Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.
статья по теме
Методическая статья ,которая кратко знакомит с особенностями, структурой и возможностями технологии встречных усилий,актуальной в условиях введения ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.rar | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.
1.Сегодня в условиях внедрения ФГОС перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Таким образом, деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе.
По определению ЮНЕСКО, под образовательной технологией подразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других.
2.Мне близка педагогика сотрудничества, которая формирует условия для доверительных отношений, позволяет создать ту атмосферу сотворчества, которая вовлекает каждого - и педагога, и ученика - в созидательную деятельность на развитие личности. Центром учебного процесса становится взаимодействие — «учитель - ученики», их общее дело.
С полной характеристикой педагогики сотрудничества мы знакомимся в книге И.П. и Подласого «Продуктивная педагогика». Автор отмечает возможности «более совершенной организации учебной работы на уроке, продуманной и мастерски реализованной, гибкой и разнообразной, динамичной и эмоциональной тактики управления учебно-воспитательным процессом, формы, методы и приемы которого разные». В процессе организованной деятельности под руководством учителя формируется активная личность, которая становится не объектом, а субъектом обучения. Урок проводится не для учеников, а вместе с ними, организуется с учетом их потребностей и интересов.
Рассмотрим классификацию данной технологии.
Она является :
а) по уровню и характеру применения – узкометодическая;
б) по научной концепции – развивающего обучения и воспитания;
в) по философской основе – гуманистическая;
г) по преобладающим методам и способам –активная, проблемная, поисковая, исследовательская, творческая, эвристическая и свободного выбора;
д) по подходу к ребенку –субъектная, демократическая, личностно- ориентированная, является технологией сотрудничества;
е) по форме –урочная, внеклассная;
3.Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
МОЗАЙКА ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙУЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ
ЭТАП УРОКА | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ |
1. Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку. | «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др. |
2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. | «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен-не согласен» и др. |
3. Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. | «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю-не знаю» и др. |
4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников. | Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др. |
5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. | «Возврат к началу», «Эссе», «Синквейн» и др. «Три уровня домашнего задания». |
Рассмотрим урок, построенный в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Приемы использовались на уроке, проведенном в 9 классе по теме : «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».
« Разогрев» учебной группы.
На этом этапе применялся прием «эпиграф». Отличие от традиционного применения состоит в том, что эпиграф не раскрывает темы, которая будет изучаться.
Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, пока еще неизвестной ученикам темой. В конце урока проверяются гипотезы учащихся, дается оценка их воображению. Цель данного приема – эмоционально настроить ребят на совместную работу. Этот прием :
а) развивает речь, логическое мышление учащихся;
б) настраивает на дальнейшую работу;
в) способствует появлению заинтересованности в раскрытии темы.
Контрольно- подготовительный этап
На этом этапе использовался такой новый прием , как « согласен – не согласен». Суть его состоит в том , что на дом учащимся дается задание: составить несколько тезисов (утверждений ) по конкретной теме. На уроке работа идет по цепочке. Учащийся высказывает свое утверждение и спрашивает собеседника, согласен он с ним или нет?
Пример.
Первый учащийся говорит: «Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и придаточного. Согласен?»
Второй отвечает: «Согласен».
Данный прием:
а) дает учителю видеть уровень подготовки учащихся;
б) развивает речь, мышление ;
в) тезисы учащиеся строят самостоятельно;
г) развивает интерес к изучаемой теме ;
д) учит слушать друг друга, сотрудничать;
е) позволяет ребенку чувствовать себя активным , свободным участником учебного процесса.
Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова.
Для данного класса и темы урока нам подошел прием «цель и цели».На этом этапе не только учитель ставит перед учащимися цели, но и сами ребята называли важные для них цели. Например: разобраться в сути явления, понять главное определение, составить таблицу и другие. В конце урока учитель возвращается к целям ребят.
Данный прием:
а) дает почувствовать ребятам свою значимость, увидеть свое место в уроке;
б) дает учителю видеть потребности ученика;
в) развивает речь.
Сотворчество
На этом этапе ребята сами открывали новый материал с помощью учителя- фасилитатора, конгруэнтного , обладающего эмпатией. Здесь использовался такой прием, как «кластер»( схема).
Данный прием:
а)вырабатывает систему знаний у учащихся ;
б) развивает интерес к теме.
Рефлексия
На данном этапе использовался прием « знаю – не знаю», это таблица.
Что я знаю | В чем я затрудняюсь | Что я могу узнать |
Учащиеся заполняют таблицу в течение нескольких уроков, пока не изучат конкретный раздел или тему.
Данный прием:
а) дает возможность учителю видеть пробелы в знаниях учеников;
б) развивает речь учащихся;
в) вырабатывает систему знаний;
На этапе «рефлексия» учитель возвращается к целям и эпиграфу, с учениками планирует домашнее задание. Оно трехуровневое, дифференцированное: 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера.
Такое домашнее задание:
а) предоставляет свободу выбора заданий;
б) распределяется по способностям и интересам;
в) учит их самостоятельности.
Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области и на уроках любого типа. Задача учителя - продумать этапы урока, методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса.
В заключение , хочу отметить , что это непростая работа, как учителя, так и учащихся, но благодаря данной технологии, встречные усилия сделают учителя и учащихся более внимательными друг к другу, помогут лучше понять себя и окружающих, более качественно осваивать знания и сделать урок интересным и успешным.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....
Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...
Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"
В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...
Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)
Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...
конспекты уроков по Технологии встречных усилий в 6 классе по теме "Лексика"
Данные конспекты уроков построены по технологии встречных усилий...
Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС. Технология встречных усилий
Технология встречных усилий.Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее « дуэли».Это поиск контакта – тесного и органичного&he...
Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса
В работе говорится о технологии встречных усилий, которая формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе. Одним из необходимых условий организации педагогически...