Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
методическая разработка
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Методическая разработка мастер-класса для педагогов
«Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Составитель:
учитель биологии:
Студеникина Татьяна
Геннадьевна
2018 год
Тема мастер-класса «Применение технологии
кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Цель мастер-класса: Знакомство с технологией кейс-стади и ее применение в учебном процессе в условиях реализации требований ФГОС.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки-задания.
Продолжительность проведения: 45 минут
Целевая аудитория: учителя школ города.
Ход занятия
I. Организационный момент: (Слайд 1)
- Тема мастер-класса.
- Цель мастер-класса.
- Формирование рабочих групп.
II. Подготовка к активному, осознанному восприятию темы.
Уважаемые коллеги! (Слайд 2)
- Мое выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Сегодня я хотела бы поговорить о применении технологии кейс-стади в учебном процессе, для того чтобы реализовывать те задачи, которые перед нами поставили стандарты второго поколения ФГОС. Это и развитие предметных, и метапредметных компетенций учащихся, формирование на выходе интеллектуальной, творческой, гармонично развитой личности, способной адаптироваться к жизненным условиям.
Определение кейса. Его можно рассматривать как описание реальной ситуации, как «кусочек» реальной жизни. Более общее определение звучит как события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть учащихся к обсуждению и анализу ситуации, принятию решения. (Слайд 3)
Кейс метод можно назвать методом анализа конкретных ситуаций.
Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. (Слайд 4)
Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
С помощью данной технологии можно развивать следующие компетенции: (Слайд 5)
1. Аналитические: умение отличить данные от информации, классифицировать, выделять существенную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.
2. Практические: использование на практике знаний по предмету.
3.Творческие: одной логикой как правило кейс - ситуацию не решить. Здесь необходимы творческие навыки и альтернативные решения, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий и убедительный отчет.
5.Социальные: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение.
Метод удобен в применении, не требует больших материальных или временных затрат. (Слайд 6) Технология кейс-метода применяется при проведении учебных занятий разного типа: изучения новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.
При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть ситуации, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. В старших классах – организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты.
Классификация кейсов. Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактической базы кейса. (Слайд 7)
Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
Наука – это третий источник кейса. (Слайд 8) Различают практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов. (Слайд 9) Это публицистическая литература, произведения о великих ученых, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций сети Интернет и др. Важное место занимают кейсы на основе биографических материалов.
По объему и структуре информации кейсы можно разделить на комплексные и «мини». (Слайд 10) Комплексные кейсы — достаточно объемны (от 15 страниц), содержат большое количество подробных сведений, первичных данных, образцов документов, зачастую даже в избыточном количестве. Учащиеся должны самостоятельно разобраться, какая информация им необходима и каким образом ее анализировать.
Мини-кейсы — это практические ситуации, в краткой форме (от одного абзаца или даже предложения до страницы текста) описывающие проблему. Объем информации достаточен для того, чтобы человек мог принять обоснованное решение.
Кейсы также можно классифицировать по источнику исходной информации. Большинство кейсов разрабатывается на основе информации о реальных событиях. Допустимо использование «симуляций» − описание ситуации в вымышленной форме. Однако такой кейс, как правило, содержит мало конкретных данных и недостаточно правдоподобен.
Структура кейса. Как правило, кейс включает в себя: (Слайд11)
- Ситуацию — случай, проблема, история из реальной жизни
- Контекст ситуации — хронологический, исторический, особенности действия участников ситуации.
- Комментарий ситуации, представленный автором.
- Вопросы или задания для работы с кейсом.
- Приложения.
Рассмотрим пример кейса: (Слайд 12)
Стояла хорошая осенняя погода. Друзья Петя и Витя гуляли по роще и встретили белочек. У мальчиков были с собой кедровые орешки, и они решили покормить животных. Белочки близко подошли к ребятам, и Петя схватил одну из них за хвост, за это получил больной укус за палец.
Что произошло во время прогулки в роще?
Ваши действия?
Как предупредить подобный случай?
Обсуждение.
Алгоритм работы с кейсом.
Работа с кейсовой ситуацией организуется следующим образом: (Слайд 13)
Фазы работы | Действия учителя | Действия ученика |
До занятия | 1. Составляет кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся. 3. Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия | 1. Формирует группы учащихся. 2. Организует предварительное обсуждение кейса. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решения или участвует в принятии решения. |
После занятия | 1. Оценивает работу учащихся. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. | 1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме. |
Работа над кейсом обычно проходит в группе (с четным количеством учащихся, сидящих напротив друг друга). Выбирается модератор (руководитель группы) руководит обсуждением в группе, записывает решения, руководит возникшей дискуссией, готовит выступление. (Слайд 14) Работа группы с кейсом заключается: в индивидуальном изучении кейса каждым членом группы, разработке и обсуждении вариантов индивидуальных решений, подготовке к обсуждению и дискуссии. К обсуждению приступают согласно очередности ситуаций. Каждая из групп зачитывает кейс и высказывает свое мнение, отвечая на вопросы, предложенные в карточке. Все высказывания записываются на доске учителем. В процессе обсуждения любой учащийся может высказать мнение по предложенной ситуации. В решениях, представленных учащимися, необходимо отметить сильные и слабые стороны. Причем по кейсу может быть принято несколько решений, если они обоснованы. Учитель должен дать учащимся определенную свободу действий, за дисциплиной они должны следить сами. Одна из задач учителя заключается в обучении учащихся культуре общения и ведения дискуссии.
Работа с кейсами. (Слайд 15) А сейчас прошу вас побыть учащимися 8 класса на уроке при изучении темы «Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
Вы можете сами поработать в группах с предложенными заданиями.
Задание для 1-й группы
Ситуация: Прозвенел звонок с урока и ребята, толкаясь, гурьбой выбежали на улицу. Накануне выпал снег и к утру приморозило. Петя поскользнулся на ступеньках входа в школу и упал. Коленка болела, тяжело было идти. Уже дома мальчик обнаружил на ноге синяк.
Что произошло с Петей?
Ваши действия?
Как предотвратить этот несчастный случай?
Задание для 2-й группы
Ситуация: Друзья каждый раз после занятий в школе шли на школьную спортивную площадку и занимались на турнике. И этот раз оказался не исключением, ребята направились к турнику. На улице стола сырая погода, ночью шел дождь, площадка была покрыта лужами. Артем научился выполнять на турнике упражнение «подъем переворотом», он очень гордился своим навыком. Ребята, можно сказать, завидовали ему в этом. Рома решил за ним повторить, но руки были еще слабые, к тому же перекладина была мокрая. При совершении переворота рука неловко соскользнула, и он упал. Рука болела в области сустава, мальчик не мог ею двигать.
Что произошло на площадке?
Ваши действия?
Как предупредить подобную ситуацию?
Задание для 3-й группы
Ситуация: На выходных днях ребята классом решили пойти на каток. Стояла хорошая погода и людей на катке становилось все больше. Ребята немного покатались, а затем решили поиграть в догонялки. Мальчишки, лавируя между людьми, старались догнать друг друга. Маша и Люда спокойно катались по кругу, наслаждаясь чудной погодой и музыкой, раздававшейся из громкоговорителя. Навстречу девочкам неслись мальчишки, столкновения все же не удалось избежать. Маша упала на руку и от сильной боли чуть не заплакала. По дороге домой девочка заметила, что кисть опухла и больно ее было сгибать.
Что случилось?
Ваши действия?
Как предотвратить подобную ситуацию?
Задание для 4-й группы
Ситуация: Ребята готовились к областным соревнованиям по баскетболу среди юношей. Тренировка шла полным ходом. Антон не успел зайти домой за кроссовками, и был в кедах. Во время игры Иван с Антоном, спортсмены играли на тренировке за разные команды, прыгнули за мячом, Иван оттолкнул Антона и тот неудачно приземлился на пол. Он почувствовал резкую боль, было больно наступать на ногу. К утру нога немного опухла, вокруг сустава появился кровоподтек.
Что произошло на площадке?
Ваши действия?
Как предупредить подобный случай?
Обсуждение результатов работы в группах.
Результаты работы с кейсом. (Слайд 16) Технология кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при ее использовании можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты — как результаты реализующие личные цели обучения.
Учебные Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний | Образовательные Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем |
IV. Итог мастер-класса. (Слайд 17)
Обсуждение вопросов с аудиторией. Каким образом решаются поставленные задачи при работе с кейсом? Какой информацией нужно при этом пользоваться? Как найти необходимую информацию и в каком виде ее лучше представить? Как провести анализ собранных данных?
Формулирование выводов по решению кейсов.
Рефлексия. (Слайд 18)
Как вам работалось в данной технологии? Какие возникли проблемы?
А теперь предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленной в начале мастер-класса цели, свою активность, эффективность нашей работы с помощью приема «Рефлексивный экран». (Слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"
Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...
Особенности проектирования учебного процесса в условиях перехода на ФГОС
В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, выделить отличия компетентностного подхода от традиционного, вывест...
Педсовет "Использование ИКТ в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС"
Предложен материал для проведения педсовета...
Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»
Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...
Методическая разработка мастер -класса «Квест как педагогическая креативная технология для учащихся в образовательном процессе»
Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка за счет применения квест-технологии с целью формирования универсальных учебных действи...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов на тему: «Применение элементов методики CLIL - предметно-языковое интегрированное обучение»
Современная ситуация требует внедрения интегрированных подходов обучения с целью подготовки востребованных выпускников, обладающих критическим мышлением, навыками аргументирования и умением творчески ...
Мастер-класс по теме "Применение технологии критического мышления в учебном процессе"
В данном мастер-классе участники ознакомятся с ключевыми аспектами технологий критического мышления, которые могут быть эффективно интегрированы в образовательном процессе. Мастер к ласс включае...