Урок как творческая лаборатория учителя, овладевающего инновационными подходами к обучению.
методическая разработка (6, 9 класс) по теме

Козлова Людмила Михайловна

" Цель моей педагогической деятельности - организовать работу учащихся на уроках литературы так, чтобы вместе с развитием мысли развивалась душа ребёнка. Нет сомнения в том, что воспитание – это искусство, а значит,  и обучать надо по законам искусства. Вот почему свою роль педагога я вижу в организации продуктивной деятельности учащихся на основе режиссёрского подхода к уроку. Через хорошо продуманную режиссуру урока выполняется одна из важнейших задач- творчески использовать воспитательный потенциал, заключённый в классических произведениях литературы. Важным методическим средством считаю театрализацию, которая позволяет не только разнообразить формы обучения, но и на достаточно высоком уровне решать конкретные учебно-воспитательные задачи, например, формирования мотивации чтения, " - так начинаетя большой разговор  об инновационных  технологиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок как творческая лаборатория учителя, овладевающего инновационными подходами к обучению.

Урок как творческая лаборатория учителя состоится при условии сотрудничества ученика и учителя. А в свою очередь сотрудничество возникает  тогда, когда  ученику интересна личность учителя. Иначе говоря, необходимо педагогическое мастерство, т.е. умение использовать педагогические средства в интересах оптимизации учебного процесса. Учитель, даже с большой буквы, не исправит человечество. Но, воспитывая личность, он даёт шанс ученику состояться как человеку, ведь личность - это и есть тот самый Евангельский « и один в поле воин». Для этого необходимо пробудить творческие начала, заложенные в каждом человеке. Урок при таком подходе перестаёт быть унылой  обыденностью по отбыванию срока, напротив, времени не хватает, поскольку урок «сотворяется», творится здесь же, в совместном творчестве учителя и учеников. «Что для этого нужно?» В современном образовании есть много средств, и все они так или иначе связаны, прежде всего, с технологическими инновациями. Они помогают мне  в своей работе сегодня придерживаться принципа «активного обучения», когда новые знания извлекаются человеком из практической деятельности и личного опыта. «Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» содержания обучения

http://www.openlesson.ru/wp-content/gallery/teorija/konus-1.jpg?i=1405422258

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ   В 1 СТАДИИ ВЫЗОВА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТАКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ,  КАК  ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. КАК  ВИДИТЕ ИЗ «КОНУСА ОПЫТА»  ЛЮДИ ЗАПОМИНАЮТ

90% СКАЗАННОГО ИМИ ПО ПОВОДУ ИХ ДЕЙСТВИЯ. Основываясь на высказывании великого мыслителя Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам, я понимаю».  Смею предположить, что театрализация в образовательном процессе является одним из средств особого постижения мира, других людей и, наконец,  самих себя.

Для реализации задач по развитию креативности обучающихся на уроках словесности использую разные формы нетрадиционных уроков. Дети очень  любят такие уроки, как урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка,  урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся. Мы играем в театр, «примеряем» на себя роли, в которых соединяются литературный образ и особенности внутреннего мира ребенка.

На одном из уроков литературы мы читали «Кентервильское привидение» О.Уальда. Его произведение наполнено добрым юмором. Заключительный урок по рассказу писателя мы сделали уроком-праздником. Эпиграфом к уроку взяли слова самого автора модерна: «Цель искусства- поучать, развивая». Ключевой вопрос- «Как удалось писателю старую тему о привидениях «вывернуть» наизнанку", а главное- зачем?- дети решили его, почувствовав в викторине, в конкурсе рисунков, просмотрев инсценировку, подготовленную одноклассниками и т.д. А начинался урок с песни В. Высоцкого «Нечисть». На одном из этапов урока ребята приводили примеры из текста, в котором автор использует такое художественное средство, как ирония. И пришли к выводу, что ирония-главное художественное средство модернистов, способ отмежеваться от реальной действительности-необходима нам всем и в сегодняшней жизни. И закончился урок песней А. Макаревича «Не надо прогибаться под изменчивый мир…», которую исполнили сами учащиеся. В память об уроке каждый получил красное бумажное сердечко со словами из произведения О. Уальда «Кентервильское привидение»: «Любовь сильнее смерти».

На первых уроках русского языка в  учебном  году всех классах  мы говоримо роли русского языка в нашей жизни, о борьбе за чистоту русской речи и т.д. В прошлом учебном году  все ученики 5 «А» класса были активными участниками урока – концерта «Берегите наш родной язык» Вот фрагмент этого урока-концерта (запись)

При изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с целью  помочь учащимся глубоко проникнуть в художественную ткань произведения, показать ,как раскрываются в пьесе проблема воспитания и образования,  предлагаю детям инсценировать  ключевые сцены. Рамки урока раздвигаются до уровня общешкольного представления порой. (СЛАЙД)

В ходе работы использую прием «действенного анализа» (О.М. Кнебель) текста, то есть его театральную интерпретацию, позволяющую ярко представлять созданные в нем образы, место действия, «слышать» голоса героев и автора, переживая «самочувствие в роли» (К.С. Станиславский). Этот прием позволяет учащимся более глубоко проникать в психологию героев, перенося свое «я» в образ персонажа, рассказчика, автора, и тем самым уяснять их позиции, проникать в их внутренний мир. 

Цель моей педагогической деятельности - организовать работу учащихся на уроках литературы так, чтобы вместе с развитием мысли развивалась душа ребёнка. Нет сомнения в том, что воспитание – это искусство, а значит,  и обучать надо по законам искусства. Вот почему свою роль педагога я вижу в организации продуктивной деятельности учащихся на основе режиссёрского подхода к уроку. Через хорошо продуманную режиссуру урока выполняется одна из важнейших задач- творчески использовать воспитательный потенциал, заключённый в классических произведениях литературы. Важным методическим средством считаю театрализацию, которая позволяет не только разнообразить формы обучения, но и на достаточно высоком уровне решать конкретные учебно-воспитательные задачи, например, формирования мотивации чтения. Изучив технологию Н.Е. Щурковой, стала применять в своей практике «принцип амплификации»- технологический принцип, сообщающий  об объективной постоянной необходимости выстраивать яркую внешнюю форму воздействия, увеличивая силу воздействия через расширение средств…Амплифицировать- это чуть-чуть добавить больше выразительных средств, чем в обыденной действительности» (СЛАЙД  с рисунками детей)

На этой неделе шестиклассники изучали повесть А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка». Им было предложено прослушать фрагменты аудиозаписи и проанализировать услышанный эпизод по плану, записанному ранее в тетрадь. Голос актёра, музыка, сопровождающая игру актёра, дают возможность детям не только понять суть произведения, но и насладиться «изящной словесностью» великого мастера литературы.

Я уверена, что «учительская кафедра» - важнейщая сцена в жизни. И наша роль, роль учителя, в ней главная. Убеждена: опытный педагог – режиссёр своего урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок как творческая лаборатория учителя, овладевающего инновационными подходами к обучению.

Слайд 2

«КОНУС ОПЫТА» ЭДГАРА ДЕЙЛА

Слайд 4

Методический приём «театрализация »

Слайд 5

«То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам, я понимаю ». (Конфуций)

Слайд 9

Нет сомнения в том, что воспитание –это искусство, а значит, и обучать надо по законам искусства. Р оль педагога заключается в организации продуктивной деятельности учащихся на основе режиссёрского подхода к уроку.

Слайд 15

Амплифицировать - это чуть-чуть добавить больше выразительных средств, чем в обыденной действительности »

Слайд 16

О пытный педагог – режиссёр своего урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кабинет иностранного языка – творческая лаборатория учителя»

Положительная энергетика в моем классе помогает ученикам быстро переключатся на иностранный язык, создает желание изучать его и говорить на нем....

презентация «Кабинет биологии - творческая лаборатория учителя»

Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования...

Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению

Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....

Творческая лаборатория учителя

Творческая лаборатория учителя. В системе образовательного процесса большое место занимает личность и профессионализм учителя....