Педсовет "Использование ИКТ в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС"
методическая разработка на тему
Предложен материал для проведения педсовета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_ikt.ppt | 2.89 МБ |
soprovozhdenie_prezentatsii_pedsovet_ikt.docx | 33.6 КБ |
proekt_resheniya_pedsoveta.docx | 20.86 КБ |
ok_pedsovet.docx | 17.45 КБ |
_-_ikt.docx | 32.94 КБ |
doklad_ikt_v_uch_protsess.docx | 44.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА ПЕДСОВЕТА: Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление учебно-воспитательным процессом в школе в условиях перехода на ФГОС 1.Информирование об ИКТ 2.Развитие ИКТ- компетентности Задачи:
Повестка дня 1. «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования». Прокушева Н.А. 2.Педагогическая мастерская: ISIS / Draw - редактор химических формул – Малосаева И.А. Использование электронных учебников – Мельникова Н.А Виртуальные экскурсии – Плотникова Е.П. Осуществление автоматического контроля – Прокушева Н.А. Использование облачных технологий – Хоровенько Е.А.
« Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования»
Информационная грамотность Умение определять источники информации Умение создавать базу знаний Умение использовать современные технологии Умение анализировать информацию Умение оценивать информацию Передача (распростра-нение) информации Уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью ИКТ-компетентность
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2 012 г. ИОС - информационная образовательная среда – комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий.
Автоматизация информационных процессов Долговременно и компактно хранить Продуцировать новую Передавать на любые расстояния Оперативно искать Быстро обрабатывать Предъявлять в требуемом виде Мультимедийная информация (ММ): текстовая, табличная, графическая, анимированная, звуковая, видео
ИКТ в учебном проце ссе
ИКТ в учебный процесс
Использование ЦОР на различных этапах урока
ИКТ в учебный процесс
Использование ИКТ в образовании предполагает Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, компьютерных классов, интерактивных досок и др.). Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, руководителей). Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения. Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности обучающихся (олимпиады, форумы и др.). Применение ИКТ в управленческой деятельности.
Перспективы
Сегодня
ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ ЦИФРОВЫЕ ЭМИГРАНТЫ
Методические рекомендации Каталог электронных образовательных ресурсов. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://fcior.edu.ru/ Методические материалы. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://fcior.edu.ru/methods.page Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Электронные образовательные ресурсы. http://eor-np.ru/
МБОУ лицей №9 "Лидер", г. Красноярск 1 класс 1.Знать, из каких основных частей состоит компьютер. 2.Уметь включать и правильно выключать компьютер. 3.Знать назначение клавиш на компьютерной клавиатуре. Уметь пользоваться мышью и клавиатурой. 4.Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться. 5.Уметь пользоваться стандартными операциями Windows. Знать основные операции операционной системы: вырезать, копировать, вставить. Уметь ими пользоваться. 6.Создавать простейшие рисунки в программе графического редактора. 7.Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры. 2 класс 1.Проводить расчёты с помощью калькулятора операционной системы или онлайн. 2. Знать клавиатуру, набирать текст в текстовом редакторе и редакторе презентаций. 3. Создавать простейшие текстовые документы и презентации. 4.Изучить основные форматы графических файлов, их достоинства и недостатки. 5.Рассмотреть применение векторной и растровой графики. 6.Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах Интернет (обрезка фотографий, уменьшени е и т. п.). 7.Рисовать в программе графического редактора. 8.Работать в Интернет на игровых ресурсах, симуляторах и тренажёрах. Пробы поиска информации в Интернет. 9.Работа с программой Skype (вход в программу, написание сообщений, осуществление видеозвонков).
МБОУ лицей №9 "Лидер", г. Красноярск 3 класс 1. Создать свой аккаунт в Интернет , в одном из облачных сервисов (Google, например). 2. Работать с электронной почтой , пересылать файлы друг другу. 3. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. 4. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах интернет. 5. Создавать текстовые документы и презентации в офисном пакете и онлайн, в ресурсах Интернет. 6. Совместно друг с другом и с учителем работать над документами и презентациями в облачных технологиях. 4 класс 1.Осуществлять арифметические расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях. 2. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам. 3.Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. 4.Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях. 5.Уметь создать сайт по готовому шаблону в облачных технологиях для поддержки проекта. 6.Уверенно создавать полноценные презентации, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных он-лайн ресурсов .
ИКТ - ? + Повышение мотивации обучающихся к изучению предмета. Создание условий для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. Возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. - Возросли требования к педагогу. Встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ. Отрицательно сказывается на здоровье. Психологическая зависимость от виртуального мира. Ухудшается устная и письменная речь.
ИКТ - ! Делают разнообразными формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя.
Предварительный просмотр:
Что такое информация? Информация это совокупность различных сообщений об изменениях в окружающей и внутренней среде.
? А как называется передача информации от одного субъекта к другому (Коммуникация - comunicato(лат) связь).
Совокупность методов, устройств, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации – информационно-коммуникационные технологии.
Можете ли вы предположить, почему мы обсуждаем эти вопросы? Тема нашего педсовета….. Внедрение ИКТ в управление учебно-воспитательным процессом в школе в условиях перехода на ФГОС.
ИКТ - компетенция является одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим выпускникам, поэтому эта тема является актуальной и перспективной.
Какие вопросы по данной теме вас интересуют?
Основными задачами на сегодня будем считать: 1. Информирование педагогов об ИКТ. 2. Развитие ИКТ - компетентности педагогов.
Предлагаем следующую повестку педсовета:
1. «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования».
2. Лаборатория мастерства педагогов МО «Эрудит»
Регламент работы: 10 минут на доклад и до 5 минут содокладчикам. На выступления в прениях 1-2 минуты. Таким образом, просим настроиться на продуктивную работу в течение часа.
«Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования»
Для реализации ФГОС современный учитель обязан быть информационно грамотным. Давайте вспомним, что представляет собой информационная грамотность? Это: ∙ умение определять источники информации ∙ анализировать полученную информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов; ∙ оценивать ее достоверность, ∙ создавать базу знаний; ∙ использовать современные технологии; ∙ Передавать и распространять информацию. Если вы не просто умеете это делать, а уверенно владеете цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью – вы обладаете ИКТ-компетентностью. Информационная грамотность педагога является необходимым, но не достаточным условием реализации ФГОС. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывает на необходимость создания информационной образовательной среды (ИОС), представляющей собой комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий. В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео). Использование ИКТ в образовании предполагает:
Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются: — офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access; — сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет; — телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта; — специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, управление учебным заведением. На сегодняшний день внедрение ИКТ в учебный процесс осуществляется по следующим направлениям: 1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения. При наличии в классе одного компьютера, предполагается проведение урока с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), учитель использует компьютер в качестве «электронной доски». Урок с компьютерной поддержкой, когда в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди, предполагает тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры. Т.о. ещё одно направление внедрения ИКТ в учебный процесс: 2. Осуществление автоматического контроля. 3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями 4. Обработка результатов эксперимента. 5. Разработка программных средств. 6. Коммуникационные технологии: дистанционное обучение, олимпиады, сетевое МО. 7. Использование Интернет-ресурсов. Наиболее продвинутые школы в области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему, включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку. В учебном процессе широко используются всевозможные "облачные" ресурсы. Однако немало школ, в которых существует диспропорция в соотношении количества обучающихся и количества компьютеров, которыми оснащена школа. Пока еще недостаточное количество учителей средних общеобразовательных школ РФ прошли специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности компьютера (32,4% учителей) и Интернет (6,3%). Но, если для современной молодёжи всевозможные гаджеты – это привычная жизненная среда, они являются цифровыми аборигенами, то многие педагоги лишь эмигранты в этой среде. Поэтому, для эффективного использования ИKT в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении программные средства, ориентированные на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующие серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Правда, нужно отметить, что с внедрением ИКТ в учебный процесс школ появились соответствующие методические рекомендации, но они не удовлетворяют возникающей новой образовательной среде, соответствующей стандартам нового поколения, поскольку не регламентируют создание электронной среды школы. Рекомендуемые мероприятия дискретны и не создают целостного, поступенчатого, начиная с 1 класса, вхождения учащегося в новое электронное пространство новой школы. Хотя небольшие успехи есть, такие как внедрение электронных дневников и журналов, внедрение и мониторинг цифровых образовательных ресурсов. Посмотрите для примера на постепенный момент вхождения обучающихся начальной школы в новую среду обучения в МБОУ лицей №9 "Лидер", г. Красноярска. 1 класс. Знать, основные части компьютера; назначение клавиш, уметь включать и правильно выключать компьютер; пользоваться мышью и клавиатурой. Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться. Уметь правильно запускать и завершать программу. Знать основные операции системы: вырезать, копировать, вставить. Уметь ими пользоваться. Создавать рисунки в программе графического редактора. Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры. Во 2 классе добавляется применение векторной и растровой графики, обработка иллюстраций - обрезка фотографий, уменьшение и … В 3 классе должны создать свой аккаунт в Интернет, в одном из облачных сервисов (Google, например). Начать работать с электронной почтой. 4 класс. Осуществлять расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам. Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях. Уметь создать сайт, полноценную презентацию, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных он-лайн ресурсов. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, использование ИКТ дает возможность педагогу повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. Появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. С другой стороны возросли требования к педагогу, часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение. Чрезмерная индивидуализация формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь. Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта. |
Не следует забывать, что применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления.
Применение ИКТ целесообразно в сочетании с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Подводя итог выше сказанному, заметим:
внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества, кроме этого, они помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
2. Лаборатория мастерства педагогов МО «Эрудит»
В настоящее время существует очень много облачных сервисов, которые можно применять в образовательном процессе. Очевидным плюсом при работе в «облаке» является доступ к образованию людей с ограниченными возможностями. «Всякое знание остается мертвым, если в учащемся не развивается инициатива и самостоятельность». Н.А. Умнов.
В достижении поставленной цели обучения - развитие компетентности в области использования ИКТ могут помочь электронные учебники. «Методы активного обучения приближают учебный процесс к профессиональной деятельности». Гросс.
Благодаря широкому внедрению в образовательный процесс компьютерных технологий появилась возможность подготовки видеоэкскурсий. "Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский).
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС (лаборатория мастерства).
Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс школы ИКТ технологий.
Задачи:
- информирование педагогов об информационно-коммуникационных технологиях;
- развитие ИКТ - компетентности педагогов;
- актуализация учебно-методического обеспечения отдельных дисциплин.
Повестка дня:
1. «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования» – Прокушева Н.А.
2.Педагогическая мастерская.
«Компьютерные технологии» – Малосаева И.А.
«Виртуальные экскурсии» – Плотникова Е.П.
«Осуществление автоматического контроля» – Прокушева Н.А.
«Использование облачных технологий» – Хоровенько Е.А.
Проект решения педагогического совета.
Применение ИКТ в образовательном и воспитательном процессе – это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
Информационно-коммуникативные технологии повышают информированность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Снижают трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Заслушав и обсудив вопросы, вынесенные на педсовет, а также выступления педагогов, следует отметить, что педагогический коллектив школы-интерната имеет определенные успехи по внедрению ИКТ технологий в образовательный процесс.
Педагогический совет решил.
- Активизировать деятельность учителей по использованию ИКТ на уроках, с целью повышения их эффективности.
- Начать работу по созданию медиатеки школы-интерната.
- Обязать руководителей школьных МО включить в план проведения предметных декад мероприятия с использованием ИКТ.
- Создать методическую копилку уроков с применением ИКТ.
- С целью повышения информационной культуры педагогов, провести с ними семинары по использованию облачных технологий (облачный сервис Teamer для управления проектами).
Рефлексия.
Предварительный просмотр:
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования»
«Методы активного обучения приближают
учебный процесс к профессиональной деятельности». Гросс.
Лист рефлексии.
1.Тема педсовета актуальна, я многое возьму для работы (да, нет, другое) _________________________________________________________________
2. На педсовете было скучно, зря потратил время (да, нет, другое) _________________________________________________________________
3.Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педагогического совета.
Интерес, удовлетворение, неудовольствие, другое _______________________
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны:
- Использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся.
- Все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого.
3. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала.
4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
5. Свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.
6. Процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся.
7. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик.
8. С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)
Отрицательные стороны:
1.Возросшие требования к педагогу.
2.Неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье.
3. Неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку.
4.Исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
- множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт.
- технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
5.Невысокая информационная культура.
6.Психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ.
7.Часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение.
8.ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь.
Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности обучающихся с различным уровнем развития.
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования»
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация образования и внедрение в образовательный процесс ИКТ. Стандарты второго поколения определяют ИКТ-компетенцию как владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет. Из сказанного следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан быть информационно грамотным. Давайте вспомним, что представляет собой информационная грамотность? Информационная грамотность – это: ∙ умение определять возможные источники информации и получать ее; ∙ умение анализировать информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов; ∙ умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи); ∙ умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях; ∙ умение использовать современные технологии при работе с информацией; ∙ умение работать с информацией индивидуально и в группе. Передача и распространение информации. Уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью уже есть не информационная грамотность, а ИКТ-компетентность. Информационная грамотность педагога является необходимым, но не достаточным условием реализации ФГОС. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16. п.3.) указывает на необходимость создания информационной образовательной среды (ИОС), представляющей собой комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий. В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео). Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества. Использование ИКТ в образовании предполагает:
Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются: — офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access; — сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет; — телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта; — специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением. На сегодняшний день внедрение ИКТ в учебный процесс осуществляется по следующим направлениям: 1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения. При наличии в классе одного компьютера, предполагается проведение урока с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), учитель использует компьютер в качестве «электронной доски». Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди), предполагает тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры. Т.о. ещё одно направление внедрения ИКТ в учебный процесс: 2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки. 3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. 4. Обработка результатов эксперимента. 5. Разработка методических программных средств. 6. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение. 7. Использование Интернет-ресурсов. Согласно требованиям ФГОС неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа, т.е. деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуациями, проведя социологические исследования, работая с литературой, интернет - сайтами обучающийся накапливает знания и приобретает личный опыт. Наиболее продвинутые школы в области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему, включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку. В учебном процессе широко используются всевозможные "облачные" ресурсы. Однако немало школ, в которых существует диспропорция в соотношении количества обучающихся и количества компьютеров, которыми оснащена школа. Пока еще недостаточное количество учителей средних общеобразовательных школ РФ прошли специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности компьютера (32,4% учителей) и Интернет (6,3%). В целом российские учителя положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса. Но, если для современной молодёжи всевозможные гаджеты – это привычная жизненная среда, они являются цифровыми аборигенами, то многие педагоги лишь эмигранты в этой среде. Поэтому, для эффективного использования ИKT в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, ориентированные на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующие серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Правда, нужно отметить, что с внедрением ИКТ в учебный процесс школ появились соответствующие методические рекомендации, но они не удовлетворяют возникающей новой образовательной среде, соответствующей стандартам нового поколения, поскольку не регламентируют создание электронной среды школы. Рекомендуемые мероприятия довольно дискретны и не создают целостного, поступенчатого, начиная с 1 класса, вхождения учащегося в новое электронное пространство новой школы. Хотя небольшие успехи есть, такие как внедрение электронных дневников и журналов, внедрение и мониторинг цифровых образовательных ресурсов. Посмотрите для примера на постепенный момент вхождения обучающихся начальной школы в новую среду обучения в МБОУ лицей №9 "Лидер", г. Красноярска. 1 класс. Знать, из каких основных частей состоит компьютер; уметь включать и правильно выключать компьютер; знать назначение клавиш, уметь пользоваться мышью и клавиатурой. Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться. Уметь правильно запускать и завершать программу. Знать основные операции операционной системы: вырезать, копировать, вставить. Уметь ими пользоваться. Создавать простейшие рисунки в программе графического редактора. Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры. 2 класс. Ученик становится субъектом учебного процесса и учится: Проводить расчёты с помощью калькулятора операционной системы или онлайн, знать клавиатуру, набирать текст в текстовом редакторе и редакторе презентаций, работать на клавиатурном тренажёре. Создавать простейшие текстовые документы и презентации. Изучить основные форматы графических файлов, их достоинства и недостатки. Рассмотреть применение векторной и растровой графики. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах Интернет (обрезка фотографий, уменьшение и т. п.). Рисовать в программе графического редактора. Работать в Интернет на игровых ресурсах, симуляторах и тренажёрах. Пробы поиска информации в Интернет. Работа с программой Skype (вход в программу, написание сообщений, осуществление видеозвонков). 3 класс. Создать свой аккаунт в Интернет, в одном из облачных сервисов (Google, например). Работать с электронной почтой, пересылать файлы друг другу. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах интернет. Создавать текстовые документы и презентации в офисном пакете и онлайн, в ресурсах Интернет. Совместно друг с другом и с учителем работать над документами и презентациями в облачных технологиях. 4 класс. Осуществлять арифметические расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Пользоваться этой информацией для своих работ. Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях. Уметь создать сайт по готовому шаблону в облачных технологиях для поддержки проекта. Уверенно создавать полноценные презентации, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных он-лайн ресурсов. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, использование ИКТ дает возможность педагогу повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников, появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. Появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. С другой стороны возросли требования к педагогу, часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение. Чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь. Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта. |
Не следует забывать, что после занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.
В заключение, следует отметить, что применение ИКТ целесообразно в сочетании с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Январь 2016г. Прокушева Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"
В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...
Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"
В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача совершенствования урока - основной формы организации обучения. Подвести педагогов к пониманию сущности с...
Особенности проектирования учебного процесса в условиях перехода на ФГОС
В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, выделить отличия компетентностного подхода от традиционного, вывест...
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Системно-деятельностный подход"...
Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»
Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...