Системно-деятельностный подход на уроках физики.
статья по физике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жукова Галина Ивановна
 

Единственный путь, ведущий

                                     к знанию, - это деятельность.

                                                                                           Бернард Шоу

Сегодня школа готовит учащегося к конкуренции на рынке труда, развивая его способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям, усваивать и применять на практике новые знания, умения и технологии.

    Согласно ФГОС основного общего образования, базирующемуся на системно-деятельностном подходе, нам, учителям, необходимо обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.

Физика – экспериментальная наука. На уроках физики учащиеся приобретают опыт применения таких общенаучных методов эмпирического познания, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную.

«Системно - деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно - деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели .Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности («У меня получится…» , «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова Галина Ивановна

МКОУ «Эртильская СОШ с УИОП» г. Эртиль

« СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УРОКАХ ФИЗИКИ».

                                     Единственный путь, ведущий

                                     к знанию, - это деятельность.

                                                                                           Бернард Шоу

Сегодня школа готовит учащегося к конкуренции на рынке труда, развивая его способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям, усваивать и применять на практике новые знания, умения и технологии.

    Согласно ФГОС основного общего образования, базирующемуся на системно-деятельностном подходе, нам, учителям, необходимо обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.

Физика – экспериментальная наука. На уроках физики учащиеся приобретают опыт применения таких общенаучных методов эмпирического познания, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную.

«Системно - деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно - деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели .Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности («У меня получится…» , «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…»).

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно - деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой.  Обучающиеся систематизируют свои знания, находят выходы из сложившихся ситуаций, самостоятельно занимаются обучением. Они ищут нужную информацию, работают с документацией, таблицами, развивают способность думать, организовывать взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, учатся противостоять неуверенности и сложности, вступать в диалог, сотрудничать, отстаивать свое мнение и договариваться. При выполнении практических и лабораторных работ обучающиеся связывают рассмотренные на уроках модели с реальной жизнью

 При решении задач обучающиеся не только комплексно применяют знания и умения, но и учатся анализировать задачу.  

 На уроках обучающиеся решают практическим путем задачи на выяснение зависимости между величинами (зависимость силы тяжести от массы, от каких величин зависит сила трения или сила упругости и т. д.). Учащиеся в домашних условиях стараются создавать модели молекулы, фонтана, водолаза, шара Паскаля,  компьютерные модели опытов к различным разделам. Кроме этого ребята принимают участие в проектной и исследовательской работе, разрабатывают плакаты, создают презентации. Это позволяет расширить объем информации, самостоятельно осуществить ее поиск и обработку. За  время работы в школе я поняла, что учитель сегодня - это специалист, для которого очень важно уметь выстраивать и перестраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества. Мы не только учим, но и постоянно учимся сами, постоянно находимся в поиске наиболее эффективных методов, приемов и технологий обучения. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности. На мой взгляд, для педагога это задача более сложная, чем обеспечение усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, следовательно, перед каждым учителем стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта. Мне тоже, как педагогу, пришлось решать эту задачу. Одним из направлений обновления содержании физического  образования на современном этапе является усиление методологической составляющей, предполагающей формирование представлений учащихся о методах научного познания и их месте в системе общечеловеческих и культурных ценностей. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию  проектно-исследовательской деятельности учащихся. Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях. Преимуществом системно - деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, в том числе и ИКТ.

 В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь „открыть".  Поэтому научно-исследовательскую работу в школе я рассматриваю так: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения. Таков несложный механизм технологии научно-исследовательской работы в школе. Эту работу  начинаю с первых уроков физики. Например, в теме: “Что изучает физика? Каков путь изменения этого предмета?”, предлагаю  для исследования вопрос: зачем нужно изучать физику? Создаётся, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку.  Мы  совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М. В. Ломоносова: “широко распростирает физика руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные физические  понятия и законы. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности на уроках физики.

           Неотъемлемой частью физики является выполнение лабораторного практикума, на который ложится основная нагрузка по освоению навыков исследовательской работы на уроках физики. Он является сочетанием экспериментальной задачи, расчётной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности.

Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), я  готовлю  учеников к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.    Системно - деятельностный подход на своих уроках физики осуществляю посредством

1 вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность;

2 моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках;

3 использования активных методик.

4 Включаю учащихся в активный процесс познания позволяю нестандартные  формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра.

Считаю, что достоинством системно - деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.

Использование системно - деятельностного подхода позволяет учащимся

работать с современными средствами коммуникации и источниками информации;

критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные суждения;

           анализировать и решать познавательные и практические задачи;

           выполнять творческие работы и исследовательские проекты;

аргументировать защиту своей позиции, оппонировать другому мнению через участие в дискуссиях, диспутах.

Таким образом, использование системно - деятельностного подхода на уроках физики способствует :личностному развитию, социальному развитию ,познавательному развитию ,коммуникативному развитию учащихся .

Наша МКОУ «Эртильская СОШ с УИОП» не первый год является экспериментальной площадкой и ФГОС для нас уже не ново. Третий год я применяю требования второго стандарта на своих уроках физики. На базе нашей школы было состоялось несколько семинаров по ФГОС муниципального и регионального уровня. Мною были проведены уроки в 7 классе по теме « Вес воздуха. Атмосферное давление» и в 8 классе по теме « Испарение и конденсация». Семиклассники , наблюдая за нарушением равновесия весов после выпуска воздуха из воздушного шарика и вытеканием лимонада при открытии пластиковой бутылки, чего не замечалось ,когда последняя была закрыта, в начале урока , делали предположении о теме урока . формулировали его цели. Затем.работая самостоятельно в группах и проводя различные опыты, объясняли всё увиденное существованием веса у воздуха и действие атмосферного давления. Восьмиклассники также  при наблюдении за демонстрацией учителем экспериментов, выдвигали предложения о предстоящей теме урока и его целях. Работая в привычных для них группах и проводя опыты, пришли к выводам о зависимости скорости испарения от температуры, рода жидкости, площади поверхности и наличия потоков воздуха, оформив их в виде презентации. Хотелось бы отметить что восьмиклассники работают уже более слаженно, с заметным интересом быстро и эффективно выполнить предлагаемое и убедиться в правильности своих гипотез. И моя работа уже более очевидна. Так как я проводила уроки у одного и того же класса с интервалом в год.                                      

Помимо занятий в школе учащиеся в моих классах могут проводить исследования в домашней работе. Это стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность. Исследовательские домашние задания снабжаю инструкциями. В домашние задания целесообразно включаю элементы исследования, проведение мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания  исхожу из того, что оно должно быть не тягостным, а интересными, привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оценённым на оценку. Мои учащиеся принимают активное участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов в моей работе по физике.  Конечно, подготовка к таким урокам требует большего времени и труда, но результаты это оправдывают, ведь главной задачей системно - деятельностного подхода является организация учебной деятельности так, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

                                                  Список  литературы:

1. Демидов М.Ю., В.А Коровин..Методический справочник учителя физики/ М.:Мнемозина,2

2. Исследовательская деятельность школьников. URL: http://researcher.ru/UTM/  «»

3.Центр развития исследовательской деятельности учащихся. URL: http://www.redu.ru/

4.Педсовет. URL:  http://pedsovet.org/component/option,co ... temid,

5. Никитаева М.В. Влияние инновационных проектов на социализацию школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3066 (дата обращения: 24.12.2014

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013

7. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе URL:http://festival.1september.ru/articles/527236/(дата обращения: 13.12.2014)

Заявка на участие

Фамилия

Жукова

Имя

Галина

Отчество

Ивановна

Учёное звание, степень

-

Должность

Учитель физики

Место работы

МКОУ «Эртильская СОШ с УИОП»

Домашний адрес

397030 Воронежская обл. г. Эртиль, ул. Крупской, д. 11 «А»

Личный контактный телефон

8 951 541 14 33

E- mail

galochka.zhukova.1967@mail.ru

Название конференции

«ФГОС: эффективные технологии и практика обучения»

Направление работы

Реализация деятельностного подхода на уроках: эффективные приёмы обучения.

Название доклада

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УРОКАХ ФИЗИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...

Системно-деятельностный подход на уроках физики и математики

В статье рассмотрены пути повышения мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики

В разработке представлено обобщение опыта по реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики...

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»

Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Ярким примером в этом ряду является тема «Сила трения».  Для того, чтобы заин...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...