ОТКРЫТЫЙ УРОК. Вводные слова и знаки препинания при них. Русский язык. 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

План-конспект урока на тему "Вводные слова и знаки препинания при них". Презентация к уроку. Маршрутный лист.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Абузьярова Ольга Владиславовна учитель русского языка МОУ СОШ №4 г. Железногорск-Илимский

Слайд 2

«Верные и неверные утверждения» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + + - + + - - + - + Самооценка: «5» – 0 «4» – 1-2 «3» – 3-4 «2» - 5

Слайд 3

Вводные слова и знаки препинания при них

Слайд 4

Вводные слова Сказуемые 1. Я, кажется, ошибся в своих расчётах. 1. Новая мысль поначалу всегда кажется верной . 2. Видно, друзья мои давно догадались обо всём. 2. Из-за горы дома не видно . 3. Завтра после уроков, может быть, мы пойдём в кино. 3. Врач сейчас может быть в своём кабинете. Различай! Одни и те же слова могут быть вводными или нет

Слайд 5

С вводными словами Без вводных слов 1. К счастью , всё необходимое оказалось под рукой. 2. К счастью стремится каждый человек . 4. Может быть , мы станем друзьями. 3. Он может быть твоим другом . 5. Действительно , завтра открывается фестиваль. 6. Приглашение действительно всю неделю. 8. Вероятно , мы сумеем поехать в экспедицию. 7. Такое развитие событий вполне вероятно . 9. К радости ребят, в доме появилась пушистая ёлка. 10. К радости ребят прибавилась озабоченность . 12. Допустим , в город приедут туристы. 11. Мы их допустим на территорию монастыря.

Слайд 6

Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя, помощники и советчики. Они ….. играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. ….. книги рассказывают о том, что человечество совершило и достигло в далёком прошлом. ….. объясняют настоящее и, ….., увлекают в мир будущего. Хорошие книги ….. развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, ….., повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и ….. любовь к языку. Слова для справок : безусловно, конечно, во-первых, во-вторых, бесспорно, наконец, без сомнения.

Слайд 7

Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя, помощники и советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило и достигло в далёком прошлом. Во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку .

Слайд 8

Кластер Вводные слова При произнесении выделяются интонацией Специальные слова или сочетания слов Выделяются на письме запятыми Имеют различные значения Говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает Не является членом предложения

Слайд 9

Тест «Вводные слова» Ключи : 1в, 2б, 3а, 4б, 5в, 6а Самооценка: «5» – 0 «4» – 1 «3» – 2 «2» – 3

Слайд 10

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Тема: Вводные слова и знаки препинания при них.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформулировать представление о вводных словах.

Задачи:

  1. Научить различать вводные слова по значению.
  2. Научить отличать вводные слова от слов похожих на них.
  3. Закрепить умение правильно расставлять знаки препинания при вводных словах (совершенствовать пунктуационные навыки учащихся)
  4. Отрабатывать навык нахождения вводных слов в отрывках текста.
  5. Совершенствовать письменную и устную речь.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Владеть понятием вводные слова, уметь находить вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, формировать пунктуационные умения и навыки, отличать вводные слова от омонимических форм.

Метапредметные:

Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение ориентироваться в целях, задачах условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные:

Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и , право, иное название ещё драгоценнее иной вещи.»

Николай Васильевич Гоголь

-Добрый день, ребята!

С правдивостью этого высказывания мы с вами убеждаемся каждый наш урок русского языка и сегодняшний не исключение.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

-Ребята, кроме главных и второстепенных членов, в предложении могут быть слова, которые не являются членами предложения и не связаны с другими словами в нём ни подчинительной, ни сочинительной связью.

-Как называются эти слова? (обращения, вводные слова)

-Вспомните, что такое обращение? (Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

-Что мы называем вводными словами? (Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.)

-На какие группы по значению делятся вводные слова? (1) различная степень уверенности; 2) различные чувства; 3) источник сообщения; 4) порядок мысли и их связь; 5) замечания о способах оформления мыслей)

Приём «Верное и неверное утверждение»

-Ребята, если вы считаете, что утверждение верное, то в маршрутном листе поставьте знак «+», если нет, то «-»

1. Обращение может стоят в любой части предложения (то есть в начале, в середине, в конце)

2. Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

3. Обращения и вводные слова являются членами предложения.

4. Вводные слова и члены предложения при произнесении выделяются интонацией (паузами, понижением тона и сравнительно быстрым произнесением)

5. Не являются вводными словами и не выделяются запятыми слова: вряд ли; почти; вдруг; вообще; вот; приблизительно; едва ли.

6. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями и вводными словами называются разделительными.

7. Обращение имеет форму винительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.

8. Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому что он сообщает.

9. В предложении обычно обращение является подлежащим.

10. Вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих итак, следовательно, значит и другие относятся к группе по значению – порядок мыслей и их связь.

Самопроверка и самооценка по слайду 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

+

-

-

+

-

+

Самооценка:

«5» – 0 ошибок

«4» – 1-2 ошибки

«3» – 3-4 ошибки

«2» – 5 и более ошибок

III. Постановка учебной задачи.

-Ответьте на вопросы, сложите первые буквы ответов и отгадайте зашифрованное слово.

1. К какому разряду относится прилагательное высокий? (качественное)

2. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос имени прилагательного? (определение)

3. Определите группу односоставных предложений с главным членом подлежащим? (назывное)

4. Какой буквой обозначается на письме звук [э] после мягкого согласного? (е)

5. Какой частью речи является слово пять десятых? (числительное)

6. Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов? (орфография)

-Какое зашифрованное слово получилось? (конечно)

-В каких случаях мы это слово употребляем? (Когда нам нужно выразить степень уверенности)

-Почему, как вы думаете, я зашифровала это слово? (вводное слово)

-Так какая же тема нашего урока?

(Сформулируйте тему урока)

-Правильно, тема нашего урока «Вводные слова и знаки препинания при них». Запишите тему урока в тетрадь. ( слайд 3 )

-Исходя из темы урока сформулируйте цель.

Цель: закрепить, обобщить, систематизировать знания о вводных словах.

-Какие задачи вы ставите перед собой?

-Правильно, сегодня на уроке мы должны научиться различать вводные слова по значению; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами; научиться отличать вводные слова от слов, похожих на них; находить вводные слова в предложениях.

IV. Открытие новых знаний.

-Различай! Одни и те же слова могут быть вводными или нет.

!Отличайте вводное слово от сказуемого. (слайд 4 )

-Ребята, какой вывод можно сделать?

Вводное слово

Сказуемое

  • Не является членом предложения
  • На письме выделяется запятыми.
  • При помощи них говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
  • Легко убрать из предложения.
  • Является членом предложения

  • Не выделяется на письме запятыми.
  • Убрать нельзя из предложения.

V. Первичное закрепление.

Работа в парах – распределительный диктант.

-Выпишите в первый столбик предложения, в которых выделенные слова – это вводные слова, а во второй – предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения. Расставьте необходимые знаки препинания.

Взаимопроверка. (слайд 5 )

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

а) Работа с текстом. (работа в группах: у каждой группы лист с текстом)

-Я вам предлагаю мини-исследование, поработаем с текстом устно. ( слайд 6)

-Какие слова пропущены? (вводные)

-А это влияет на текст?

-Выполните задания:

1. Прочитайте и восстановите текст, вставляя вместо точек по смыслу вводные слова.

2. Определите к какой группе по значению относятся эти слова.

3. Расставьте в тексте знаки препинания.

Слова для справок:

  • безусловно
  • во-первых, во - вторых, наконец
  • бесспорно
  • без сомнения
  • конечно

-Итак, у вас получилось побороть нескладность. Вводные слова играют важную роль в языке.

-Вводные слова имеют различные значения.

-Какими группами по значению вводных слов вы воспользовались?

-Читаем вслух текст. (1-2 группы)

-Теперь ваш текст можно отнести к какому типу речи? Почему? (текст-рассуждение)

-Давайте проверим знаки препинания в тексте, которые вы расставили.

(Слайд 7)

(Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя, помощники и советчики.)

- Расскажите пунктуационное правило постановка знаков препинания при вводных словах.

б) Составление кластера.

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам составить схему-кластер.

(Слайд 8)

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

-Решите тест «Вводные слова и знаки препинания при них»

1. В каком варианте ответа указано предложение, в котором вводное слово выражает различную степень уверенности?

а) По-моему, им срочно потребовалось что-то обсудить.

б) Одним словом, шла напряженная жизнь с борьбой старого с новым.

в) Действительно, лето было уже на исходе.

2. В каком предложении выделенное слово является вводным? (знаки препинания не расставлены)

а) Этому явлению должно быть реальное объяснение.

б) К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.

в) Ваше предложение кажется мне неприемлемым.

3. В каком варианте ответа указано предложение с пунктуационной ошибкой?

а) Впрочем технические подробности его мало интересовали.

б) Вряд ли через короткое время я окажусь перед зданием с колоннами.

в) Отпусти, охотник, ружьё и послушай птичье пение.

4. Укажите предложение с вводным словом.

а) Утро кажется жарким.

б) Утро кажется будет жарким.

в) Среди опавшей листвы шляпки сыроежек кажутся цветами.

5. Расставьте знаки препинания в предложении:

В ссылке Александр Грин много писал (1) читал (2) охотился и (3) по его словам (4) отдохнул от прошлой каторжной жизни.

а) 3, 4

б) 1, 2

в) 1, 2, 3, 4

6. Определи значение вводного слова в предложении:

Одним словом, всё обошлось благополучно.

а) замечания о способах формирования мыслей

б) источник сообщения

в) порядок мыслей и их связь

Самопроверка: ( слайд 9)

1 в 2 б 3 а 4 б 5 в 6 а

Самооценка:

«5» – 0 ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2 ошибки

«2» – 3 и более ошибок

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните, какую цель вы перед собой ставили?

-Удалось ли достичь её?

-Давайте подведём итоги работы за урок. Выберите и закончите фразу:

Интересным показалось…

Мне трудно было…

Полезным было…

Я понял(а)…

Я справился(лась) с заданиями…

IX. Домашнее задание.

(на выбор)

  1. § 37, упражнение 444
  2. Написать сочинение-миниатюру «Всемогущее вводное слово», основываясь на том, как вводные слова изменяют смысл предложения.

-Сдайте маршрутные листы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится......

Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс

знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

конспект открытого урока "Вводные слова и знаки препинания при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"...

Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме "Вводные слова и знаки препинания при них". В конспекте дан разнообразный интересный материал, разные формы устной и письменной работы с дет...

Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему "Вводные слова и знаки препинания при них"

Открытый урок по русскому языку для обучающихся 10 класса на тему: «Вводные слова и знаки препинания при них» адресован учителю- словеснику и ставит целью оказание практической помощи моло...