Акмеологический подход в литературном образовании и развитии нравственной, социально адаптированной личности школьника.
статья по литературе (11 класс) по теме
Опыт педагогического содружества в поиске средств формирования личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stebleva_r.i.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение Лицей № 40
603006, г. Нижний Новгород, ул. Варварская д. 15 А, тел.: 433-19-49 факс:4 33-21-61, e-mail: lycee40@sandy.ru http: //www.lic40.nnov.ru
Акмеологический подход в литературном образовании и развитии нравственной, социально адаптированной личности школьника.
Р.И Стеблева, учитель литературы МОУ Лицей № 40 Н.Новгорода
Предупредить подростков о неразумном увлечении наркотиками, объяснить, что это путь к физическому и нравственному разрушению, помогает изучение на уроке литературы рассказа М. Булгакова «Морфий».
Актуальность этого вопроса и сегодня несомненна.
Основа работы на уроке литературы – обсуждение проблемы, проговаривание основной мысли: наркотик разрушает все связи человека с людьми и окружающим миром, ведёт к физической, психической и нравственной гибели. Покой и мир в душе человека являются главными и вечными ценностями. Жизнь осознанная, в гармонии с людьми – его опора и идеал.
Фрагмент вступительной беседы учителя с учениками
Цель:
Способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, сжигающей физические силы человека, делающей его психически неуравновешенным и толкающей на безнравственные поступки.
Учитель. Существует физическое, психическое и нравственное здоровье (его ещё называют социальным). Предлагаю вам раскрыть смысл каждого из понятий (по группам) и объяснить, в чём этот вид проявляется.
Ученики.
Физическое здоровье проявляется в отсутствии болезни.
Психическое здоровье проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.
Нравственное здоровье зависит от нравственных принципов человека, проявляется в активном неприятии пороков.
Учитель. Здоровье – привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье нужно проявить мудрость. Как это сделать?
Ученики: соблюдать меру во всём; сначала подумать, а потом сделать; отказаться от вредных привычек; познать себя; обрести смысл жизни; найти высшую цель.
Учитель. Ум даётся человеку от природы. Разум даётся обучением, Мудрость в поступках приобретается самовоспитанием. Здоровье, и в особенности нравственное, - это непрестанная работа над собой, воспитание своей души.
Быть здоровым – означает быть счастливым и способным стать достойным гражданином своей страны.
Обучая предмету, учитель всегда обучает жизни, воспитывает.
Вопросы к ученикам при изучении произведения всегда ориентированы:
на понимание текста учениками на уроке литературы | на решение учениками реальных жизненных ситуаций |
Почему доктор Поляков начал принимать морфий? | Можно ли было избежать этого зла для себя и горя для близких? |
Как оправдывает он своё увлечение? | Какие изменения происходят с человеком, употребляющим наркотик? |
Как описан в рассказе Булгакова распад личности героя? | Что делать, если зло овладевает тобой? |
Какова реакция окружающих людей в рассказе на поведение доктора Полякова? | Какие ценности жизни вам кажутся истинными? |
Естественным продолжением работы учителя литературы становится партнерская деятельность со школьным психологом. Теперь звучание проблемы будет перенесено на выяснение личностной её оценки и личностного её понимания; сосредоточено внимание на совместном с учениками поиске истинных ценностей жизни, которые не дадут подросткам подвергнуться самообману и быть вовлечёнными в процесс самоуничтожения в определённой жизненной ситуации.
Психолог практически, с помощью специальных методик поможет отыскать пути выхода из реальных (порой трагических) жизненных ситуаций.
Так может выглядеть совместная педагогическая деятельность:
Учитель Психолог
(на уроке) (на тренинге)
■ Комплексный анализ текста ■ Передача технологий действия в
и обсуждение нравственных проблем интерактивной форме на основе
в литературном произведении. определённой концепции
реальности.
Опыт использования психолого-педагогических практик может стать средством формирования выбора подростками нравственных ценностей жизни, умения построить её разумно и стать полезным членом человеческого сообщества и, конечно, истинным гражданином России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности
Данная работа содержит материалы по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...
Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.
Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...
Выступление на педагогическом совете по теме "«Самообразование как ценность профессионального становления педагога, влияющая на доступность и высокое качество образования и воспитания социально-адаптированной личности»
Разработка выступления заместителя директора по воспитательной работе...
Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося
Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан...
Трудовое обучение как фактор развития социально-адаптированной личности воспитанников с ОВЗ, обучающихся в Горковской МС(К)ОШИ-8 вида.
Работа о необходимости трудового воспитания для успешной социализации и интергации людей с ОВЗ в современном обществе....
Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...
Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.
За последние десятилетия наблюдается с каждым годом увеличивающийся поток населения к столице республики и близлежащим населенным пунктам, следовательно, наш...