Механизмы использования сетевой формы реализации образовательных программ
методическая разработка

Власова Зинаида Николаевна

Механизмы использования сетевой формы реализации образовательных программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizmy_ispolzovaniya_setevoy_formy.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гниловская основная общеобразовательная школа»

Доклад

«Механизмы использования сетевой формы реализации образовательных программ

общего образования и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций

для осуществления обучения и воспитания обучающихся

Подготовила:

Власова Зинаида Николаевна,

учитель физической культуры

I квалификационная категория.

2019г.

Многолетние традиции преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих: форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию; банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности; функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты. Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно: обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий; обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования; разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьёй  и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

Сетевая форма реализации образовательных программ – новое для российской системы образования явление. Ее нормативное закрепление в законе об образовании сразу вызвало интерес у участников образовательных отношений, а также множество вопросов разного плана, что вполне обоснованно. Говорить о возможности широкого внедрения и использования сетевой формы реализации образовательных программ, конечно, не приходится. 

Сетевая форма реализации образовательных программ применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда. Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным. При этом образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, обладают рядом преимуществ. В частности:

- сетевая форма направлена на повышение качества образования и позволяет аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;

- освоение образовательной программы обучающимися в течение определенного времени за пределами своей образовательной организации способствует развитию личностных качеств, компетенций устной и письменной коммуникации, в том числе и на иностранном языке, развивает способность адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам, к профессиональной среде;

- сетевая форма расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и иных ресурсах и позволяет ему сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учебе, осознание ответственности за достижение результата;

- перспективным является создание образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации;

- сетевая форма активизирует обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.

Под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.  Основные цели реализации программ в сетевой форме:  объединение необходимых ресурсов для реализации образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой .

Программы, реализуемые в сетевой форме, разрабатываются с учетом федеральных, региональных требований и рекомендаций в сфере образования, Устава, локальных актов, рассматриваются на заседании методического совета, утверждаются к реализации приказом директора. Реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

- требования к образовательному процессу;

- требования к материально-техническому обеспечению;

- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций являются: - наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети; - договорные формы правоотношений между участниками сети; - наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора; - возможность осуществления перемещений учащихся и (или) педагогов дополнительного образования образовательных организаций, входящих в сеть; - возможность организации зачета результатов по дополнительным общеобразовательным программам. Реализация сетевой формы может осуществляться в очной форме, очно-заочной, с использованием  дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов.

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие при реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает горизонтальные взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений. Современная социально-экономическая ситуация требует от дополнительного образования детей модернизации, оптимизации ресурсов, изменений в системе управления образовательными учреждениями на основе полного использования их потенциальных возможностей, внедрения инновационных технологий, новых систем управления. Выдвигаются новые требования и к педагогу дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, имеют ряд преимуществ: - освоение обучающимся дополнительной образовательной программы в другой организации в течение определённого времени способствует развитию личностных качеств, компетенций коммуникаций, развивает способность адаптироваться к другой образовательной и педагогической среде; - расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и других ресурсов и позволяет сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учёбе. Такие дополнительные образовательные программы в вариативной части требуют привлечения ресурсов научных и профессиональных организаций.

Дополнительное образование осуществляется путем реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Основной целью применения сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ является повышение качества дополнительного образования. Задачами применения сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ являются: - расширение доступа обучающимся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; - обеспечение доступности качественной организации дополнительного образования обучающихся, удовлетворяющей потребности заказчиков услуги, социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых форм взаимодействия, представляющих возможность действительного выбора, информационно - коммуникационных и педагогических технологий; - обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации и маркетинга.

Внедрение сетевого взаимодействия образовательных учреждений позволит: оказать существенное влияние на личностно-ориентированное развитие обучающихся, на профессиональную ориентацию через развитие его умений ориентироваться в мире профессий, на формирование культуры труда, на развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс...

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс по учебнику Кузовлева...

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 5 класс

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 5 класс по учебнику Кузовлева...

Использование ИКТ при реализации образовательной программы предпрофессиональной подготовки

Использование ИКТ при реализации программы "Основы метода "слепой" печати с элементами делопроизводства"...

«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Выступление на методическом  объединении учителейестественно- математического цикла предметовГосударственное образовательное учреждениеЛуганской Народной Республики«Республиканский казачий ...

методическая разработка Сетевая форма реализации образовательных программ в условиях муниципальной образовательной системы».

Актуальность проблемы семейного чтения не вызывает сомнения. К сожалению, читать стали меньше и взрослые. Проведя опрос родителей наших воспитанников, я убедилась в том, что проблема семейного чтения ...

Сетевое обучение в реализации образовательных программ школы

Сетевое обучение становится сегодня важнейшим составляющим организации работы образовательных организаций. Партнеры входят в школу со своими идеями и новыми подходами в социализации школьников....