ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
статья по физике
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_v_pechati.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА
Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
ТЕМА ОПЫТА. Использование инновационной технологии укрупнения дидактических единиц (блочная система преподавания) в комбинации с элементами других известных технологий в преподавании физики и математики в соответствии с новыми ФГОС и ФОП как средство активизации мыслительной деятельности учащихся и решения ряда других задач обучения.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. Сегодня новые регионы влились в единую систему образования страны, как отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. И мы, учителя, выполняем свой профессиональный долг - учим и воспитываем детей. Однако впереди – решение важных задач развития и трансформации системы образования, повышения качества образовательного процесса, создание системы выявления и поддержки одаренных детей. Ообучающиеся школ присоединенных территорий – дети, прошедшие длительное дистанционное обучение из-за пандемии коронавирусной болезни, следствием чего являются низкий уровень подготовки и слабые знания по ряду предметов, недостаточный уровень развития мышления учащихся. Столкнулись с этим и мы, учителя предметов физико-математического цикла. Поэтому, первоочередная задача, которая встала перед нами, учителями, – за короткий промежуток времени доучить недоученное в период пандемии и дистанционного обучения, и перейти на преподавание по новым ФГОС и ФОП, преследуя задачу повышения эффективности процесса обучения. Эта задача никогда не теряла своей актуальности. А физика и математика – это те предметы, которые, прежде всего, призваны научить мыслить! А значит, развитие мышления обучающихся на этих уроках – одна из первоочередных задач. Сегодня нужны люди, деятельность которых была бы обдуманной и творческой. Поэтому усвоение знаний и развитие познавательных способностей или активизация познавательной деятельности обучающихся - две стороны единого учебного процесса.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В КОМБИНАЦИИ С ДР. В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ.
Эффективность технологии укрупнения знаний была обоснована еще в советское время академиком Эрдниевым П.М. Данная технология в комбинации, например, с облачными технологиями, позволяет за меньший промежуток времени не только овладеть большим объемом знаний, но и значительно активизировать умственные способности обучающихся за счет высвобождения времени, что позволяет разнообразить приемы и методы обучения, виды решаемых задач, а в случае физики – еще и ликвидировать недостаток нехватки оборудования и т.д. Укрупненная дидактическая единица, как отмечают исследователи, - это клеточка учебного процесса, имеющая качества системности и целостности, устойчивости к сохранению во времени и быстрого проявления в памяти, благодаря связям между отдельными элементами знаний. Использование этой технологии в системе позволяет изучать не всего понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в едином, в целом; использовать скрытые резервы мышления, существенно повышающие интерес к предмету и результативность процесса обучения.
НАУЧНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА: общую теоретическую основу опыта укрупнения дидактических единиц в обучении составляют следующие положения.
- ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ - материал вводится крупными дозами (блоками); оформление учебного материала в виде опорных конспектов (ОК).
- ПОСТРОЕНИЕ БЛОЧНОЙ СИСТЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ - тема делится на самостоятельные блоки, каждый из которых изучается по завершенному циклу.
- ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ – многократное повторение через обращение к ОК в той или иной форме, обязательный поэтапный контроль, разработка системы уроков, образующих завершенный цикл по материалу блока, и ОК в соответствии с собственным видением основы материала блока и системы связей в нем – элемент творческой самостоятельности учителя.
- НАЧАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА БЛОКА НА ЗАНЯТИИ – первичное объяснение с опорой на ОК с использованием наглядности (облачные технологии тут прекрасно вписываются, возможности сети Интернет и наличие смарт-доски в кабинете позволяют облегчить решение многих задач обучения); повторное объяснение; сокращенный обзор по ОК; индивидуальная работа с ОК; фронтальное закрепление.
- ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНИХ ЗАДАЧ - измельчение, задается по частям, хотя первичное ознакомление с блоком происходит путем знакомства со всем материалом на первом уроке; обязательна установка: учить теоретический материал в соответствии с ОК, запомнить сам ОК.
-ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БЛОКА(ОТРАБОТКА) – проведение различных типов уроков с целью углубления и расширения знаний, решение различных видов задач – качественных, расчетных, экспериментальных и т.д. с целью развития мышления обучающихся, многократное повторение основы через обращение к ОК в той или иной форме.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА.
Результатом систематической и целенаправленной работы по активизации умственной деятельности учащихся при изучении физики и математики является существенная положительная динамика показателя уровня компетентности обучающихся. Уделяя особое внимание работе по выявлению и развитию творческих способностей учеников, работе с одаренными детьми, можно добиться значительного роста заинтересованности обучающихся в изучении даже сложных предметов, научить их получать удовольствие от приобретенных знаний, подготовить немало победителей интеллектуальных соревнований разных уровней. Об этом свидетельствуют мониторинги мотивации обучения.
ОХОТНО ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ С КОЛЛЕГАМИ, МОЛОДЫМИ УЧИТЕЛЯМИ
Я не только систематически применяю описанный опыт в практике своей работы, но и активно распространяю свои идеи, охотно делюсь опытом работы с коллегами, предоставляю консультации. Каждый из своих уроков считаю открытым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичекие материалы из опыта работы учителя технологии и черчения
Качества выполнения графических работ можно добиться, в моем взгляде, путем системной работы. Для учащихся первого года обучения предлагаю после изучения темы «Шрифты» выполнить титульный лист альбома...
Материалы из опыта работы Богдановой Ирины Викторовны учителя русского языка и литературы ГБОУ 456 Колпинского района Спб
Материал содержит ключевые технологии .методы и приемы работы учителя...
Материалы из опыта работы учителя-логопеда
В данном разделе размещены материалы из опыта моей логопедической деятельности (конспекты занятий, планы работы с родителями, учителями, план по самообразованию, рабочие программы индивидуального сопр...
Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)
Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...
Семинар для учителей-дефектологов «От диагностики к развитию». Практические материалы из опыта работы педагогов по изучению познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Семинар для учителей-дефектологов «От диагностики к развитию»....
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
Современные подходы в преподавании математики (сборник материалов из опыта работы учителя математики)
В сборнике представлены статьи, мастер-класс, конспекты урока и внеурочного мероприятия, посвященные обсуждению актуальных вопросов математического образования в школе. Считаю важным научить шко...