Открытый урок в 8 классе по теме "Знаки препинания в русском синтаксисе (в соответствии с законом тождества и равенства в логике и алгебре)"
план-конспект урока (8 класс)
Ситуация тождества в математике будет соответствовать ситуации тождества в русском языке. Мы прибегаем к определённой степени абстрагирования. Мы должны подняться над ситуацией и описать её. Таким образом, мы моделируем некий алгоритм в решении учебной логической задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 243.5 КБ |
dlya_uroka_pro_tozhdestva.ppt | 746.5 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания в русском синтаксисе (в соответствии с законом тождества и равенства в логике и алгебре)
Класс: 8.
предмет: алгебра, русский язык.
Цель: использование ситуации тождества в решении учебных задач в алгебре и русском языке.
Задачи:
- рассмотреть тождественные моменты в алгебре;
- рассмотреть тождественные моменты в русском языке;
- сопоставить их и найти общие точки соприкосновения;
- применения данного подхода в синтаксисе.
Ход урока.
- Эпиграф (учитель математики): «Кто сказал, что математика – это наука. Может это искусство?»
- Вступление (учитель математики):
Мы сегодня с вами обсудим использование знака «=» в алгебре и русском языке. Перейдём к практической части (фронтальное повторение, фронтальный опрос).
- Практическая часть (решение уравнения и деление алгебраических дробей).
А) Решите уравнение .
Выходит первый ученик и с комментариями решает:
раскрываем первые скобки по правилу салюта, а во вторых скобках возводим в квадрат сумму: ;
раскрываем скобки, перед которыми стоит знак «минус»: ;
переносим неизвестные слагаемые в левую сторону уравнения, известные – в правую: ;
приводим в каждой части подобные слагаемые; подобные слагаемые с противоположными коэффициентами уничтожаются: ;
делим обе части уравнения на одно и то же число 48: .
Б) Выполните деление дробей .
Выходит второй ученик и с комментариями решает:
По правилу деления дробей первую дробь умножаем на дробь, обратную второй, то есть, в первой дроби ничего не меняем, во второй – меняем числитель и знаменатель местами и выполняем уже умножение двух дробей: .
Сначала умножаем числители и произведение числителей записываем в числителе, умножаем знаменатели и их произведение записываем в знаменателе: .
Проанализируем, можно ли выполнить разложение на множители в числителе и знаменателе, чтобы потом сократить дробь:
раскладываем вынесением общего множителя за скобки; получаем: ;
аналогично поступаем с выражением в знаменателе : выносим за скобки общий множитель , получаем: ;
так как в множителе , то ; поэтому разложим это выражение на множители как разность квадратов: .
Рассмотрим трёхчлен . В нём ; ; . Мы имеем алгебраическую сумму квадратов двух выражений и их удвоенного произведения. Она преобразовывается в квадрат суммы или разности двух выражений. Так как перед удвоенным произведением стоит знак «минус», то это будет квадрат разности и :
.
С учётом всех преобразований наша задача трансформировалась в следующую: сократите дробь: .
Множитель – общий для числителя и знаменателя, поэтому на него дробь и сокращаем; получаем: .
Выражения и являются противоположными, так как перед в первом выражении подразумевается знак «плюс», а во втором – стоит знак «минус», перед в первом выражении стоит знак «минус», а во втором – подразумевается знак «плюс», но при возведении в квадрат противоположных выражений всегда выходим на равные значения. Поэтому – . Произведём данную замену в нашей дроби: .
Заметим, что ; имеем следующее: . Теперь можно сократить дробь на одинаковый множитель : . В заключении решения поставим в знаменателе множитель-одночлен на первое место и знак умножения между множителями опустим: .
Теперь запишем все преобразования вместе:
.
В) Учитель математики:
- Какие тождества мы использовали а двух приведённых выше задачах?
Ученики выходят к доске и выписывают по одному тождеству, которое в данных решениях присутствует.
- – распределительное свойство умножения относительно сложения;
- – раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «минус»;
- – возведение в квадрат суммы двух выражений (формула сокращённого выражения);
- при – правило деления двух дробей;
- при – правило умножения двух дробей;
- – разность квадратов двух выражений;
- – возведение в квадрат разности двух выражений (формула сокращённого выражения);
- при – сокращение дробей;
- – возведение в квадрат противоположных выражений;
- – переместительное свойство умножения.
(Получается, что максимально может выйти к доске 10 учеников).
Одна ученица вышла и понятие «тождество» описала, как она это понимает, с помощью геометрических фигур следующим образом:
Учитель математики (беседа-рассуждение со всем классом):
- Что такое тождество?
Следующий ученик (с места):
- Это равенство, верное при всех допустимых значениях переменной.
Учитель математики:
- Какой знак говорит о тождестве?
Следующий ученик (с места):
- Это знак «=».
Учитель математики:
- Как вы думаете, тождество – это понятие?
Следующий ученик (с места):
- Да.
Учитель математики:
- Где встречается тождество? Если мы говорим, что это понятие, где можно его увидеть. Нет ли его в русском языке? Если есть, то где и как оно себя проявляет, выражает…? С чем ассоциируется знак «=»? Какие он вызывает у вас мысли, суждения, аналогии?
- Учитель русского языка:
Переходим к рассмотрению ситуации тождества в русском языке. Работа в группах: первый ряд – это первая группа, второй ряд – это вторая группа, третий ряд – это третья группа. (В каждой группе назначается по одному ответственному). Вы должны рассмотреть, описать и визуализировать аналогичные ситуации в русском языке, то есть ответить на вопрос: «Где, в какой смысловой ситуации мы наблюдаем тождественные отношения между частями и ставим знак «тире»?»
- Ученики после небольшого обсуждения по очереди описывают результат по группам.
Следующий ученик (у доски; чертит и комментирует):
Смысловая конструкция выстраивается в анализе семантического поля двух блоков. Если они находятся в ситуации тождества – ставится тире.
Следующий ученик (у доски; чертит и комментирует):
Блоками могут быть слова как члены предложения, уточняющие конструкции (обороты), части сложного предложения.
Следующий ученик (у доски; чертит и комментирует):
- Учитель русского языка:
- Апробация. Ситуация блоков должна соответствовать трём конструкциям. Аналогичная ситуация складывается в работе с предложением. Когда мы делим предложение на логические части, то между ними выстраивается ситуация тождества. Вследствие которой мы должны поставить знак «тире».
- Ученики (несколько человек) приводят примеры.
А) Тире между словами:
- Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. (Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом!)
- Инфинитив – Сущ. Им. П. ( сказуемое) (Жизнь прожить — не поле перейти)
- Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» (Судьба изобретателя — это судьба его изобретений)
- между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже (Семью восемь — пятьдесят шесть)
- Для внесения ясности в смысл предложения (Отец — мой учитель; Отец мой — учитель)
Б) Тире между частями в предложении:
- Обобщающее слово стоит после (Яблоки, груши, сливы – витамины.)
- Приложения, носящие пояснительный характер: (На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал.)
- При прямой речи : (« », — .) («Купи хлеба», – сказала мама.)
В) Тире между двумя предложениями:
- Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?)
- Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.)
- Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?)
- Вывод (учитель математики):
- Что мы сегодня сделали на уроке?
Ученики (по одному):
- рассмотрели тождественные моменты в алгебре и русском языке;
- сопоставили их и нашли общие точки соприкосновения;
- привели примеры применения данного подхода в синтаксисе.
- Рефлексия (учитель русского языка):
- В основе любого знания лежит природа, а она одна. Понять её – это наша задача. Если мы её поймём, для нас откроется перспектива доступности изложения материала, а значит мы достигнем результата в своей деятельности – в понимании, усвоении, и запоминании учебной информации.
- Д/з (учитель русского языка):
- проанализировать данную учебную ситуацию в форме эссе (50-70 слов).
- Учитель математики:
- Всем спасибо. Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фигура 1 Диагональ (ось симметрии) Ромб Фигура 2 Фигура 1 Фигура 2 Ситуация тождества в математике
Ситуация тождества в русском языке (блоки в предложении) блок 1 блок 2
Слова Части в предложении Простые предложения Виды блоков в предложении
сущ. сущ. нфг нфг числ. числ. семантика тождества семантика тождества семантика тождества Между словами Между частями в предложениями Между двумя предложениями в составе одного сложного Тождественная связь между блоками в предложении
МЕЖДУ СЛОВАМИ: Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. ( Великая радость — работа , в полях, за станком, за столом! ) Инфинитив – Сущ. Им. П. ( сказуемое) ( Жизнь прожить — не поле перейти ) Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» ( Судьба изобретателя — это судьба его изобретений) между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже ( Семью восемь — пятьдесят шесть ) Для внесения ясности в смысл предложения ( Отец — мой учитель ; Отец мой — учитель ) Примеры ситуаций тождества в русском языке
МЕЖДУ ЧАСТЯМИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ: Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения ( Яблоки, груши, сливы – витамины.) Приложения, носящие пояснительный характер: ( На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал .) При прямой речи : (« », — .) («Купи хлеба», – сказала мама. ) Примеры ситуаций тождества в русском языке
МЕЖДУ ДВУМЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?) Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.) Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?) Примеры ситуаций тождества в русском языке
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: проанализировать данную учебную ситуацию в форме эссе (50-70 слов).
Предварительный просмотр:
тире между словами:
- Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. (Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом!)
- Инфинитив – Сущ. Им. П. ( сказуемое) (Жизнь прожить — не поле перейти)
- Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» (Судьба изобретателя — это судьба его изобретений)
- между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже (Семью восемь — пятьдесят шесть)
- Для внесения ясности в смысл предложения (Отец — мой учитель; Отец мой — учитель)
тире между частями в предложении:
- Обобщающее слово стоит после (Яблоки, груши, сливы – витамины.)
- Приложения, носящие пояснительный характер: (На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал.)
- При прямой речи : (« », — .) («Купи хлеба», – сказала мама.)
тире между двумя предложениями:
- Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?)
- Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.)
- Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс
Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...
Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.
Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
"Успешные люди" открытый урок 10 класс алгебра и начала анализа
Представлена презентация для открытого урока в 10 класск, подготовка ЕГЭ, различные виды тестов по алгебре и началам анализа...
конспект открытого урока "Вводные слова и знаки препинания при них"
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"...
Открытый урок 6 класс Распределительный закон
Урок нового материала...
Открытый урок в 8 классе по теме "Знаки препинания в русском синтаксисе (в соответствии с законом тождества и равенства в логике и алгебре)"
Ситуация тождества в математике будет соответствовать ситуации тождества в русском языке. Мы прибегаем к определённой степени абстрагирования. Мы должны подняться над ситуацией и описать её. Так...