Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики
учебно-методический материал по физике на тему

Второва Ирина Вячеславовна

В разработке представлено обобщение опыта по реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы

по обобщению опыта

по теме «Реализация системно-деятельностного

 подхода на уроках физики»

Второвой Ирины Вячеславовны

учителя физики

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новопоселковская средняя общеобразовательная школа

имени И.В. Першутова» Ковровского района

2018 год

Содержание

  1. Раздел I.  Информация об опыте …………………………………….  2  
  1. Условия возникновения и становления опыта……………………... 2
  2.  Актуальность опыта ………………………………………………... 3
  3.  Длительность работы над опытом ………………………………… 3
  4. Диапазон опыта …………………………………………………….. .5
  5. Ведущая педагогическая идея ……………………………………… 5
  6. Новизна опыта ………………………………………………………..6
  7. Условия реализации опыта …………………………………………..6
  1. Раздел II.  Теоретическая база опыта ………………………………..6
  1. Цели и задачи ……………… 7
  2. Дидактические принципы системно – деятельностного подхода .. 8
  3. Основные технологии ………………………………………………  9
  4. Типология уроков в дидактической системе деятельностного

Метода ………………………………………………………………  10

  1. Критерии результативности урока ………………………………… 15
  2. Результаты применения   системно-деятельностного подхода …..  17    
  3. Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании ………………………………………………………… 18
  1.  Раздел III. Практические основы опыта …..………………………  19
  2.  Раздел IV. Результаты опыта ………………………………………..  26              
  3.  Используемая литература …………………………………………… 29
  4. Приложения ……………………………………………………………. 30
  1. Приложение 1 ………………………………………………………    30
  2. Приложение 2 ……………………………………………………...     36
  3. Приложение 3 ………………………………………………………    48
  4. Приложение 4 ……………………………………………………        49
  5. Приложение 5 ………………………………………………………    60
  6. Приложение 6 ………………………………………………………    64
  7. Приложение 7……………………………………………………….    68
  8. Приложение 8……………………………………………………….  137
  9. Приложение 9 ………………………………………………………  137

Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода

на уроках физики и во внеурочной деятельности обучающихся».

РАЗДЕЛ I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

                                                                        “Я слышу - я забываю,

я вижу - я запоминаю,

я    делаю – я усваиваю”                                                                                            

(китайская народная мудрость).

Опыт работы по данной теме возник и развивается в настоящее время в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Новопоселковская средняя общеобразовательная школа имени И.В. Першутова" Ковровского района с сентября 2015 года, когда школа, в которой я работаю учителем физики,   приступила к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Стандарт второго поколения – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт должен отвечать на следующие четыре вопроса: Ради чего учить?  Чему учить?  Как учить?

       Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.  Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания.  

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Это заставляет нас, учителей основной и старшей школы, задуматься о том, как учить и чему учить. В основе Стандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход.

Таким образом, на этом этапе моей педагогической  работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса на уроках физики и во внеурочной деятельности в условиях перехода на новые ФГОС.  Поэтому и возникла тема моей работы: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики».

Самое главное, что, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему обучения, а преобразовывает её.

Актуальность данной темы непосредственно связана с переходом на ФГОС второго поколения.

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!

А учит ли этому школа?

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

  Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

  Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики - знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не открыть.

        Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей-предметников  системно-деятельностного  подхода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.

         Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

 Работая над темой, были поставлены задачи:

- познакомиться с инновационными процессами в образовании;

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

- изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;

- увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;

систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;

- создать рабочие программы по физике, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)

- обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;

- включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;

      Длительность работы над опытом

Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

I этап – с сентября 2015 года по сентябрь 2016 года

 - обнаружение проблемы;

- изучение литературы по теме опыта;

 - создание рабочих программ по физике, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)

- изучение современных средств, методик и технологий обучения.

II этап – с сентября 2016 года по май 2017 года

  - разработка системы использования средств, форм и методов  системно-деятельностного подхода обучения  младших школьников;

 - изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме;

- опытная работа по внедрению форм и методов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса на уроках физики;

(апробация приёмов и методов реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики).

III этап – с сентября 2017 года по май 2018 года

 - проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;

Диапазон опыта представляет собой систему урочной   деятельности учителя по реализации системно – деятельностного подхода на уроках физики.

Ведущая педагогическая идея – организация познавательного

процесса на уроках физики и руководство им.

Новизна опыта 

Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения  федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме  использовать в своей работе системно-деятельностный подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

Условия реализации опыта

      Данный опыт может быть реализован в любом общеобразовательном учреждении.

Раздел II

Теоретическая база опыта.

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных учебных действий (далее УУД), обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Педагогическая  наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Свою задачу как учителя физики я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Что же представляет собой системно-деятельностный подход в обучении?

2.1 Цели и задачи системно – деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.

  • Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
  • Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
  • Индивидуальный подход к ученикам.
  • Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
  • Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

2.2 Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.

1) Принцип деятельности. 

Системно - деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.

2) Принцип системности.

Второй важнейший принцип системно - деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.

3) Принцип минимакса. 

Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

4) Принцип психологического комфорта.

Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию

5) Принцип творчества.

Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.

Таким образом, в основе педагогических приемов и  техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества.

2.3 Основные технологии. 

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии.

На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода:

  1. Проблемно-диалогическая технология.

Данная технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока, и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.

    2) Технология оценивания.

Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.

    3) Технология продуктивного чтения.

Данная технология позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.

Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

2.4 Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.  уроки «открытия» нового знания;

2.  уроки рефлексии;

3.  уроки общеметодологической направленности;

4.  уроки развивающего контроля.

1) Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока обретения новых знаний:

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.

2) Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

3) Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

4) Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Применение системно - деятельностного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов:

1) Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.

2) Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.

3) После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.

4) На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика.

5) На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.

6) Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям.

7) В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.

Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами

2.5 Критерии результативности урока.

Для построения урока в рамках ФГОС понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1.  Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)

3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.  Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.  Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

        В соответствие с вышесказанным, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. 

Требования к современному уроку:

Этапы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами.

2.6 Результаты применения системно -  деятельностного подхода.

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях. Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

2.7 Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании 

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.

Раздел III

Практические основы опыта

         Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно - деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать.

        Цель моей педагогической деятельности – разработка и внедрение

 методического  обеспечения и условий для формирования универсальных учебных действий     у учащихся основной и старшей школы через использование системно - деятельностного          подхода на   уроках физики.

        Суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на каждом уроке я создаю «учебную ситуацию» и ставлю эту ситуацию в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения. Включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

Использую два пути реализации системно-деятельностного подхода:

1) проведение творческих уроков, на которых учащиеся сами

добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;

2) введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных

творческой познавательной деятельности учащихся.

Для реализации системно-деятельностного подхода на своих уроках физики я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии, в частности, использование мультимедийного проектора, компьютеров. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить интерес к изучаемой теме.

         Для реализации деятельностного подхода использую:

1) Для психологического настроя и мобилизующего начала урока – «исходную мотивацию» - высказывания великих, эпиграфы урока, пословицы, поговорки, загадки, относящейся к теме урока, разгадывания кроссворда учащимися и т.д. Приложение 1.

2) Для мотивации к учебной деятельности – создание проблемной ситуации путём:

  • постановки без комментариев (молча) опыта, дающего

неожиданный эффект, а затем — вопрос: «Чем это вызвано?»;

  • демонстрационного эксперимента и просьбой объяснить его результат «Почему произошло так?»;
  • фронтального эксперимента;
  • постановки проблемных вопросов;
  • связи изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
  • показ недостаточности имеющихся знаний;
  • использование сравнений;
  • привлечение занимательных опытов;
  • показ фрагмента видеофильма;
  • использование игровых ситуаций и др. Приложение 2.

3) Для актуализации знаний и фиксирования индивидуальных затруднений – интерактивные задания, физические диктанты, тесты и др. Приложение 3.

4) Для согласования темы урока и постановки целей урока – кроссворды, физические пазлы, физическое лото, планы ответов и др. Приложение 4.

5) Для решения проблемной ситуации – групповая работа по проведению фронтального эксперимента, работы с текстами физического содержания, работы с учебником и др. Приложение 5.

6) Для первичного закрепления – интерактивные задания с помощью программы learningapps.org и PowerPoint , компьютерные тесты MyTest и др. Приложение 8.

Технологию опыта хочу представить на примере уроков открытия нового знания. Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: Приложение 6.        

Содержание учебного материала (чему учить), личностные,

метапредметные и предметные результаты обучения при изучении каждой

темы и основные виды учебной деятельности учащихся сформулированы в

рабочей программе. Приложение 7.

Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики, продемонстрирую на примере урока изучения нового материала по теме “Магнитное поле и его свойства” (8 класс).

К моменту изучения темы “Магнитное поле и его свойства”, восьмиклассники из курса природоведения уже знают том, что магнитное поле существует вокруг постоянных магнитов – естественных и искусственных, знают свойства взаимодействия магнитов: одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые полюсы – притягиваются. Но они не знают того, что магнитное поле существует также вокруг проводников с током.

Образовательная цель урока состоит в том, чтобы

  • сформировать представление о магнитном поле как об основном из видов материи;
  • раскрыть свойства магнитного поля тока;
  • ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;
  • раскрыть правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока, витка с током и соленоида.

На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты. В качестве эпиграфа озвучиваются слова Конфуция:

“Три пути ведут к знанию:

  • путь размышления – это путь самый благородный,
  • путь подражания – это путь самый легкий,
  • и путь опыта – это путь самый верный”.

В ходе урока учащиеся воспользуются тремя путями, которые ведут к знанию, по мнению философа. Но какой путь для него самый приемлемый, каждый для себя определит сам. Задача учителя на этом этапе состоит в создании положительной эмоциональной направленности у учащихся, включении их в деятельность, выделении содержательной области.

На 2 этапе урока “Актуализация знаний” (стадии активизации мыслительной деятельности) идёт повторение изученного материала в форме индивидуального и фронтального опроса необходимого для “открытия нового знания”. Продолжительность этапа 6 минут.

В конце второго этапа ставится проблемная ситуация и выявляются затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учащимся задаются вопросы:

1. Дома идёт ремонт. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки?

2. На полу под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума?

Они выдвигают гипотезы, и убеждаются, что прежних знаний недостаточно для решения проблемы.

На 3 этапе урока “Постановка учебной задачи” (стадии вызова) обсуждаются затруднения, и учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цель урока, при этом учитель может дополнить её. Продолжительность этапа 5 минут.

На 4 этапе урока “Открытие нового знания” (стадии восприятия) создаётся проект решения проблемы. Продолжительность этапа 13 минут.

Учащиеся повторяют опыт Эрстеда, пытаются объяснить наблюдаемое явление.

Учитель озвучивает эпиграф к коллективной исследовательской работе:

“Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую – что ж?
Изба светлее стала. 
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два”.

Даёт задание провести коллективное исследование “Изучение спектров магнитных полей прямого тока, витка с током и соленоида”

Учитель координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и демонстрирует результат коллективного исследования на интерактивной доске.

Учащиеся схематически изображают магнитные линии прямого тока, витка с током и соленоида у доски и в тетрадях.

Задача учителя на этом этапе урока заключается, в том, чтобы не давать новые знания в готовом виде, а организовать работу учащихся так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В конце этого этапа учащиеся озвучивают различные возможные способы решения проблемы и выбирают из них наиболее оптимальный – использование компаса, определяют, в каком случае стрелка компаса будет отклоняться сильнее. Учитель формулирует правило буравчика для определения направления линий магнитного поля прямого тока и правило правой руки для определения направления линий магнитного поля витка с током и соленоида.

На 5 этапе урока “Здоровьесберегающая пауза” (стадия расслабления) учащиеся выполняют электронную физкультминутку для глаз. Продолжительность этапа 2 минуты.

На 6 этапе урока “Первичное закрепление” (стадия осмысления) учащиеся в парах решают качественные графические задачи на применение правила буравчика и правой руки для определения направления магнитных линий. В процессе первичного закрепления задачи решаются с комментированием: учащиеся проговаривают новые правила в громкой речи. Продолжительность этапа 6 минут.

На 7 этапе урока “Контроль знаний” (стадия осмысления) с целью проверки усвоения новой темы, учащиеся выполняют задания физического диктанта, проговаривая новые правила про себя, и осуществляют взаимопроверку в парах. Выставляют отметки. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку.

 Физический диктант включает 5 типовых заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 6 минут (включая взаимопроверку по эталону). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. По окончании диктанта учитель вновь демонстрирует плакаты диктанта, и озвучиваются правильные ответы. Предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного (“5”), желтого (“4”) или зеленого (“3”) цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся.

На 8 этапе урока “Рефлексия деятельности” (стадия итога урока) учащиеся проводят самооценку своей деятельности и всего класса. Продолжительность этапа 3 минуты. Учитель обращается к учащимся с вопросами:

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что вы поняли?

3) Чему вы научились?

4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек - красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета и объявляет отметки за работу учащихся на уроке.

На 9 этапе урока “Задание на дом” (заключительная стадия), продолжительностью в 2 минуты, кроме задания по учебнику и сборнику задач, предлагается выполнение творческого задания: придумать свою задачу по теме; сделать презентацию о магнитном поле небесных тел, применении электромагнитов, жизни и творчестве Ампера, Эрстеда, о влиянии магнитного поля на человека.

Реализацию системно – деятельностного подхода при введении в традиционный урок фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, продемонстрирую на примере урока физики в 8 классе по теме: «Действия электрического тока». Приложение 9.

Из сказанного видно, что системно-деятельностный подход реально приходит в образование, с его помощью мы решим такой сложный вопрос, как научить учиться. И хотя подготовка к таким урокам, несомненно, занимает больше времени, но результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается теоретическое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества.

Считаю, что достоинством системно - деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.

        Закончить хочется японской пословицей:

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;  а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».

Раздел III

Результативность опыта.

Критерием результативности опыта в организации работы по реализации на уроках физики системно – деятельностного подхода являются качество знаний и степень обученности по предмету, активность участия учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, достижения обучающихся в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, выбор предмета на итоговую аттестацию,  а также результаты итоговой аттестации.

Активность участия в конкурсах и олимпиадах

Название конкурса

Количество участников

2016-2017

2017-2018

КИТ

0

5

Всероссийская олимпиада школьников

1

3

Районная научно-практическая конференция

1

0

Школа олимпийского резерва.

0

1

Участие в конкурсах и олимпиадах

п/п

Фамилия Имя

Год

Название конкурса, олимпиады

Занятое место (присвоенное звание)

1

Зайцева Екатерина

2017-2018

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный этап

1 место

2

Беляков Владислав

2017-2018

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный этап

2 место

3

Мушаев Роман

2016-2017

Районная научно-практическая конференция школьников «Наука. Творчество. Успех»

Участник

4

Мушаев Роман

2016-2017

Региональный конкурс научно-технического творчества «Юные техники и изобретатели»

Участник

5

Зайцева Екатерина

2017-2018

Обучение в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного

Профессионального образования Владимирской области  "Владимирский институт развития образования имени

Л. И. Новиковой". Школа олимпийского резерва.

Свидетельство

6

Казакова Алина

2017-2018

Всероссийский конкурс «КИТ»

3 место в районе

Качество знаний и степень обученности учащихся по физике

Класс

Успеваемость

Качество знаний

СОУ

2016-2017

2017-2018

2016-2017

2017-2018

2016-2017

2017-2018

7

100

100

25

33,3

43

45,3

8

100

100

47

50

53

56,75

9

100

100

31

35,71

47

53,71

10

100

100

-

-

67

67

11

100

100

-

-

57

57

Выбор предмета на итоговую аттестацию

Класс

2016-2017

2017-2018

9

1

0

11

-

1

Результаты итоговой аттестации

Класс

2016-2017

2017-2018

9

«3»

0

11

-

44 балла

Используемая литература.

1. Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования в сельской школе //

Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8

2. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/.

5. “Проектирование современного урока физики на основе системно-деятельностного подхода” http://www.pandia.ru/text/78/190/56972.php.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.

7. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения»,

Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

8. Л.Г. Петерсон Деятельностный метод обучения

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

9. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Сущность реализации системно-деятельностного подхода - не вводить знания в готовом виде, а организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и ...

Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо с...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»

Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Ярким примером в этом ряду является тема «Сила трения».  Для того, чтобы заин...

Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.

У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...