«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»
план-конспект урока по физике (7 класс)
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Ярким примером в этом ряду является тема «Сила трения». Для того, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызывать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины.
Данная работа в основной своей части содержит подробную разработку урока физики в 7 классе «Сила трения», список использованной литературы, а также самоанализ урока в заключении работы и подробную технологическую карту урока с описанием способов деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-s | 107.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Полубарьева Елена Анатольевна
ГБОУ Школа №1636 «НИКА» учитель физики
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»
Содержание
Пояснительная записка____________________________
Основная часть – разработка урока «Сила трения»_____
Список литературы_______________________________
Пояснительная записка
Применение инновационных технологий – одно из важнейших условий повышения качества образования.
Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой личностное развитие, которое достигается на уроках, если поставлены цели:
-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы,
- способствовать развитию умения сопоставлять факты,
- развивать исследовательские и творческие навыки;
- создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу,
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Ярким примером в этом ряду является тема «Сила трения». Нужна только соответствующая методика преподавания. Для того, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины.
В свете вышесказанного большое значение приобретает использование на уроках:
- игровых технологий;
- проблемного обучения;
- групповых технологий;
- дифференцированного обучения.
Грамотное сочетание этих методов и приемов обучения и составляет философию образования, которая называется системно-деятельностный подход. Он в полной мере дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
На основании вышеизложенного считаем, что на примере урока физики «Сила трения» можно в полной мере показать реализацию системно-деятельностного подхода в рамках обучении по ФГОС основного общего образования, что и является целью нашей работы.
Данная работа в основной своей части содержит подробную разработку урока физики в 7 классе «Сила трения», список использованной литературы, а также самоанализ урока в заключении работы и подробную технологическую карту урока с описанием способов деятельности учителя и обучающихся на уроке (см. приложение).
Основная часть
Разработка урока «Сила трения»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель темы | Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации. |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Сформировать представлений о силе трения; Изучить причины и виды трения; Выявить природу силы трения; Экспериментально установить, от чего зависит сила трения. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание из предлагаемой информации, находить в ней ответы на поставленные вопросы и излагать его; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе. Представлять результаты работы в виде четко сформулированных выводов. Личностные результаты: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | Формируемые УУД |
Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, приводить доказательства. 2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерам: учителем, членами группы при взаимообучении. | |
Основные понятия | Сила, сила трения, причина трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности, |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Парная Фронтальная Индивидуальная | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, деревянные цилиндры) диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс» |
Ход урока
1.Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Учитель: Ребята, наш урок начнем с загадки:
Против лома нет приёма,
Если только другой лом.
Мерой действия приёма
Мы её всегда зовём.
В ньютонах выражается,
А как же называется?
Обучающиеся: Это – сила!
Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку?
Предполагаемые ответы детей: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы.
2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания)
Фронтальный опрос
Что же такое сила?
К чему приводит действие силы?
Почему изменяется скорость движения тела?
Какие силы мы уже знаем?
Укажите название прибора для определения силы
Укажите единицы измерения силы
Какие силы действуют на тело, лежащее на столе?
Со стороны какого тела действует сила тяжести?
Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.
Как действует сила упругости и куда она направлена?
Что понимают под весом тела?
В чем различия между силой тяжести и весом тела?
3.Изучение нового материала
1) Постановка целей и задач урока
Постановка проблемы:
Задание на 1 минуту с последующей проверкой у доски.
Учитель: Шайба, по которой ударили клюшкой, катится по гладкому льду. В тетрадях изобразить силы, действующие на шайбу.
Далее – выходит ученик и изображает на готовом рисунке силы, действующие на шайбу: силу тяжести и силу реакции опоры (льда).
Вопросы учителя к классу:
- Как направлены данные силы?
- Как движется шайба: по вертикали или по горизонтали?
- Что в таком случае можно сказать о равнодействующей сил тяжести и реакции опоры?
- Будет ли шайба двигаться вечно?
- Если её скорость по горизонтали меняется, то в результате какого явления?
Учитель: Итак, остановка движущегося по поверхности тела – это один из результатов действия силы трения.
- Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?
Далее – заслушивание ответов обучающихся.
Учитель обобщает ответы детей: Целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения, её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения; рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения; определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.
Запишите в тетрадь число и тему урока «Сила трения». По ходу урока делайте записи выводов в тетрадь.
2) Открытие новых знаний
Фронтальный эксперимент № 1 Наблюдение явления трения. (Работа в парах)
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, цилиндр и деревянная доска.
Учитель: Перед вами на столе лежит динамометр, деревянный брусок, цилиндр и деревянная доска. Деревянный брусок толкните по деревянной доске, сначала по одной стороне доски, затем по другой и наблюдайте за его движением. Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
Что вы можете сказать о скорости движения тела?
Как она изменялась в опытах?
Какая сила возникает?
В результате чего она возникает?
Вывод: при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Сила трения векторная величина, обозначается Fтр
Фронтальный эксперимент № 2. Выяснение причин возникновения трения (Работа в парах)
Оборудование: две стеклянные пластины, стакан с водой, пипетка, кусочки наждачной бумаги.
Учитель:
Возьмите две стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой.
Что вы наблюдаете?
Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт.
Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Возьмите два кусочка наждачной бумаги, проведите один по другому.
Назовите причины возникновения трения.
Вывод: причины возникновения трения:
Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел
Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
Фронтальный эксперимент № 3. Определение направления и значения силы трения (Работа в парах)
Оборудование: динамометр, деревянный брусок с крючком
Учитель:
Равномерно перемещаем динамометр с прикрепленным к нему бруском вдоль доски, динамометр покажет силу, действующую на брусок. Так как движение равномерное, то можно утверждать, что приложенная к бруску сила упругости пружины динамометра равна по модулю силе трения.
Измерим силу трения.
На брусок поставим гирю массой 100 г, увеличим силу, прижимающую брусок к столу, измерим силу трения.
Вывод: динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения. Таким образом, сила трения направлена в сторону, противоположную движению, имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.
Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления
Fтр = μmg
Коэффициент пропорциональности μ называется коэффициентом трения, он зависит от материалов соприкасающихся поверхностей.
Физ. минутка
Презентация материала о видах силы трения с последующей беседой по вопросам.
Учитель: Какие виды сил трения существуют в природе?
Сила трение скольжения. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения.
Сила трение качения. Если одно тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения.
Сила трения покоя.
Сила трения покоя препятствует началу движения, но она может служить причиной движения. Благодаря силе трения покоя между подошвой и полом человек может идти, колеса автомобиля двигаться.
Далее – вопросы к классу:
В каких случаях сила трения вредит деятельности человека?
Предполагаемые ответы обучающихся: препятствует движению.
Учитель: Как уменьшить силу трения?
Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники;
Смазка.
Замена трения скольжения трением качения.
Учитель: Всегда ли уменьшение силы трения на руку человеку? Когда её намеренно увеличивают? Приведите примеры.
Предполагаемые ответы обучающихся: трение нужно увеличивать во время гололеда для лучшего сцепления с дорогой, благодаря силе трения покоя вещи остаются на месте, нити в тканях одежды не расползаются и т.д.
Учитель: Сделайте выводы:
Чтобы увеличить силу трения, необходимо …
Увеличить шероховатость трущихся поверхностей.
Наоборот, слишком сильно отшлифовать поверхности.
Учитель: Продолжая экспериментальную часть, самостоятельно определим, от чего еще зависит сила трения, а от чего не зависит.
Фронтальный эксперимент № 4 Определение зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Работа в парах)
Оборудование: динамометр, деревянные бруски с крючками.
Задание: равномерно перемещая динамометр с прикрепленным к нему бруском, по столу, измерьте сначала силу трения бруска о стол в положении плашмя. Далее перемещайте с той же скоростью динамометр с бруском, лежащем на столе другой гранью. Измерьте силу трения. Проделайте опыт в трений раз, положив брусок на стол меньшей гранью. Сделайте вывод.
Вывод: сила трения не зависит от площади соприкосновения тела и поверхности, по которой оно перемещается.
Фронтальный эксперимент № 5 Выяснение зависимости силы трения от нагрузки (работа в парах)
Оборудование: деревянные бруски с крючками, набор грузов по 100г., динамометр.
Задание: измерьте силу трения между столом и ненагруженным бруском, между столом и бруском. На котором стоит 1 груз, 2 груза, три груза. Сделайте выводы:
Вывод: чем больше нагрузка (вес тела), тем больше сила трения.
Какой же дополнительный способ увеличения силы трения вы можете назвать?
- Увеличения нагрузки (веса тела).
4. Закрепление
1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный
опрос в виде качественных задач)
- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?
- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?
2) (Самостоятельная тестовая работа с последующей
взаимопроверкой по эталону)
1. Сила — причина …
A. … только изменения скорости тела.
Б. … только деформации тела.
B. … изменения скорости и деформации тела.
Г. … движения тела.
2. Если тело покоится или движется равномерно, значит …
A. … все силы направлены в одну сторону.
Б. … на него вообще не действуют силы
B. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.
Г. … на него не действуют силы или их действие скомпенсировано
3. Силой трения называют силу …
A. … с которой Земля притягивает к себе тела.
Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.
B. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.
Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.
4. Точка приложения силы трения расположена …
А. … в центре тела.
Б. … в точке контакта двух тел.
В. … в точке действия внешней силы.
Г. … в любом месте тела.
5. Сила трения скольжения направлена …
A. … противоположно движению тела.
Б. … противоположно деформирующей силе.
B. … вертикально вниз.
Г. … влево или вправо.
6. Сила трения зависит от …
A. … нагрузки.
Б. … шероховатости поверхностей.
B. … вида материала контактирующих поверхностей.
Г. … всех вышеперечисленных факторов.
7. Силу трения можно уменьшить …
А. … заменяя качение скольжением
Б. … заменяя скольжение качением.
В. … уменьшая площадь соприкосновения тел.
Г. … увеличивая вес, которым тело давит на опору.
8. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
А….сила трения качения
Б….сила трения скольжения
В….сила трения покоя
Г….все силы трения
9. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
А….увеличивается
Б…. не изменяется
В….уменьшается
Г….нет верного ответа
10. Существует пословица: Корабли спускают, так салазки салом подмазывают. Как при этом изменяется сила трения кораблей о салазки?
А….увеличивается
Б…. не изменяется
В….уменьшается
Г….нет верного ответа
Ответы к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | Г | Г | Б | А | Г | Б | Б | А | В |
Учитель: есть такие, кто:
- ответил на все вопросы верно?
- допустил 1 – 2 ошибки?
- допустил 3 – 4 ошибки?
- 5 и более ошибок?
5.Подведение итогов. Саморефлексия
Учитель: Ребята, составьте синквейн, отражающий вашу деятельность на уроке (предполагается, что обучающиеся уже знают правила составления синквейна)
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Заслушивание синквейнов 2 – 3 учащихся.
Пример синквейна:
1. Сила (трение)
2. Шероховатая, гладкая
3. Препятствует, помогает, изменяет
4. Сила трения препятствует движению
5. Величина (если в пункте 1 было слово сила), явление (если в пункте 1 было слово трение).
Возможно составление более простого синквейна (для менее подготовленных обучающихся), отражающего их отношение к уроку и тем действиям, которые они производили.
1. Урок
2. Интересный, познавательный (необязательны положительные эпитеты)
3. Слушали, экспериментировали, делали выводы.
4. Было очень интересно заниматься
5. Знания
6.Домашнее задание (задаётся дифференцированно)
1) Для ребят, допустивших в тесте 5 и более ошибок
§ 30,31 +вопросы после текста параграфов.
2) Для ребят, допустивших в тесте 3 – 4 ошибки:
§ 30, 31 +
Заполнить таблицу
Вредное действие силы трения | Полезное действие силы трения |
Для ребят, допустивших 1 – 2 ошибки:
§ 30, 31 +
Объясните следующие поговорки.
Пошло дело как по маслу.
Что кругло – легко катится.
Угря в руках не удержишь.
Не подмажешь, не поедешь.
Колодезная веревка сруб перетирает.
5) Для ребят, не допустивших ошибок в тесте:
§ 30, 31+
Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или
«Мир без трения»
Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня познакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.
Список литературы
http://festival.1september.ru/articles/587463/
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2700
http://www.alsak.ru/content/view/439/122/
Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретич. Основы: Учеб пособие для студентов пед. Институтов по физ-мат. Спец. – М.: Просвещение, 1981.
ЛукашикВ.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/сост. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002.
Перышкин А.В.Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013г.
Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике 7 класс. М.: «Вако», 2004.
Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7 класс.: Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2001.
Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл.:/Авт. – сост. А.И. Сёмке – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников
Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Сущность реализации системно-деятельностного подхода - не вводить знания в готовом виде, а организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и ...
Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении
Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо с...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики
В разработке представлено обобщение опыта по реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики...
Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.
У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...