Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.
статья по теме

Мельникова Татьяна Владимировна

Методическая статья ,которая кратко знакомит с особенностями, структурой и возможностями  технологии встречных усилий,актуальной в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.

1.Сегодня в условиях внедрения ФГОС  перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

      Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. 

Таким образом, деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе,  если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

      Кроме знания основных нормативных документов ФГОС,  методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии  следует использовать в учебном процессе.

      По определению ЮНЕСКО, под образовательной технологией подразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.   Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей,  подготовленности и готовности учителя   и т.д. Без сомнения,  приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других.

2.Мне близка педагогика сотрудничества, которая формирует условия для доверительных отношений, позволяет создать ту атмосферу сотворчества, которая вовлекает каждого - и педагога, и ученика - в созидательную деятельность на развитие личности. Центром учебного процесса становится взаимодействие — «учитель - ученики», их общее дело.

     С полной характеристикой педагогики сотрудничества мы знакомимся в книге И.П. и Подласого «Продуктивная педагогика». Автор отмечает возможности «более совершенной организации учебной работы на уроке, продуманной и мастерски реализованной, гибкой и разнообразной, динамичной и эмоциональной тактики управления учебно-воспитательным процессом, формы, методы и приемы которого разные». В процессе организованной деятельности под руководством учителя формируется активная личность, которая становится не объектом, а субъектом обучения. Урок проводится не для учеников, а вместе с ними, организуется с учетом их потребностей и интересов.

Рассмотрим  классификацию данной технологии.

 Она является :

а) по уровню и характеру применения – узкометодическая;

б) по научной концепции – развивающего обучения и воспитания;

в) по философской основе – гуманистическая;

г) по преобладающим методам и способам –активная, проблемная, поисковая, исследовательская, творческая, эвристическая и свободного выбора;

д) по подходу к ребенку –субъектная, демократическая, личностно- ориентированная, является технологией сотрудничества;

е) по форме –урочная, внеклассная;

3.Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный,  «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

МОЗАЙКА ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙУЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ


ЭТАП УРОКА


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

1. Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку.

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.

2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен-не согласен» и др.

3. Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю-не знаю» и др.

4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.

Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.

5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

«Возврат к началу», «Эссе», «Синквейн» и др.

«Три уровня домашнего задания».

     Рассмотрим урок, построенный в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Приемы использовались на уроке, проведенном в 9 классе по теме : «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

                                « Разогрев» учебной группы.

На этом этапе применялся прием «эпиграф». Отличие от традиционного применения состоит в том, что эпиграф не раскрывает темы, которая будет изучаться.

Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, пока еще неизвестной ученикам темой. В конце урока проверяются гипотезы учащихся, дается оценка их воображению. Цель данного приема – эмоционально настроить ребят на совместную работу. Этот прием :

а) развивает речь, логическое мышление учащихся;

б) настраивает на дальнейшую работу;

в) способствует появлению заинтересованности в раскрытии темы.                                

                                Контрольно- подготовительный этап

На этом этапе использовался такой новый прием , как « согласен – не согласен». Суть его состоит в том , что на дом учащимся дается задание: составить несколько тезисов (утверждений ) по конкретной теме. На уроке работа идет по цепочке. Учащийся высказывает свое утверждение и спрашивает собеседника, согласен он с ним или нет?

Пример.

Первый учащийся говорит: «Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и придаточного. Согласен?»

Второй отвечает: «Согласен».

Данный прием:

 а) дает учителю видеть уровень подготовки учащихся;

б) развивает речь, мышление ;

в) тезисы учащиеся строят самостоятельно;

г) развивает интерес к изучаемой теме ;

д) учит слушать друг друга, сотрудничать;

е) позволяет ребенку чувствовать себя активным , свободным участником учебного процесса.

                                        

                Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова.

    Для данного класса и темы урока нам подошел прием «цель и цели».На этом этапе не только учитель ставит перед учащимися цели, но и сами ребята называли важные для них цели. Например: разобраться в сути явления, понять главное определение, составить таблицу и другие. В конце урока учитель возвращается к целям ребят.

Данный прием:

а) дает почувствовать ребятам свою значимость, увидеть свое место в уроке;

б) дает учителю видеть потребности ученика;

в) развивает речь.

                                        

         

                                        Сотворчество

На этом этапе ребята сами открывали новый материал с помощью учителя- фасилитатора, конгруэнтного , обладающего эмпатией. Здесь использовался такой прием, как «кластер»( схема).

Данный прием:

а)вырабатывает систему знаний у учащихся ;

б) развивает интерес к теме.        

                                         

                                        Рефлексия

На данном этапе использовался прием « знаю – не знаю», это таблица.

Что я знаю

 В чем я затрудняюсь

Что я могу узнать

 Учащиеся заполняют таблицу в течение нескольких уроков, пока не изучат конкретный раздел или тему.

Данный прием:

а) дает возможность учителю видеть пробелы в знаниях учеников;

б) развивает речь учащихся;

в) вырабатывает систему знаний;                                        

На этапе «рефлексия» учитель возвращается к целям и эпиграфу,  с учениками планирует домашнее задание. Оно трехуровневое, дифференцированное: 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера.

Такое домашнее задание:

а) предоставляет свободу выбора заданий;

б) распределяется по способностям и интересам;

в) учит их самостоятельности.

      Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована  в любой образовательной области и  на уроках любого типа. Задача учителя - продумать этапы урока, методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса.

     В заключение  , хочу отметить , что это непростая работа, как учителя, так и учащихся, но  благодаря данной технологии, встречные усилия сделают учителя и учащихся более внимательными друг к другу, помогут  лучше понять  себя и окружающих, более качественно осваивать знания и сделать урок интересным и успешным.

     

    Спасибо за внимание.

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...

Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"

В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без  усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

конспекты уроков по Технологии встречных усилий в 6 классе по теме "Лексика"

Данные конспекты уроков построены по технологии встречных усилий...

Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС. Технология встречных усилий

   Технология встречных  усилий.Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее « дуэли».Это поиск контакта – тесного и органичного&he...

Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса

В работе говорится о технологии встречных усилий,  которая  формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе.  Одним из необходимых условий организации педагогически...