Системно-деятельностный подход на уроках физики и математики
статья на тему
В статье рассмотрены пути повышения мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx | 710.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Сафоновский детский дом-школа»
Учитель физики
высшей категории
Попова Е.А.
Сообщение
на заседании МО учителей математики, информатики, физики
«Системно-деятельностный подход на уроках физики и математики»
2017 год
Потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход.
Приведу пример применения системно-деятельностного подхода на уроках физики.
Я не буду подробно останавливаться на структуре урока в технологии системно-деятельностного подхода, об этом знают все, однако на основных этапах данного урока мне все же хотелось бы сделать акцент (слайд):
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Вот ещё один пример использования данной технологии на уроке математики.
Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать обучающиеся.
Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание обучающиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.
В таком случае обучающиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.
Повторюсь, ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
В качестве примера приведу фрагменты ещё нескольких уроков. Изучение теории – один из наиболее трудных вопросов преподавания математики.
- Теорема Виета. (8 класс) В начале урока обучающимся предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и найти сумму и произведение его корней. В результате выполнения такого задания по нескольким уравнениям приходим к формулировке данной теоремы.
- При изучении темы «Взаимно обратные числа» (6 класс) ученики находят произведение взаимно обратных чисел. В ходе выполнения нескольких заданий ученики сами делают вывод и формулируют определение данных чисел.
- На уроке геометрии (7 класс) ученики рассматривают несколько видов треугольников, при помощи транспортира измеряют углы и в результате работы делают вывод о сумме углов треугольника.
В результате выполнения подобных заданий у обучающихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.
Позиция учителя должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать понятия, создавать модели реальных ситуаций, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями (слайд):
- восприятие информации;
- анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
- запоминание (создание образа);
- самооценка.
Согласно системно-деятельностному подходу, обучающиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки обучающимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Литература
- Асмолов А.Г. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Творогова Г.А. Системно – деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.
- Выступление на МО Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике, в рамках ФГОС нового поколения, Пахмутова О. П., МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 г. Йошкар-Ола»
- Презентация на тему «Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики», П.В. Цыганкова, преподаватель СОИРО г. Смоленск, 2015г.
- Презентация на тему «Основные требования ФГОС к современному преподаванию и моделирование занятия», В.М. Петруленков, профессор СОИРО г. Смоленск, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе
Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики
В разработке представлено обобщение опыта по реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики...
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Ярким примером в этом ряду является тема «Сила трения». Для того, чтобы заин...
Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"
Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...
Системно- деятельностный подход на уроках физики
Из опыты работы учителя физики ...
Системно-деятельностный подход на уроках физики.
Единственный путь, ведущий...