ОТКРЫТЫЙ УРОК. Вводные слова и знаки препинания при них. Русский язык. 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
План-конспект урока на тему "Вводные слова и знаки препинания при них". Презентация к уроку. Маршрутный лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 311.21 КБ |
![]() | 26.23 КБ |
![]() | 112.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Верные и неверные утверждения» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + + - + + - - + - + Самооценка: «5» – 0 «4» – 1-2 «3» – 3-4 «2» - 5
Вводные слова и знаки препинания при них
Вводные слова Сказуемые 1. Я, кажется, ошибся в своих расчётах. 1. Новая мысль поначалу всегда кажется верной . 2. Видно, друзья мои давно догадались обо всём. 2. Из-за горы дома не видно . 3. Завтра после уроков, может быть, мы пойдём в кино. 3. Врач сейчас может быть в своём кабинете. Различай! Одни и те же слова могут быть вводными или нет
С вводными словами Без вводных слов 1. К счастью , всё необходимое оказалось под рукой. 2. К счастью стремится каждый человек . 4. Может быть , мы станем друзьями. 3. Он может быть твоим другом . 5. Действительно , завтра открывается фестиваль. 6. Приглашение действительно всю неделю. 8. Вероятно , мы сумеем поехать в экспедицию. 7. Такое развитие событий вполне вероятно . 9. К радости ребят, в доме появилась пушистая ёлка. 10. К радости ребят прибавилась озабоченность . 12. Допустим , в город приедут туристы. 11. Мы их допустим на территорию монастыря.
Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя, помощники и советчики. Они ….. играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. ….. книги рассказывают о том, что человечество совершило и достигло в далёком прошлом. ….. объясняют настоящее и, ….., увлекают в мир будущего. Хорошие книги ….. развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, ….., повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и ….. любовь к языку. Слова для справок : безусловно, конечно, во-первых, во-вторых, бесспорно, наконец, без сомнения.
Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя, помощники и советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило и достигло в далёком прошлом. Во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку .
Кластер Вводные слова При произнесении выделяются интонацией Специальные слова или сочетания слов Выделяются на письме запятыми Имеют различные значения Говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает Не является членом предложения
Тест «Вводные слова» Ключи : 1в, 2б, 3а, 4б, 5в, 6а Самооценка: «5» – 0 «4» – 1 «3» – 2 «2» – 3
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Тема: Вводные слова и знаки препинания при них.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформулировать представление о вводных словах.
Задачи:
- Научить различать вводные слова по значению.
- Научить отличать вводные слова от слов похожих на них.
- Закрепить умение правильно расставлять знаки препинания при вводных словах (совершенствовать пунктуационные навыки учащихся)
- Отрабатывать навык нахождения вводных слов в отрывках текста.
- Совершенствовать письменную и устную речь.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Владеть понятием вводные слова, уметь находить вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, формировать пунктуационные умения и навыки, отличать вводные слова от омонимических форм.
Метапредметные:
Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение ориентироваться в целях, задачах условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные:
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока:
- Организационный этап.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и , право, иное название ещё драгоценнее иной вещи.»
Николай Васильевич Гоголь
-Добрый день, ребята!
С правдивостью этого высказывания мы с вами убеждаемся каждый наш урок русского языка и сегодняшний не исключение.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
-Ребята, кроме главных и второстепенных членов, в предложении могут быть слова, которые не являются членами предложения и не связаны с другими словами в нём ни подчинительной, ни сочинительной связью.
-Как называются эти слова? (обращения, вводные слова)
-Вспомните, что такое обращение? (Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)
-Что мы называем вводными словами? (Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.)
-На какие группы по значению делятся вводные слова? (1) различная степень уверенности; 2) различные чувства; 3) источник сообщения; 4) порядок мысли и их связь; 5) замечания о способах оформления мыслей)
Приём «Верное и неверное утверждение»
-Ребята, если вы считаете, что утверждение верное, то в маршрутном листе поставьте знак «+», если нет, то «-»
1. Обращение может стоят в любой части предложения (то есть в начале, в середине, в конце)
2. Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
3. Обращения и вводные слова являются членами предложения.
4. Вводные слова и члены предложения при произнесении выделяются интонацией (паузами, понижением тона и сравнительно быстрым произнесением)
5. Не являются вводными словами и не выделяются запятыми слова: вряд ли; почти; вдруг; вообще; вот; приблизительно; едва ли.
6. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями и вводными словами называются разделительными.
7. Обращение имеет форму винительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
8. Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому что он сообщает.
9. В предложении обычно обращение является подлежащим.
10. Вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих итак, следовательно, значит и другие относятся к группе по значению – порядок мыслей и их связь.
Самопроверка и самооценка по слайду 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | + | - | + | + | - | - | + | - | + |
Самооценка:
«5» – 0 ошибок
«4» – 1-2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
«2» – 5 и более ошибок
III. Постановка учебной задачи.
-Ответьте на вопросы, сложите первые буквы ответов и отгадайте зашифрованное слово.
1. К какому разряду относится прилагательное высокий? (качественное)
2. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос имени прилагательного? (определение)
3. Определите группу односоставных предложений с главным членом подлежащим? (назывное)
4. Какой буквой обозначается на письме звук [э] после мягкого согласного? (е)
5. Какой частью речи является слово пять десятых? (числительное)
6. Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов? (орфография)
-Какое зашифрованное слово получилось? (конечно)
-В каких случаях мы это слово употребляем? (Когда нам нужно выразить степень уверенности)
-Почему, как вы думаете, я зашифровала это слово? (вводное слово)
-Так какая же тема нашего урока?
(Сформулируйте тему урока)
-Правильно, тема нашего урока «Вводные слова и знаки препинания при них». Запишите тему урока в тетрадь. ( слайд 3 )
-Исходя из темы урока сформулируйте цель.
Цель: закрепить, обобщить, систематизировать знания о вводных словах.
-Какие задачи вы ставите перед собой?
-Правильно, сегодня на уроке мы должны научиться различать вводные слова по значению; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами; научиться отличать вводные слова от слов, похожих на них; находить вводные слова в предложениях.
IV. Открытие новых знаний.
-Различай! Одни и те же слова могут быть вводными или нет.
!Отличайте вводное слово от сказуемого. (слайд 4 )
-Ребята, какой вывод можно сделать?
Вводное слово | Сказуемое |
|
|
V. Первичное закрепление.
Работа в парах – распределительный диктант.
-Выпишите в первый столбик предложения, в которых выделенные слова – это вводные слова, а во второй – предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения. Расставьте необходимые знаки препинания.
Взаимопроверка. (слайд 5 )
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
а) Работа с текстом. (работа в группах: у каждой группы лист с текстом)
-Я вам предлагаю мини-исследование, поработаем с текстом устно. ( слайд 6)
-Какие слова пропущены? (вводные)
-А это влияет на текст?
-Выполните задания:
1. Прочитайте и восстановите текст, вставляя вместо точек по смыслу вводные слова.
2. Определите к какой группе по значению относятся эти слова.
3. Расставьте в тексте знаки препинания.
Слова для справок:
- безусловно
- во-первых, во - вторых, наконец
- бесспорно
- без сомнения
- конечно
-Итак, у вас получилось побороть нескладность. Вводные слова играют важную роль в языке.
-Вводные слова имеют различные значения.
-Какими группами по значению вводных слов вы воспользовались?
-Читаем вслух текст. (1-2 группы)
-Теперь ваш текст можно отнести к какому типу речи? Почему? (текст-рассуждение)
-Давайте проверим знаки препинания в тексте, которые вы расставили.
(Слайд 7)
(Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя, помощники и советчики.)
- Расскажите пунктуационное правило постановка знаков препинания при вводных словах.
б) Составление кластера.
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам составить схему-кластер.
(Слайд 8)
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
-Решите тест «Вводные слова и знаки препинания при них»
1. В каком варианте ответа указано предложение, в котором вводное слово выражает различную степень уверенности?
а) По-моему, им срочно потребовалось что-то обсудить.
б) Одним словом, шла напряженная жизнь с борьбой старого с новым.
в) Действительно, лето было уже на исходе.
2. В каком предложении выделенное слово является вводным? (знаки препинания не расставлены)
а) Этому явлению должно быть реальное объяснение.
б) К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.
в) Ваше предложение кажется мне неприемлемым.
3. В каком варианте ответа указано предложение с пунктуационной ошибкой?
а) Впрочем технические подробности его мало интересовали.
б) Вряд ли через короткое время я окажусь перед зданием с колоннами.
в) Отпусти, охотник, ружьё и послушай птичье пение.
4. Укажите предложение с вводным словом.
а) Утро кажется жарким.
б) Утро кажется будет жарким.
в) Среди опавшей листвы шляпки сыроежек кажутся цветами.
5. Расставьте знаки препинания в предложении:
В ссылке Александр Грин много писал (1) читал (2) охотился и (3) по его словам (4) отдохнул от прошлой каторжной жизни.
а) 3, 4
б) 1, 2
в) 1, 2, 3, 4
6. Определи значение вводного слова в предложении:
Одним словом, всё обошлось благополучно.
а) замечания о способах формирования мыслей
б) источник сообщения
в) порядок мыслей и их связь
Самопроверка: ( слайд 9)
1 в 2 б 3 а 4 б 5 в 6 а
Самооценка:
«5» – 0 ошибок
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
«2» – 3 и более ошибок
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вспомните, какую цель вы перед собой ставили?
-Удалось ли достичь её?
-Давайте подведём итоги работы за урок. Выберите и закончите фразу:
Интересным показалось…
Мне трудно было…
Полезным было…
Я понял(а)…
Я справился(лась) с заданиями…
IX. Домашнее задание.
(на выбор)
- § 37, упражнение 444
- Написать сочинение-миниатюру «Всемогущее вводное слово», основываясь на том, как вводные слова изменяют смысл предложения.
-Сдайте маршрутные листы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"
Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится......

Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс
знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

конспект открытого урока "Вводные слова и знаки препинания при них"
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"...

Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Вводные слова и знаки препинания при них"
Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме "Вводные слова и знаки препинания при них". В конспекте дан разнообразный интересный материал, разные формы устной и письменной работы с дет...

Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему "Вводные слова и знаки препинания при них"
Открытый урок по русскому языку для обучающихся 10 класса на тему: «Вводные слова и знаки препинания при них» адресован учителю- словеснику и ставит целью оказание практической помощи моло...