Актуальность педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
статья на тему

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.Под педагогическим сопровождением понимается соучастие педагога в деятельности школьника; веру учителя в силы и возможности ребенка; сопереживание успехам и неудачам; создание условий для развития ребенка; оказание помощи в преодолении возникающих трудностей, в процессе вхождения в «зону ближайшего развития». Актуальность профориентационного опыта заключается в разрешении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.

Учитель математики

МОУ с УИОП школы №8

Г.Жуковского

Пулькина Алла Анатольевна

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. В законе от образовании говорится: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;» (273-ФЗ–РФ редакция 2018). Ведущую роль в обеспечении успешной профессиональной ориентации обучающегося должен взять на себя учитель, педагог.

Под педагогическим сопровождением понимается соучастие педагога в деятельности школьника; веру учителя в силы и возможности ребенка; сопереживание успехам и неудачам; создание условий для развития ребенка; оказание помощи в преодолении возникающих трудностей, в процессе вхождения в «зону ближайшего развития».

Актуальность профориентационного опыта заключается в разрешении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения обучающихся. При работе с обучающимися старшей школы педагоги сталкиваются с рядом психолого-педагогических проблем. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества, появлением новых специализаций. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а обучение в вузе также не решает проблемы профессионального выбора. В 2008–2009 годах только 59% выпускников нашей школы определились с выбором профессии, в 2009–2010 году 63%. Трудоустроились не по своей специальности в 2008 –2009 годах 29%  в 2009–2010 годах  25%  выпускников вузов. [Афанасьева Н. В. Твой выбор / СПб.,: Речь, 2007. - 365 с.]

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Федеральным Законом «Об образовании» в нашей стране провозглашен принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. В контексте президентской инициативы «Наша новая школа» одним из приоритетов образования является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам, и предлагается систематизация видов педагогической поддержки и педагогического сопровождения:

Целью педагога в школе является сформировать у подростков основу профессионального самоопределения и создать психолого-педагогические условия для осознанного принятия решения при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности. Для этого необходимо выявить интересы и склонности, способности школьников и формировать практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развить широкий спектр познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; обучить навыкам исследования, самоанализа и рефлексии качеств личности; формировать способность принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, путях получения профессии.

Понятие «педагогическая поддержка» вошло в отечественную педагогику как отражающее особенности работы педагога с проблемами, связанными с образованием детей. Появились сопутствующие понятия – социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, медико-педагогическая поддержка, которые отражают особенности деятельности различных учреждений. Слово «поддержка» выполняет функцию сигнала: здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Предметом педагогической поддержки в основном выступают:

1) трудности, связанные с социальной дезадаптацией;

2) трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профессиональным самоопределением школьников. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Обучающемуся могут потребоваться как педагогическое сопровождение, так и педагогическая поддержка. В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы-педагоги со определенным набором набором функций. Это и диагностика самоопределения учащихся, и выявление образовательных потребностей и запросов школьников. Также учащиеся прибегают к индивидуальному консультированию по вопросам самоопределения. В школах осуществляется проведение элективных курсов, организация и проведение профильных проб. Несомненно, большое значение имеет организация и проведение информационных мероприятий.

Проанализировав сложившуюся в образовании ситуацию, можно прийти к выводу, что особую роль в решении выше указанной проблемы будет играть комплексный подход психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Как показала практика, в нашей школе созданы максимальные условия для профессионального развития личности школьника: предоставляется свободный выбор сфер деятельности, оказывается своевременная помощь и поддержка, учитываются индивидуальные и возрастные особенности личности обучающегося, развивается самостоятельность в преодолении трудностей. Именно в сотрудничестве с педагогами, и в тоже время самое главное самостоятельно, обучающийся в процессе проективной деятельности конструирует свой личный профессиональный план действий, исходя из его конкретных и реальных целей, интересов и способностей, отслеживает направления своего саморазвития, самостоятельно определяет конечный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках профессионального самоопределения подростков

В период взросления подростка перед ним неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. "Кем быть?" этот вопрос становится важным не только для самого обучающегося , но и для окр...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Информационное сопровождение как способ профессионального самоопределения обучающихся

Описание работы по теме: Информационное сопровождение как спосою профессионального самоопределения обучающихся...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...

Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников

Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школь...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Представление результатов работы по развитию профориентационной деятельности в образовательной организации...