Аналитический отчет
статья

Городилова Елена Владимировна

Аналитический отчет по теме "Формирование гражданской идентичности подрастающего поколения средствами цифровых образовательных ресурсов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet.docx45.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности подрастающего поколения средствами цифровых образовательных ресурсов

Выдающийся ученый с мировым именем, Д.И. Менделеев когда-то сказал: «Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего».

А российский психолог, политик и учёный Александр Григорьевич Асмолов миссию Образования как института социализации видит  в том, что «...система образования... образует личность, формирует... образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации…».

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Поскольку в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач нашей школы должна стать задача гражданского воспитания школьника. Но эффективное воспитание гражданина и патриота своей страны невозможно и без участия семьи. Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства. С учетом сказанного проблема гражданского образования детей, формирования их гражданской идентичности является очень актуальной. При этом необходимо выделить следующие обстоятельства.

Во-первых, до сих пор в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе.

Во-вторых, несмотря на принимаемые институтами государства и общества меры, социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений.

 В-третьих, известно, что детство и юность является самой благодатной порой для привития гражданских и патриотических чувств. По всей видимости, гражданское образование окажется более эффективным в том случае, если его содержание будет тесно увязываться с инновационными методами и формами обучения и воспитания.

        Анализ состояния дел в нашем учебном заведении позволил нам выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути формирования гражданской идентичности:

  • между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
  • между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
  • между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • между необходимостью повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников как одного из направлений деятельности классного руководителя и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения этого процесса в школе.
  • Серьезной проблемой, препятствующей успешности воспитания и социализации ребенка в семье является недостаточная степень осознанности
    современными родителями смыслов и ценностей реализуемой ими родительской миссии.

         Сегодня семья претерпевает существенные изменения. Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания детей. Разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. В результате оказалась существенно подорванной основа семейного воспитания, хотя именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения.

ТОП проблем:
- потеряны традиционные духовные ценности семьи;
-разрушен институт брака;
-ссылаясь на отсутствие времени, родители не вникают в интересы детей, мало читают, мало общаются;
-родители рассматривают дополнительное образование как придаток основного.

Отмечу, что актуальность проблемы формирования гражданской идентичности подрастающего поколения обоснована, прежде всего, государственными нормативными документами.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.  В Концепции утверждается, что « с учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян,  воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего  активную жизненную позицию».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  и поручением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 г. ДМ-П 13-2858 осуществляется разработка и реализация национального проекта в сфере образования. Одним из целевых показателей национального проекта является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Важно отметить, что принята Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных   организациях Российской Федерации, реализующих основные   общеобразовательные программы.

Целью  Концепции  является  повышение  качества  преподавания  и  изучения  

обществознания  в  образовательных  организациях     с  учетом перспективных    задач  

развития Российской Федерации. Указанная цель достигается посредством решения важных задач, одной из которых является: успешная социализация  обучающихся, их созидательной  гражданской  активности,  усиление   взаимосвязи   преподавания   обществознания  с   реализацией   программы  воспитания  и  социализации  обучающихся,  воспитание  у  обучающихся  неприятия  национальной    и   религиозной   розни,   общественно    опасного,   коррупционного и неправомерного поведения.

Известно, Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): это в первую очередь– патриот,

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

         В сфере образования Алтайского края по поручению Губернатора Виктора Томенко были разработаны 8 инициатив, которые направлены на реализацию задач, поставленных Президентом страны: вхождение России в десятку стран с лучшей системой образования,  создание условий для гармоничного развития личности.

Обратимся к понятию гражданская идентичность. Энциклопедия по социологии определяет гражданскую идентичность как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.

Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».

Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Как учитель истории и обществознания, как классный руководитель, как руководитель комнаты Боевой Славы стремлюсь прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижения.

Гражданское образование не является новым направлением в образовательной политике. В советской педагогике гражданскому образованию уделяли внимание П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Щукина и др. В их работах содержится описание педагогического опыта по формированию коллектива и организации его работы, деятельности детских организаций, опыт функционирования систем внеклассной работы и патриотического воспитания молодежи. Труды этих педагогов пронизаны идеями развития у детей любви к семье, родителям, уважения к людям; формирования духовных потребностей путем вовлечения учащихся в искусство, творчество, охрану природы. Выражая эту позицию, известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал, что для того чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. В последние десятилетия развертываются исследования теоретического и прикладного характера по гражданскому образованию. Различные аспекты этой проблемы освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А.Г. Асмолов, И.Д. Фрумин, А.Н. Тубельский, В.А. Караковский, Я.В. Соколов, З.К. Шнекендорф, Е. А. Ямбург и др.). Существовавшая прежде педагогическая система, в которой ребенку отводилась роль сосуда для заполнения знаниями, в их трудах подверглась сокрушительной критике. Ученые отстаивают идеи новых технологий, когда ребенок становится активным участником учебного процесса, «сотрудничая» с учителем в поисках знаний; подчеркивают важность гуманных отношений между учителем и учащимся. Говоря словами Ш. А. Амонашвили, «ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью... Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиций, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению». В последние годы центральной задачей новой российской школы становится воспитание ответственного гражданина.  

Именно развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества обусловливает необходимость поиска путей по интенсификации образовательной деятельности, направленной на формирование нового культурного типа личности.

Сегодня необходимо говорить о важности информационного содержания образования. Современный ребенок черпает информацию не только в школьном учебнике, а учитель не единственный источник образовательного контента. Значит и качество образования складывается в том числе из информационной, цифровой  составляющей образовательной системы.

Мы должны понимать, что новые результаты не могут быть получены в рамках традиционной образовательной среды. Сегодня необходимо педагогам и родителям совместно выстраивать новую образовательную среду для ребенка, и очень важно, чтобы эта среда была по возможности гармоничной и не наносила вреда физическому и психическому здоровью.

Электронный образовательный ресурс  — образовательный ресурс, представленный в  электронно-цифровой форме и  имеющий определенную структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, а  также программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. В составе большинства ЭОР представлены, как правило, разнообразные виртуальные объекты:

- символьные (знаки, символы, тексты, графики и т. п.);

- образные (фото, рисунки, объекты компьютерной графики и т. п.);

- аудиоинформация (устные тексты, диалоги, аудиохроника, музыка, звуки природных процессов и животного мира и т. п.);

- видеообъекты (анимации, видеосюжеты, модели и т. п.);

-объекты виртуальной реальности (тренажеры, интерактивные модели, конструкторы).

Каждый виртуальный объект обладает самостоятельной образовательной ценностью. Для занятий конкретной организационной формы некоторые из объектов имеют дидактический приоритет.

Поэтому актуален вопрос об изменении методики обучения, предполагающий переход от преимущественно объяснительно-иллюстративного обучения к обучению самостоятельной познавательной деятельности по поиску, обработке, осмыслению и применению информации. Мультимедийные технологии позволяют учебную наглядность из статической превратить в  динамическую, т.  е. обеспечивают возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Считаю, использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. А цифровые образовательные ресурсы, используемые мною в образовательной деятельности, (РЭШ, «ЛитРес:Школа», Президентская библиотека, «Облако знаний. Школа» и другие) становятся колоссальным ресурсом для воспитания и развития Человека Культуры.

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности.

Можно выделить основные этапы работы по теме:

  1. этап

 Начальный 2016/2017 учебный год:

- изучение теоретической базы по теме опыта;

- анализ образовательной программы, анализ тематического планирования; - диагностика уровня самостоятельности получения знаний в процессе обучения  школьников;

- изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

  1. этап

Основной 2017/2018, 2018/2019 учебные годы:

- подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов;

- создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

- применение информационных продуктов на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся.

           III.        этап

Заключительный 2019 – 2020 учебный год:

- обработка и осмысление полученных в ходе работы данных;

- систематизация и обобщение результатов опыта работы по теме;

- оформление опыта работы; распространение опыта: выступления на ШМО, ММО учителей школы и муниципалитета.

Диапазон опыта включает в себя:

- проведения уроков с использованием готовых электронных носителей (ресурсы: Президентская библиотека, РЭШ,);

- создания обучающих презентаций;

- проведения занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям («Облако знаний. Школа»);

-выполнения творческих домашних заданий;

- работа над групповыми и индивидуальными проектами;

- работа с электронными рабочими тетрадями и Интернет ресурсами;

- внеурочная деятельность;

- внеклассные мероприятия.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать работу учащихся на уроке, повысить познавательный интерес, развить творческое мышление школьников.

Остановлюсь подробнее на информационных ресурсах, которые активно использую в своей педагогической практике в целях формирования гражданской идентичности учащихся.

Интерактивный мультимедийный учебно-методический комплекс «Облако знаний. Школа», разработан на платформе «Облако знаний». Платформа «Облако знаний» предоставляет образовательные услуги в электронном виде. Она представляет собой современную интерактивную образовательную платформу для разработки, хранения, доставки, воспроизведения контента и хранения результатов работы с ним.

Помимо Виртуальной школы, на основе платформы так же реализованы:

− сайт интерактивного мультимедийного учебно-методического комплекса «Облако знаний», предназначенный для предоставления пользователям самостоятельно работать с курсами;

− региональное решение «Облако знаний. Мониторинг» для региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

− онлайн-сервис «Облако знаний» для учащихся, их родителей, учителей и репетиторов, включающий универсальный комплекс и самостоятельные программы.

        В образовательной деятельности активно использую рабочие тетради по истории интерактивного мультимедийного учебно-методического комплекса «Облако знаний. Школа» в 5-7 классах. Уроки с использованием рабочих тетрадей по истории  интерактивного мультимедийного учебно-методического комплекса «Облако знаний. Школа» предполагают возможность проверки знаний в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину.

Использование ресурсов электронной библиотеки «ЛитРес:Школа» даёт широкие возможности не только для организации урочной деятельности, но и для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ в рамках школьной программы по курсу истории и обществознания.

Для пользования электронной библиотекой читатель проходит простую регистрацию, получает номер и пароль. И затем входит в библиотеку под этим номером.

Электронная библиотека даёт возможность работать с КИМами на трех устройствах одновременно: на персональном компьютере, планшете, смартфоне. Для работы на мобильных устройствах надо скачать приложение, которое предлагается системой при регистрации.

Использую тренировочные материалы для подготовки ГИА на элективных курсах, уроках и в индивидуальной работе с учащимися.

Используемые мною пособия предназначены для отработки практических умений и навыков учащихся по истории и обществознанию в 9 и 11 классах в формате ОГЭ и ЕГЭ. Они содержат варианты диагностических работ, содержание которых соответствует контрольно-измерительным материалам, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений для проведения ГИА. В книги входят ответы к заданиям, и критерии проверки и оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом.

Проект «Российская электронная школа» дает возможность педагогам творчески работать. 

«Российская электронная школа» - что это такое? Это не 3,7 тысяч уроков, которые можно взять и показать, это возможность вашего творчества, это возможность брать любой информационный ряд, который есть, и использовать его в работе», - сказала Васильева Ольга, обращаясь к педагогам на площадке Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ».

РЭШ, по мнению министра просвещения РФ, - это платформа, рассчитанная, прежде всего, на учителей. Она объединяет не только уроки, но и библиотеки, архивы, театральные постановки. 

«Мы заложили туда огромное количество библиотечного фонда, архивного фонда, театральных спектаклей. Чтобы четко понимать, что если ребенок живет на отдаленной территории, то он может увидеть виртуальную экскурсию», - подчеркнула Ольга Васильева. Ресурсы Российской электронной школы использую во внеурочной деятельности с классным коллективом, для организации   индивидуального обучения на дому.

Уроки «Российской электронной школы» созданы на основании авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Они полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. В 2016 году были разработаны и размещены на портале «Российская электронная школа» интерактивные видеоуроки по всем предметам 5–6 классов, в 2017 – по предметам 7–9 классов. В настоящее время контент портала дополняется интерактивными уроками 1-4 классов и 10,11 классов.

Следующий информационный ресурс -  «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина». Интеграция материалов уникальных коллекций Президентской библиотеки позволяет учителю совместно с обучающимися создавать новое содержание и осмысление гражданской идентичности и социальной ответственности.

Напомню, ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» была создана по инициативе государственной власти и начала свою деятельность 27 мая 2009 года как многофункциональный информационный центр, имеющий статус национальной библиотеки России.

Отмечу, что одной из основных целей Президентской библиотеки является сохранение, преумножение и обеспечение доступа в электронной среде к национальному культурному наследию, связанному с теорией, историей и практикой российской государственности и русским языком как государственным языком Российской Федерации.

Ресурсы Президентской библиотеки представляют собой уникальный интеллектуальный ресурс, наиболее полно представляющим историю российского государства самых разных эпох, включая современный период.      Информационный ресурс Президентской библиотеки позволяет мне использовать на уроках цифровые копии печатных изданий, архивные и официальные документы, музейные объекты, а также изначально созданные в электронном виде ресурсы, в том числе, собственного производства, включая издательскую и аудиовизуальную продукцию. Особое внимание уделяю тематическим электронным коллекциям, фото-, аудио- и видео материалам и  новостным разделам портала.

         Электронные ресурсы Президентской библиотеки позволяют мне расширить информационное пространство изучения истории и обществознания.

На уроках и во внеурочной деятельности активно использую  коллекции Президентской библиотеки: архивные документы, книги, сборники, репродукции художественных полотен на исторические темы, учебные картины, аудиовизуальные средства обучения (диафильмы, диапозитивы, компьютерные программы, кинофильмы, видеозаписи, аудиоматериалы и др.) и др. Так, одним из ключевых источников по древнейшей истории нашей страны является Повесть Временных лет, на Портале Президентской библиотеки  во время урока  демонстрирую её содержание. В старших классах организую групповую работу с источником.Задача учащихся - зайти на сайт Президентской библиотеки, затем найти электронный вариант «Повести временных лет», прочитать текст, самостоятельно извлечь информацию из исторического источника, выписать в тетради основные даты, события и персоналии, суметь систематизировать полученную информацию и приготовиться ее проанализировать.

В настоящее время остро встает проблема искажения фактов и трактовки событий Великой Отечественной войны. Поэтому большой интерес для нас представляет изучение архивных и официальных документов о ВОВ, просмотр видеоматериалов, рассмотрение научных трудов исследователей (монографий) по проблеме.

Ресурсы Президентской библиотеки использую для написания исследовательской работы. В прошедшем учебном году ученица 6Б класса Раззаренова Елена успешно выполнила исследовательскую работу по теме «Ледовое побоище на ресурсах Президентской библиотеки». Ею были проанализированы три книги, представленные на ресурсах ПБ. Создана и проведена викторина для учащихся 6 классов по жизни и деятельности Александра Невского.

В дальнейшем планирую продолжить исследовательскую работу, используя ресурсы ПБ.

Поскольку патриотическому воспитанию придается первостепенное значение, я как классный руководитель использую ресурсы ПБ при подготовке внеклассных мероприятий. На портале ПБ создан ресурс «Государика». Тематические коллекции материалов адаптированы с учетом возрастных особенностей школьников.

Мои учащиеся имеют опыт участия в федеральных и региональных проектах ПБ. Это региональный сетевой краеведческий проект «Постигаем Алтай » и дистанционная интерактивная всероссийская олимпиада «Россия в электронном мире» для старшеклассников по учебным предметам история, русский язык, обществознание. На базе нашей школы работает удаленный читальный зал ПБ. Мои учащиеся имеют возможность знакомиться не только с документами, находящимися в общем доступе, но и с уникальными документами из читального зала ПБ.

При проведении традиционных мероприятий комнаты Боевой Славы  «Вручение паспортов», «Турнир, посвященный Анатолию Николаевичу Гостеву» использую архивные материалы из ресурсов ПБ.

Школа является региональной инновационной площадкой по теме «Инновационные проекты школы как стратегические национальные проекты». В рамках реализации проектов «Президентская библиотека», «Российское движение школьников» активно распространяю опыт работы по формированию гражданской идентичности подрастающего поколения средствами цифровых образовательных ресурсов (открытые уроки, классные часы, акции).

Сегодняшние педагоги нацелены, в основном, на то, чтобы дать предмет, но нужно  помнить, что мы идём к цифровому будущему. И сейчас для меня самый большой вызов, самая большая задача  -  помочь детям и их родителям получить навыки навигации.

Настали такие времена, когда мы перестаем быть для своих детей помощниками в выборе. Все происходит с такой бешеной скоростью, вот один только маленький пример: в перечне профессий среднего специального образования за последние несколько лет исчезла треть профессий, то есть треть профессий практически перестала существовать. И в то же время появляется огромное количество профессий, которые даже
выговорить трудно – дата-саентист, бим-вотчер. Одним словом, появляются профессии, в которых мы ничего не понимаем.
 Год назад начался большой проект «Открытые уроки проектории», который рассказывает как раз про новые профессии, сайт «ПроеКТОриЯ» https://proektoria.online/. Мои учащиеся и их родители активные участники проекта.

Создаю условия для развития родительских компетенций. В моей практической деятельности этому служит не только система организации совместных коллективно-творческих дел родителей и детей (участие в различных акциях: «Подари мечту», «Соберем детей в школу», социальном проекте «Школьный дворик», посещение музеев, организация экскурсий), но и система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.  Верным помощником в этом нелёгком деле является Национальная  родительская ассоциация, сайт социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей https://nra-russia.ru/ и  Библиотека – энциклопедия российского родителя https://biblio-nra-russia.ru/.

Уверена, использование ресурсов Президентской библиотеки, РЭШ, «Облако знаний. Школа», «ЛитРес:Школа», «ПроеКТОриЯ»,    позволяет создавать  оптимальные условия для формирования основ гражданской идентичности личности школьника и достижения требований   к результатам формирования гражданской идентичности учащихся.

Таким образом, задача формирования гражданской (российской) идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Безусловно, воспитание гражданских и патриотических качеств – дело сложное, и непросто определить результат данной деятельности. Ведь нет такого мерила, с помощью которого можно измерить уровень патриотизма и гражданственности у воспитанников.

Однако, можно выделить основные показатели эффективности формирования гражданской идентичности:

- повышение мотивации учащихся;

- рост уровня познавательной активности и уровня языковой и коммуникативной компетенции учащихся;

- увеличение количества обучающихся, участвующих в НОУ, и количества обучающихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах;

-активное участие учащихся класса в проекте «ПроеКТОриЯ»,   

- большинство родителей класса занимаются просвещением на сайтах: Национальная  родительская ассоциация, сайт социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей,  Библиотека – энциклопедия российского родителя.

Конечным результатом проделанной работы по формированию гражданской идентичности подрастающего поколения средствами цифровых образовательных ресурсов  ожидается:

  • качественный рост воспитанности учащихся;
  • формирование патриотических чувств, патриотического и гражданского самосознания (патриотической идентичности);
  • осознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России.

В познавательной сфере:

  • развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей, владение цифровыми образовательными ресурсами.

В историко-краеведческой:

  • осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.

В социальной:

  • способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства.

В духовно-нравственной сфере:

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Опыт формирования гражданской идентичности подрастающего поколения средствами цифровых образовательных ресурсов может быть применим учителями, работающими в классах с разным уровнем подготовленности учащихся и их потребностями в знаниях при урочной и внеурочной форме организации образовательной деятельности независимо от учебно - методического комплекта.

В заключении хотелось бы отметить, что использование педагогами доступных, безопасных, достоверных информационных источников, а именно, Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, «ЛитРес:Школа», РЭШ, Физикон, станет находкой для обогащения образовательной программы, способом преобразования сферы взаимодействия между взрослым и ребенком в целях развития личности ребенка, его гражданской идентичности.

Библиографический список

  1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования : на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопр. образования. 2008. № 1. С. 65–86.
  2. Большаков А. Г.Зазнаев О. И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. II. C. 38-41. ISSN 1997-292X
  3. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–142.
  4. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.
  5. Наталья Сергеевна Толстова кандидат педагогических наук, доцент natalya.tolstova@rsvpu.ru Ирина Александровна Суслова кандидат педагогических наук, доцент irina.suslova@rsvpu.ru Татьяна Валерьевна Рыжкова старший преподаватель tatyana.ryzhkova@rsvpu.ru Светлана Юрьевна Ярина старший преподаватель svetlana-yarina93@yandex.ru ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Россия  

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВКЛЮЧАЯ НЕФОРМАЛЬНОЕ И СПОНТАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина»prlib.ru
  2. https://sociology_encyclopedy.academic.ru

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

  1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970https://dic.academic.ru
  2. Формирование гражданской идентичности подрастающего поколения средствами электронных ресурсов Президентской библиотеки: методические рекомендации. - Тюмень: ТОГИРРО. 2014.- 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....