Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»
статья по теме
В помощь учителям при работе над ворческим проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Парабельская гимназия
РЕФЕРАТ
Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»
Выполнен: Пожидаевой С.С.
учителем географии, высшая категория
Томск -2012 г.
ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНДУСТРИЯ,
НАПРАВЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ.
С. П. КАПИЦА
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюби. он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.
В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формировать проблемы и находить пути решения; развитие у учащихся критического мышления.
Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.
При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию у учебе, познавательную и творческую активность.
Данная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
Работа над творческим проектом проводится поэтапно. Исследователь Н.В. Матяш выделил три основных этапа: организационно – подготовительный, технологический и обобщающий (см. табл. 1)
Таблица 1
Этапы выполнения творческого проекта
№ п/п | Название подэтапа | Содержание подэтапа |
I. Организационно – подготовительный этап |
11 | Поиск проблемы | Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное. Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания |
2. | Осознание проблемной области | Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирает одну, наиболее актуальную. Учитель выступает в роли консультанта. |
3. | Выявление конкретной потребности. Первое мини- исследование | Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников, учащиеся проводят мини – исследования. Учитель – наблюдатель, консультант, советчик |
4. | Определение конкретной задачи и ее формулировка | У-ся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. Учитель помогает уточнить формулировку |
5. | Построение «звездочки обдумывания». Второе мини – исследование | У-ся на листе бумаги составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, дизайн. Учитель проверяет, уточняет, советует |
6. | Выработка идей, вариантов, альтернатив. Третье мини – исследование. | Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок и т.д. Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу |
7. | Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Четвертое мини-исследование | Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают эскиз продукта проекта с его описанием. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает |
8. | Разработка технологического процесса | Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает |
9. | Контроль качества | Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества проекта. Учитель проверяет, обобщает результаты |
II. Технологический этап |
10. | Выполнение технологических операций | Учащиеся подбирают режимы работы, самоконтроль, вносят изменения в технологический процесс, контролируют последовательность операций, режимы обработки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места |
III. Обобщающий этап |
11. | Коррекция | Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты |
12. | Контроль, испытание | Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров продукта Учитель наблюдает, консультирует |
13. | Записки, реклама | Учащиеся готовят рекламу. Учитель наблюдает, консультирует |
14. | Оформление | Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями Учитель консультирует, помогает |
15. | Самооценка | Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта Учитель наблюдает, консультирует |
16. | Защита проекта | Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы Учитель слушает и участвует в оценке проекта |
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Некоторые критерии оценивания работ учащихся
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения своей работы.
Практическое использование предметных и надпредметных знаний, умений и навыков.
Количество новой информации, использованной в работе.
Степень осмысления использованной информации.
Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.
Владение рефлексией
Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации.
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Собранный материал реферата носит общепринятый характер, и был успешно использован в моей личной практике. Чтобы приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться браться за эксперимент.
«Чтобы научить решать задачи, надо их решать», - заметил когда-то Д. Пойа.
Литература:
Биология.5- 9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.- сост. Е.А. Якушкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
География.9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.- сост. Н.В. Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2008.
Обществознание .6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград: Учитель, 2011
Опытно- экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт.- сост. В.В. Москаленко, Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
Технология. Творческие проекты: организация работы/ авт.- сост. А. В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....
статья "Метод проектов как условие развития творческой личности школьника"
В статье представлена система действий учителя и учащихся на определённых этапах разработки проектов и как пример приводятся основные этапы разработки и тезисы научно-исследовательск...
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
В статье ставится задача рассмотреть исследовательскую деятельность как развитие творческой личности. Творческая личность - это личность человека-творца, который создает новые...
Метод проектов, как основа развития творческих проектов
Презентация...
Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....
«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»
В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным применение исследовательской технологии, которая способствует б...