Творческая лаборатория писатель - учитель - ученик
статья по литературе (11 класс) на тему
Обращение к творческой лаборатории «Писатель - учитель - ученик как звенья одной цепи в процессе изучения классической литературы» является эффективным средством в освоении учащимися старшей школы предмета «литература».
Актуальность данного подхода не подлежит сомнению, так как современные школьник отличаются крайне низкой мотивацией к учению и практически не читают, что делает изучение литературы практически невозможным. Поэтому выработка эффективной методики повышения мотивированности учащихся к освоению школьной программы по литературе является крайне важной и злободневной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_laboratoriya_pisatel_-_uchitel_-_uchenik.doc | 190.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творческая лаборатория: писатель - учитель - ученик».
Обращение к творческой лаборатории «Писатель - учитель - ученик как звенья одной цепи в процессе изучения классической литературы» является эффективным средством в освоении учащимися старшей школы предмета «литература».
Актуальность данного подхода не подлежит сомнению, так как современные школьник отличаются крайне низкой мотивацией к учению и практически не читают, что делает изучение литературы практически невозможным. Поэтому выработка эффективной методики повышения мотивированности учащихся к освоению школьной программы по литературе является крайне важной и злободневной.
Следует отметить, что данный подход – верный путь в выборе методов повышения мотивированности учащихся на освоение школьной программы по литературе, важный аспект в работе над индивидуально-проектоной деятельностью учащихся как среднего так и старшего звена.
Изучение лаборатории писателя способствует мотивации учащихся к творческой деятельности на уроке по изучению конкретных произведений школьной программы, о чем будет сказано ниже.
Данный подход диагностирует изменения уровня эстетического вкуса учащихся после освоения школьного курса «литература» методом индивидуально- проектной деятельности.
Если учитель опирается на творческие способности учащихся, то преподавание становится наиболее эффективным. Познание процессов и продуктов творчества крупных писателей XIX и XX веков, погружение в их творческую лабораторию оптимизируется через вовлечение самих учащихся в творческую деятельность, что может осуществляться и в формате индивидуально-проектной деятельности.
Цели и задачи каждого проекта, которые ставит педагог перед учащимся, не только задают конкретные рамки каждого индивидуального проекта, но и стимулируют учащихся к творческой деятельности, провоцируя ее. Процесс восприятия, цели и задачи индивидуального проекта запускают мыслительную активность, по сути выступая мотиватором создания и порождения творческого продукта.
В процессе работы над проектом ученик, по сути, решает творческие задачи:
1. сопоставление (сопоставительный анализ литературных героев, литературных типов, исторических эпох, порождающих типические обстоятельства и типические характеры),
2. переосмысление (собственное видение, замысел писателя, оценка современников, критиков, литературоведов),
3. обобщение,
4. представление в эстетически завершенной форме собственного творческого замысла, являющегося решением поставленных педагогом перед учащимся целей и задач.
Деятельность по реализации индивидуальных проектов оказывается процессом построения не только внутрипредметных, но и надпредметных связей, как то: мультимедийные средства, современные средства информатики, которые выступают орудием, позволяющим учащимся реализовать свой творческий замысел в формате презентации.
Приходится учитывать тот факт, что современные дети, как правило, опытные пользователи ПК, но, к сожалению, в большинстве своем не читающие или не любящие читать так называемую школьную программу. Какие же проекты можно предложить на уроках литературы?
Примерные темы или рамки индивидуально-проектной деятельности на уроках литературы как этап урока:
1. Доклады и сообщения о жизни и творчестве писателя, поэта, сопровождающиеся видеорядом (презентация от 5 до 15 минут).
- Сообщение о театрализованных представлениях той или иной пьесы (А.Н.Островский «Гроза», А.П.Чехов «Вишневый сад») с использованием кадров из театральных постановок, отзывов театральных критиков, современных литературоведов (12-20 минут).
- Просмотр эпизодов и отдельных кадров, кинофильмов для более глубокого понимания образов эпохи, для сопоставительного анализа героев («Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова и др.)
- Отчет о посещении музея в виде презентации:
- Владимир Высоцкий - поэт и актер.
- Театр в жизни Высоцкого.
- Владимир Высоцкий и кинематограф.
- Песни Высоцкого.
Это примерные темы по посещению музея Владимира Высоцкого, но в процессе изучения школьной программы учащиеся посещают и многие другие московские музеи, что значительно расширяет тематику отсчетов об их посещении.
Индивидуальная проектная деятельность может быть использована в ходе заключительного урока по творчеству того или иного писателя. Мы можем предложить следующие темы проектов к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»:
- Тургенев - создатель сюжетов и типов, «открыватель» новых проблем и вопросов, новых форм в искусстве слова.
- Лаконичность «мысленных рядов» Тургенева (с использованием видеоряда из кино- и театральных постановок):
а) «Дым» - дым уходящей жизни: роман «Дым», повесть «Вешние воды», рассказ «Довольно», стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы» и запись-изречение «Старому человеку дороги одни старые воспоминания».
б) «Новь» - вера в будущее: романы «Накануне» и «Новь», рассказ «Странная история», стихотворение в прозе «Порог» и «Памяти В. П. Вревской» и отдельное слово- заглавие романа.
- Прототипы героев романа «Отцы и дети» (с привлечением статьи Тургенева «По поводу «Отцов и детей»»).
4) Литературные прототипы романа и тургеневские традиции в литературе 70-х - 80-х годов XIX века:
- Григорович «Школа гостеприимства».
- Писемский «Взбаламученное море».
- Лесков «Некуда».
- Маркевич «Марина из Алого Рога».
Эти и другие темы индивидуально-проектной деятельности помогают наиболее эффективно изучать классическую литературу, способствуя развитию творчества детей, воспитанию их эстетического вкуса.
Думаю, преподавателям-словесникам будут небезынтересны и другие разнообразные темы индивидуально-проектной деятельности в рамках школьной программы по литературе первой и второй половины XIX века.
- А. С. Грибоедов:
- Черты классицизм, реализма и романтизма в комедии «Горе от ума»
- Новаторство Грибоедова в комедии.
- Реализм: социальная и психологическая типизация героев.
- Романтизм: романтический характер конфликта.
- Мотив путешествия.
- Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого.
- Монлог-экспозиция.
- Монолог - завязка конфликта.
- Монолог – кульминация.
- Монолог - развязка сюжета.
- Афоризмы в комедии «Горе от ума».
- А. С. Пушкин:
- «Памятник» Пушкина.
«Памятник» Горация (перевод Ломоносова).
«Памятник» Державина.
- Анакреонтические мотивы в темах любви и дружбы («лёгкая поэзия»).
- Пушкин и «история государства российского».
- Пушкин – прозаик:
- «Дубровский» - единственный роман в прозе.
- Автор и рассказчик в повести «Капитанская дочка».
- Эпиграфы в повести «Капитанская дочка».
- М. Ю. Лермонтов:
- Фольклорные жанры Лермонтова.
- Тема одиночества – основная тема и излюбленный мотив в лирике Лермонтова.
- Историзм лирики Лермонтова:
«Исторический маскарад».
«Наполеоновский цикл».
- Кавказ в творчестве Лермонтова.
- Литературный прототип: Онегин и Печорин.
- «Двойники» Печорина. Романтический и антиромантический герой.
- Н. В. Гоголь:
- Театральная жизнь комедии «Ревизор».
- Плутовской роман и жанровое своеобразие «Мёртвых душ».
- Вергилий из «Божественной комедии» Данте и Чичиков из «Мёртвых душ».
- Лирические отступления в «Мёртвых душах».
- Тема «маленького человека»:
- «Станционный смотритель» Пушкина.
- «Шинель» Гоголя.
- «Бедные люди» Достоевского.
- «Антон Горемыка» Григоровича.
- «Жизнь и похождение Тихона Тростникова» Некрасова.
- «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»» (Ф. М. Достоевский).
V. А.Н. Островский:
1. Поэтика пьесы «Снегурочка»:
- Фантастический элемент пьесы и живописная обстановка
- Философия пьесы
2. Пьеса «Гроза»:
- Русская критика о пьесе
- Театрализованная постановки прошлого и современности
3. Пьеса «Бесприданница»
- Театрализованные и киноверсии пьесы
4. Новаторство Астровского – драматурга
VI. И.А. Гончаров:
1. Роман «Обломов»:
- Общественная жизнь в романе (историко-литературное исследование)
- Мастерство языка и стиля Гончарова в романах «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв».
2. Русская критика XIX в. о романе «Обломов»:
- Н.А. Добролюбов «что такое обломовщина?»
- А.В. Дружинин «Обломов. Роман И.А. Гончарова»
- И.Ф. Анненский «Гончаров и его Обломов»
VII. А.А. Фет:
1. Тема музыки и звука в лирике Фета
2. Параллелизм в изображении человека и природы в поэзии Фета
VIII. Ф.И. Тютчев:
1. «…кто его не чувствует,…не чувствует поэзии» (И.С. Тургенев).
2. Философия поэзии Тютчева.
3. Космические мотивы в лирике Тютчева.
4. Эволюция пейзажной живописи в поэзии Фета и Тютчева
IX. Н. А. Некрасов:
1. Образ Музы и поэта в лирике Некрасова.
2. Романсы на стихи Некрасова.
3. Стиль поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
X. М.Е. Салтыков-Щедрин:
1. Сказки Салтыкова-Щедрина – это
- Басни
- Особая форма сатиры
- Поучения
- Предания
- Были
2. Образ Иудушки Головлева в русской и зарубежной литературе:
- Пушкин «Скупой рыцарь»
- Гоголь «Мертвые души»
- Мольер «Тартюф»
XI. А.П. Чехов:
1. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова:
- «Толстый и тонкий»
- «Смерть чиновника»
2. Тема «футлярности» в маленькой трилогии Чехова.
3. Принципы и приемы построения рассказа «Ионыч»:
- Принцип ступенчатости в изображении жизни героя
- Главный композиционный прием – показ целого через частное (изображение всей жизни героя через одну, но характерную черту).
4. Новаторство Чехова-драматурга.
5. Драматургия к. XIX – н. XX вв.:
- Г. Ибсен («Нора», 1879; «Дикая утка», 1884; «Строитель Сольнес», 1892)
- Б. Шоу («Дома вдовца», 1892; «Профессия г-жи Уоррен», 1894; «Тележка с яблоками», 1929).
- М. Метерлинк («Сестра Беатриса», 1900; «Синяя птица», 1908).
Результатом работы по исследованию творческой лаборатории «Писатель - учитель - ученик как звенья одной цепи в процессе изучения классической литературы» стало эффективное освоение учащимися старшей школы предмета «литература», мотивация их к изучению классической литературы не только в рамках школьной программы, но и вне ее.
Творческая лаборатория «Писатель – учитель - ученик» - это один из способов реализации информационно-деятельностного подхода в образовании, это возможность реализации литературного образования на основе полилога писателя, учителя и ученика, это путь к совместному творчеству, успешной учебной деятельности ученика и учителя на уроке. При этом очень важен процесс «вхождения в текст», который предполагает как коллективную деятельность на уроке (проблемные беседы, комментированное чтение, цитирование и т.д.), так и индивидуальную работу учеников (исследовательская работа, индивидуально-проектная деятельность).
Оказавшись в «пространстве текста», ученик «примеряет на себя» и роль автора, и роль любого персонажа произведения, и роль критика, лингвиста, литературоведа, искусствоведа. Он реализует себя, эстетически обогащается, а значит – развивается, взрослеет, получает «путевку в жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Лица и маски М.М.Зощенко. В творческой лаборатории писателя».
Урок разработан для учащихся 2 курса НПО. В ходе урока применяются различные способы и приёмы активизации учащихся: опорный конспект, исценирование рассказа Зощенко, тестирование, работа "малых групп"...
«Кабинет иностранного языка – творческая лаборатория учителя»
Положительная энергетика в моем классе помогает ученикам быстро переключатся на иностранный язык, создает желание изучать его и говорить на нем....
презентация «Кабинет биологии - творческая лаборатория учителя»
Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования...
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Использование ИКТ в процессе обучения английскому языку".
Цель работы лаборатории - повышение профессионального уровня педагогов....
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".
В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Роль мониторинговых обследований в повышении качества образования по предмету".
Мониторинги и ВПР стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Цель лаборатории - развитие методической компетентности педагога как средство создания условий для успешной подготовки учащихся к...
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя)....