Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»
статья на тему
Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на тему перехода на новые стандарты в соответствии СФГОС | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.
Доклад на тему:
«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»
Выполнила: Трегубова О.Г.
воспитатель
2015 г.
Потенциал развивающего образования оценивается с точки зрения перспектив личностного роста его субъектов - детей и взрослых. Обеспечение личностного роста полагается в качестве цели развивающего образования по новым государственным стандартам третьего поколения. Существуют как минусы, так и плюсы, появившиеся в связи нововведений в структуре образовательного процесса. Главная сложность состоит в том, чтобы в новых условиях не только сохранить, но и даже усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении. Образование рассматривается как уникальная и единственная форма обращения гражданского общества к растущему человеку как к личности. Такой взгляд лежит в основе новой философии образования.
Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
В личностно-ориентированном образовании обучающийся - главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированное образование подразумевает:
1) ориентацию на обучение, воспитание, развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных, образовательных потребностей; ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
2) распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Прежде чем говорить об особенностях ФГОС основного общего образования, необходимо отметить, что он является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.
В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения.
Ученик «новой школы» - инициативный, активный ребенок, учеба которого проходит не только «за» школьной партой. В его развитии активную роль играют школьный психолог и социальный педагог, педагоги дополнительного образования. В их активе — занятия внеурочной деятельностью, тренинги, проектная работа и т.д. Стандарт ориентирует на то, чтобы в центре внимания школы была личность каждого ребенка, ведь в основе образования сегодня лежит личностно — ориентированный подход.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
-оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
-отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Новым стандартом в школу введена внеурочная деятельность. Она организуется по разным направлениям развития ребенка: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное. Это значит, что дополнительной формой образования становятся: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно — полезные практики и т.д.
Все эти направления на протяжении многих лет реализуются на базе нашей школы. На основании этого мы можем говорить о том, что в данной деятельности у нас существует достаточно наработанная база.
Чередование учебной и внеурочной деятельности делает образовательный процесс интересным, обеспечивает комплексный подход в получении образовательных результатов.
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Мастер-класс по теме "Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты".
Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова...
Методические особенности обучения решению задач с параметрами в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Проектирование многоуровневой системы задач по теме:«Решение квадратных уравнений, неравенств и систем с параметром» в соответствии с требованиями ФГОС...
Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...
Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:· создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...
Методические особенности решения квадратных неравенств с параметром в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Методические разработки...
Личностно-ориентированное развивающее обучение – основа образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системыличность обучаемого.Учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной си...