Информационное сопровождение как способ профессионального самоопределения обучающихся
материал
Описание работы по теме: Информационное сопровождение как спосою профессионального самоопределения обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационное сопровождение как способ профессионального самоопределения обучающихся
В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.
Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Мы остановимся на информационном сопровождении, так как в современном мире огромное изобилие информации по данному направлению. Кто, как не классный руководитель, сможет направить обучающихся на правильный отбор информации. Именно классный руководитель является центральной фигурой в системе профориентационной работы в школе , так как он координатор всех воспитательных воздействий в классе.
При этом следует помнить, что усвоение учащимися любой информации и в частности профориентационного характера становится эффективным только при соблюдении определенных условий. Во-первых, необходимо сформировать положительное отношение обучающихся к восприятию профинформационного материала. Для этого важно, чтобы информация, которая предлагается ученикам, была согласована по содержанию и формам подачи с возможностями их восприятия и анализа. То есть речь идет о такой подаче информационного материала, который соответствует познавательным возможностям обучающихся. Что же необходимо для того, чтобы информационное сопровождение способствовало формированию осознанного, устойчивого и адекватного отношения учащихся к любой профессии? Нужно соответственно построить этот информационный материал. Он, прежде всего, должен быть не только доступным пониманию учащихся, но и объективным и всесторонним. Формы его подачи нужно достаточно разнообразить, чтобы обеспечить активизацию восприятия и умственную деятельность учащихся. Этой цели соответствуют различные формы организации информационного сопровождения. К ним можно отнести:
- Профессиограммы. Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
- Экскурсии. Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них.
- Встречи со специалистами по различным профессиям. Это направление деятельности предполагает общение школьников с представителями различных профессий, учебных заведений, предприятий. На такую встречу можно пригласить выпускников школы, которые уже получили профессию и сделали успешную карьеру. Можно также попросить прийти родителей или других родственников учащихся, которые могут увлекательно рассказать о своей профессии и карьерном росте. Интересно было бы организовать встречи с семейными трудовыми династиями.
- Классные часы. При проведении классных часов по профориентации могут использоваться такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов.
- Профориентационные уроки. Профориентационные уроки призваны помочь школьникам в определении жизненных профессиональных планов, в прояснении временной перспективы будущего, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.
- Интернет источники. Интернет несет огромное количество информации, но необходимо эту информацию пускать в нужное русло. С помощью интернета можно найти огромное количество информации о профессиях, их особенностях, протестировать себя на склонности к каким-либо профессиям. Мы активно пользуемся следующими интернет ресурсами: банк интерактивных профессиограмм, профориентатор (профориентационный портал Кузбасса), профвыбор.
Актуальность профориентационной деятельности школы, а в частности классного руководителя, очевидна. Грамотное информационное сопровождение профессионального самоопределения детей позволяет решать многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Очевидно, что если профессиональная перспектива реальна и привлекательна для учащегося, то это обережет многих подростков от необдуманных шагов и «соблазнов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"
Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...
План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год
Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...
Актуальность педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.П...
Доклад"Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в коррекционных школах VIII вида".
В нашей Уруссинской школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития. Для обучающихся данного учреждения характерно низкий уров...
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...
Театр моды, как эффективный способ профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Расширение коррекционной развивающий среды для социализации, и профессионального самоопределения обучающихся с ментальными нарушениями...