Особенности проектирования учебного процесса в условиях перехода на ФГОС
статья
В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, выделить отличия компетентностного подхода от традиционного, вывести логику метапредметного учебного занятия, представить алгоритм построения урока в системе компетентностного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сдобникова Е.М. [1]
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Ключевые слова: системно – деятельностный подход, метапредметность, компетенция, компетентностное содержание образования.
Вниманию аудитории предлагаю две части работы: первая - представление и обоснование теоретических вопросов; вторая – методическая разработка урока в соответствии с изложенными требованиями.
Сегодня одной из центральных задач образования становится выполнение требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), теоретической основой которого стали компетентностный и системно - деятельностный подходы. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные. Для реализации требований стандарта необходимы квалифицированные кадры. Поэтому сегодня достаточно остро стоит вопрос о готовности учителей реализовывать принципы ФГОС.
В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, вывести логику метапредметного учебного занятия, представить алгоритм построения урока в системе компетентностного образования.
Считаю, что изучение и раскрытие вышеперечисленных положений поможет учителю – предметнику сориентироваться в новизне поставленных перед ним задач.
Итак, как грамотно спроектировать учебное занятие? Надо знать новые подходы (компетентностный, метапредметный), структуру педагогического процесса, дидактическую структуру учебного занятия.
Что такое компетенции? От латинского Competent - соответствующий, способный, Competere – требовать, соответствовать, быть годным, Competence (англ.) – способность, (компетенция). Компетенции в самом обобщенном их
понимании - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершению всей или части образовательной программы.[7, 58].
Компетенция (по ФГОС нового поколения) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Что такое компетентность?
- Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
- Основывающейся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально – профессиональной жизнедеятельности человека.
- Уровень практической реализации компетенции.
- Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению.
В результате: компетентность= компетенция.
Компетенция – это некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность (по А.В.Хуторскому) - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика). [7, с. 60].
Структура компетенции следующая: когнитивный компонент, операционный, аксиологический.
Когнитивный компонент компетенции (знать и понимать) – это теоретическое знание академической области, способность знать и понимать. ФГОС нового поколения четко определяет основополагающие научные знания, имеющие методологический и системообразующий характер: ключевые факты, понятия, идеи, методы, теории, имеющие универсальный характер или относящиеся к отдельным наукам, отраслям знания и культуры, которые предназначены для обязательного изучения в общеобразовательной школе.
Это те элементы научного знания и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Операционный компонент (знание как действовать) – это практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям, способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности. ФГОС нового поколения определяет универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся: личностные универсальные учебные действия, ориентировочные действия, конкретные способы преобразования учебного материала, коммуникативные действия.
Аксиологический компонент (знание как быть) – ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте: воспитательный компонент в широком смысле слова. Данный компонент связан с формированием ценностного отношения к знанию (знание, образование как ценность личности).
Что сегодня означает компетентностное содержание образования? Здесь возможно выделить следующие составляющие:
- Интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы) и метапредметный характер содержания образования;
- Ориентация на конкретные компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия;
- Продуктивный характер используемых в образовательном процессе педагогических технологий, направленных на формирование компетенций учащихся;
- Связь с практикой (жизнедеятельностью).
Наиболее предпочтительными типами учебных занятий в системе компетентностного обучения являются: проблемная лекция, дискуссия, полилог, семинар, лабораторный практикум, организационно-деятельностная, деловая, ролевая игра, решение учебной ситуации (кейс), тренинг, разработка и защита проекта, интегративное учебное занятие, метапредметное учебное занятие.
Для понимания особенностей метапредметного занятия необходимо различать понятия «межпредметность» и «метапредметность».
Межпредметность - направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин (полипредметность) с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции.
Метапредметность - направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования. [8, 55].
В ФГОС под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Однако, в системе компетентностного образования урок имеет ряд особенностей.
Алгоритм построения урока в системе компетентностного образования.
1-й этап: целеполагание
Содержание этапа:
1. Определение (учет) особенностей учащихся.
2. Определение места учебного занятия:
- в системе содержания образования (предмет, курс, модуль, связи: внутри- и межкурсовые, с доп. образованием и воспитанием);
- в процессе формирования компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное учебное занятие?);
3. Определение цели урока. На какие компетентности (метапредметные или предметные) ориентируется данное учебное занятие?
4. Определение основных задач учебного занятия.
Постановка задач урока:
1 - воспитательная (формирование ценностей, ценностных отношений, нравственной оценки и т.д.) – аксиологический компонент компетенции;
2 – учебная (изучение, закрепление, обобщение) – когнитивный компонент;
3 – развивающая (учебные навыки и умения, память, логическое мышление и т.д.) – операциональный.
2-ой этап: проектирование содержания и его компетентностная интерпретация.
- Разложение содержания учебного занятия на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический):
Теория – понятия, процессы, формулы, личности и т.п.
Практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям.
Воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
2. Установление связей внутри содержания (этапность формирования компетенции).
3. Прогнозирование форм предъявления этапов и результатов их прохождения.
3-й этап – выбор формы организации познавательной деятельности (тип урока).
4-ый этап – определение условий перевода или интериоризации знания (какими учебно – практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности), закрепление или практическая отработка.
5 – ый этап – подбор диагностического инструментария (первичного, промежуточного, итогового) для проверки уровней освоения компетенции.
6 – ой этап – подбор процедур анализа и коррекции.
Важную роль в учебном процессе имеет применение учителем технологий обучения. В научной литературе педагогические технологии квалифицируются на традиционные и инновационные. Но особо обращается внимание на продуктивность применяемых технологий. Главными признаки технологии продуктивного обучения является усиление роли практики, личностно – деятельностная ориентация, выработка особых продуктов учебной деятельности образовательного процесса. К инновационным технологиям интенсивного обучения относятся:
- Технологии глобальной индивидуализации обучения;
- Технологии на основе графических и матричных методов сжатия информации;
- Технологии активного воздействия на личность обучаемого (психотроника, нейропрограммирование, медитация)
- Компьютерные технологии.
Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:
- Реферат, доклад, сообщение, отчет;
- Афиша, буклет, альбом;
- Фото, видеофильм, спектакль;
- Газета, журнал;
- Плакат, открытка, рисунок;
- Макет, модель, муляж, символ, изделие;
- Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.);
- Схема, таблица, график, диаграмма;
- Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи;
- План, программа, сценарий;
- Описание технологии, алгоритм, компьютерная программа;
- Дипломный или курсовой проект, диссертация.
Технологии формирования компетенций – это технологии продуктивного обучения. К ним относятся: технология проектного обучения, технология мастерских, дальтон технология, технология развития критического мышления учащихся, технология решения исследовательских задач (ТРИЗ), технология проблемно – модульного обучения, технологии интерактивного обучения (деловых, организационно - деятельностных игр, ИКТ.
Технологические методы продуктивного обучения:
- Метод проектов
- Метод портфолио
- Метод имитационных занятий (метод деловых, организационно – деятельностных и ролевых игр)
- Метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
- Метод «погружения»
- Проблемный метод
- Проблемно – поисковый метод
- Метод конструирования (моделирования)
- Метод программирования
- Дальтон – метод (свободное обучение)
- Метод импровизации (творчество)
- Метод диалоговых семинаров
- Метод дискуссий
- Метод разбора конкретных ситуаций
- Психологические и иные тренинги
Основная задача – вывести учащихся на самооценку, создать ситуацию успеха. И в этом случае огромное значение имеет учебная рефлексия.
Рефлексия - чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т. д.
Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать результаты, скорректировать цели дальнейшей работы, свой образовательный путь.
«Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» благодаря анализу его предметной деятельности и ее продукта, ученик ярче проявляет себя в тех областях бытия и способах деятельности, которые соответствуют его индивидуальности.
Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения целей». [1, с. 47]. Выделяют следующие виды рефлексии:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Рефлексия деятельности.
- Рефлексия содержания учебного материала и результатов обучения
В процессе рефлексии ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Почему я делаю это так?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли это сделать по – другому?
- Какой вариант лучше?
- Насколько необходимо мне то, что я сделал?
- Что я буду делать дальше?
Рефлексия результатов деятельности ученика следующая:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Таким образом, компетентностный и системно - деятельностный подходы в образовании – это не просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
«Ядром деятельностного содержания образования является подход от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них - к освоению культурно-исторических достижений» [6, с. 143].
На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под редакцией М.Н. Скаткина. М. 2010.
- Михеева Т.Б., Чекунова Е.А. Школьный учитель: самообразование. – М.: «Русское слово», 2012.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Пед. общество России, 2012.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Центр пед. образования, 2012.
- Российское образование. Федеральный портал. Разработка стандартов 3-го поколения // http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v.htm.
- Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Владос, 2011.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб., 2010.
[1] Сдобникова Елена Михайловна, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 г. Ставрополь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"
В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Педсовет "Использование ИКТ в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС"
Предложен материал для проведения педсовета...
Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты.
Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты...
Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл
В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,который предъявляет новые требования к деятельности учителяСодержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век ...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...