Творческая лаборатория учителя
статья на тему

Довгаль Галина Серафимовна

Творческая лаборатория учителя.

 В системе образовательного процесса большое место занимает личность и профессионализм учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_laboratoriya_uchitelya.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 37» имени Новикова Г.Г.

г. Кемерово

Творческая лаборатория

учителя

                                                          Учитель истории, обществознания

                                 и права Довгаль Г.С.

                                                           

                                     Творческая лаборатория учителя

В системе образовательного процесса большое место занимает личность и профессионализм учителя. Именно учителя своими знаниями формирует у студентов определенное отношение к учебной дисциплине, к специальности, трудовой деятельности и к жизни.

Профессиональный рост и педагогическое мастерство «отшлифовывается» годами.

В творческой лаборатории учителя интегрируются два основных

принципа:

исследовательский        творческий

Творческая лаборатория - это единое научное сообщество учащихся учителя. Каждому субъекту предоставляется возможность творчества, возможность реализовать свои взгляды, позиции, научные концепции?

Все участники творческой лаборатории работают над проблемой, приходят к общему результату. Творческий учителя использует познавательный потенциал группы, ее особенности. Используются такие формы работы: ’’мозговой штурм”, работа в малых группах, сбор материалов из периодической печати, работа лекторской группы в правовом клубе.

До сих пор многие учителя видят основную цель своих уроков - дать знания, систему знаний. Часто не уделяется речевой деятельности, условий и способов ее осуществления.

А это важно. Умение строить устные и письменные монологи (составьте приказ, распоряжение, напишите заявление на работу, претензию...)

Здесь важен со стороны учителя доброжелательный тон общения, уважения к внутреннему миру студента, оптимистический настрой учителя и учителя учащихся.

Используется метод письменного анализа работы товарища, редактирования текста друг друга.

Конечно, обязательно должны учитываться индивидуальные особенности студента.

Использование индивидуального задания в учебном плане

Индивидуальная  работа - очень удобная и плодотворная форма преподавателя  и студента.

Она приучает студента к самостоятельной работе: это написание реферата, составление таблиц и их оформление, видеокассеты, дискеты, сбор материалов из периодической печати на тему:

                                а) “Работа мирового судьи”

б) “Избирательная система в РФ”

                                  в) “Символы моей родины”

     г) “Промышленные предприятия Кузбасса” и т. д.

                                               д) “Президент РФ и его деятельность”

                                               е) “Глава Администрации Кем. обл.”,

оформлений стенгазет, сбор материалов, образцов договоров. Такая работа поощряется, и психологическая сила ее становится очевидной и тем самым обеспечивается дифференциация обучаемых студентов.

Используя метод индивидуальных заданий, они должны быть понятными и доступными.

Студенты, самостоятельно работают с различными источниками информации, обобщая материал. 

Сегодня мы говорим об активных нестандартных методах обучения. Очень важным моментом является исследовательский метод или элементы его.

Сущность исследовательского метода сводится к следующему:

  • Преподаватель вместе со студентами формирует проблему исследования, решение которой требует время;
  • Далее        разрабатывает программу своих действий для поиска нужной информации в периодической печати, в законах, в учебной литературе;
  • Далее студент собирает информацию, обрабатывает, анализирует;
  • Выступает с информацией на правовой лектории, в группе перед товарищами, что помогает студенту преодолеть внутреннюю неуверенность, способствует раскрепощению, более полному проявлению своих сил и возможностей.

Китайская пословица гласит: “Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Вовлеките меня - я пойму”. Каждый из нас, кто стремится к мыслительной деятельности, прошел этот путь.

Как вовлечь ученика, заинтересовать его?

  • Ситуационно, проблемные задания (” Найди ошибку”);
  • Тесты, деловые игры;
  • Обсуждение конкретной ситуации (”0 гражданстве”, договор купли-продажи);
  • Исследовательская работа (сбор материалов из периодической печати);
  • Создание положительных эмоций характера процесса обучения

(т. е. привлечение яркого фактического материала, опора на явления, окружающей среды и опыт студентов);

  • Моделирование ситуаций из реальной жизни;
  • Анкетирование (с целью познания коллектива группы).

Уже пятый год в группах, изучающих "Основы права’’ провожу тест “Моя уличная компания”, “Могу ли я оступиться”.

При обработке данных прихожу к выводу, почти во всех группах 6-7 человек ведут достойный образ жизни, выбирают себе в друзья хороших людей. 60 - 70 % проводят просто время под девизом: ”Мне все надоело”, “Мне ничего не хочется делать”. Но 32% студентов увлекается музыкой, 29% - спортом, 29% - компьютером, 10% - любят читать, 6% - художественным.

Исследовательская деятельность учащихся и ее результативность

Важное значение имеет привлечение учащихся к практической деятельности (правовой клуб ”Фемида”), где воспитывается самостоятельность и чувство ответственности, умение выступить перед слушателями.

При этом студенты приобретают навыки делового общения, культуры поведения, вежливость, доброжелательность. Данная работа активизирует мыслительную деятельность студента, расширяет их кругозор по правовым вопросам, основам политологии, психологии, о социально-экономическом состоянии общества в целом, а также способствует развитию качеств, необходимых будущим специалистам.

Знания только тогда являются прочными, когда приобретаются, прежде всего, усилиями своей мысли,

.        '

   В этом и заключается специфика познавательного процесса.

Данная работа студентов заставляет думать, интегрировать полученные знания, формирует исследовательский подход к закреплению теоретического материала.

Студенты проявляют активность, смекалку, творчество, приобретают навыки организаторской работы.

Творческие способности студентов развиваются через систему практических знаний по различным темам:

  • Экономические споры;
  • Юридические лица и их правовой статус;
  • Государственная и муниципальная служба;
  • Хозяйственный договор (подборка различных видов);
  • Составление искового заявления, претензии и т.д.

Для практической работы учителя предоставляет раздаточный материал, проводит инструктаж.

Т. о. приобретаются новые навыки практической деятельности студентов.

Большое значение в творческой лаборатории учителя имеет использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся. За что ставится балл:

  1. Своевременность выполнения задания
  2. Поощрительные баллы за сложность работ, оригинальный ответ студента
  3. Знание других дисциплин

Эта система стимулирует студентов и повышает уровень знаний обучаемых.

Большое значение в работе преподавателя (а особенно творческого) является знание факторов коммуникации и использование их в работе.

  • Чтобы тебя воспринимали необходимо учитывать темп речи, силу звука, паузы, правильное дыхание, диалект, стиль речи;
  • Речь не должна быть монотонной;
  • Важнее “вещи” произносить медленно, оптимально 60-80 слов в минуту (быстрый 100 - 110 слов, замедленный 40 -50 слов);
  • Рекомендуется менять силу голоса. Скорее говорить громче, чем слишком тихо;
  • Делать паузы (чтобы студенты ’’переварили” информацию);
  • Дыхание должно быть глубоким и ровным. Следует произносить короткие предложения, чтобы не делать вдох в его середине;
  • Правильное ударение расставляет акцент в речи. Делая ударения можно изменить смысл высказывания;
  • Диалект - использовать правильно литературный язык;
  • Стиль речи. Опытный учитель использует в своей речи образные сравнения, метафоры, аллегории, шутки, остроты. Но шутка должна быть тонкой, остроумной, тактичной;
  • Неречевые коммуникации: мимика, жест, внешний вид.
  1. Мимика - выразительное движение мышц лица. Лицо преподавателя несет информацию об одобрении в их поведении и т. д;
  2. Взгляд — успокоиться или прерваться. Через контакт глазами можно создать на занятиях индивидуальные отношения;
  3. Жесты - они говорят об эмоциональном состоянии преподавателя.  
  4.   Дистанция  - это непосредственное расстояние между преподавателем.
  5. Внешний вид    -    создает    впечатление    с    первого раза,    проявляется  социальный статус учителя,   свойство его характера, эмоциональное состояние учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кабинет иностранного языка – творческая лаборатория учителя»

Положительная энергетика в моем классе помогает ученикам быстро переключатся на иностранный язык, создает желание изучать его и говорить на нем....

презентация «Кабинет биологии - творческая лаборатория учителя»

Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования...

Творческая лаборатория писатель - учитель - ученик

Обращение к творческой лаборатории «Писатель - учитель - ученик как звенья одной цепи в процессе изучения классической литературы» является эффективным средством в освоении учащимися старшей школы пре...

Урок как творческая лаборатория учителя, овладевающего инновационными подходами к обучению.

" Цель моей педагогической деятельности - организовать работу учащихся на уроках литературы так, чтобы вместе с развитием мысли развивалась душа ребёнка. Нет сомнения в том, что воспитание – это искус...