Системно-деятельностный подход на уроках физики и математики
статья на тему

Попова Е. А.

В статье рассмотрены пути повышения мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx710.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Сафоновский детский дом-школа»

        Учитель физики

высшей категории

Попова Е.А.

Сообщение 

на заседании МО учителей математики, информатики, физики

«Системно-деятельностный подход на уроках физики и математики»

2017 год

Потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход.

Приведу пример применения системно-деятельностного подхода на уроках физики.

           Я не буду подробно останавливаться на структуре урока в технологии системно-деятельностного подхода, об этом знают все, однако на основных этапах данного урока мне все же хотелось бы сделать акцент (слайд):    

  • учитель создает проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.

Вот ещё один пример использования данной технологии на уроке математики.

Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны  сделать обучающиеся.                                                                                                    

Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание обучающиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.

        В таком случае обучающиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.

Повторюсь, ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

В качестве примера приведу фрагменты ещё нескольких уроков. Изучение теории – один из наиболее трудных вопросов преподавания математики.

  • Теорема Виета. (8 класс) В начале урока обучающимся предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и найти сумму и произведение его корней. В результате выполнения такого задания по нескольким уравнениям приходим к формулировке данной теоремы.
  • При изучении темы «Взаимно обратные числа» (6 класс) ученики находят произведение взаимно обратных чисел. В ходе выполнения нескольких заданий ученики сами делают вывод и формулируют определение данных чисел.
  • На уроке геометрии (7 класс) ученики рассматривают несколько видов треугольников, при помощи транспортира измеряют углы и в результате работы делают вывод о сумме углов треугольника.

В результате выполнения подобных заданий у обучающихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

Позиция учителя должна быть такова: к классу  не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать понятия, создавать модели реальных ситуаций, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.

        Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями (слайд):

  • восприятие информации;
  • анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение,  осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
  • запоминание (создание образа);
  • самооценка.

Согласно системно-деятельностному подходу, обучающиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего  - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки обучающимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

        

Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  3. Творогова Г.А. Системно – деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.
  4. Выступление на МО Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике, в рамках ФГОС нового поколения, Пахмутова О. П., МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 г. Йошкар-Ола»
  5. Презентация на тему «Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики», П.В. Цыганкова, преподаватель СОИРО г. Смоленск, 2015г.
  6. Презентация на тему «Основные требования ФГОС к современному преподаванию и моделирование занятия», В.М. Петруленков, профессор СОИРО г. Смоленск, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики

В разработке представлено обобщение опыта по реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики...

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»

Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Ярким примером в этом ряду является тема «Сила трения».  Для того, чтобы заин...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...