Личностно-ориентированное развивающее обучение – основа образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
статья на тему

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы

личность обучаемого.Учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого. Поэтому личностно-ориентированный подход является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное развивающее обучение – основа образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

Задача педагога -  раскрыть индивидуальные особенности и возможности каждого ученика и умело использовать их при обучении и воспитании.

Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

В ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

Образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Позиция педагога: инициирование субъективного опыта учения;

развитие индивидуальности каждого ребенка;

признание индивидуальности, самобытности, самоценности  каждого человека.

Позиция ученика: свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

самопознание, самоопределение, самореализация.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы

личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.

Учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.

Личностно-ориентированный подход является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности данной возрастной группы, в том числе посредством адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения. В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения.

Ученик «новой школы» - инициативный, активный ребенок, учеба которого проходит не только «за» школьной партой. В его развитии активную роль играют школьный психолог и социальный педагог, педагоги дополнительного образования. В их активе — занятия внеурочной деятельностью, тренинги, проектная работа и т.д. Несмотря на то, что личностные результаты образования не учитываются, они будут видны по поведению ребят, степени зрелости их суждений. Стандарт ориентирует на то, чтобы в центре внимания школы была личность каждого ребенка, ведь в основе образования сегодня лежит личностно — ориентированный подход. Стандарт предполагает, что учебный процесс в каждом классе строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, уровня продвижения в освоении предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Мастер-класс по теме "Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты".

Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова...

Методические особенности обучения решению задач с параметрами в условиях перехода к новым образовательным стандартам

Проектирование многоуровневой системы задач по теме:«Решение квадратных уравнений, неравенств и систем с параметром» в соответствии с требованиями ФГОС...

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.  «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...

Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»

  Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает ...

Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:·         создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...