГОС....
Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.
Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...
Реализация военной компоненты через метод проектов в условиях реализации ФГОС
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реа...
"Применение метода проектов в условиях внедрения ФГОС".
Проект обычно учитывает потребности людей и общества. Он должен содержать: составление плана, по удовлетворению какой либо потребности, проектирование процесса труда, изготовление изделия или оказание...
МЕТОД ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ ФГОС
МЕТОД ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ...
Метод проектов в условиях ФГОС
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных ...