«Языковая среда как эффективное средство развития способностей одаренных детей»
статья на тему
Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Современному обществу нужны талантливые молодые люди, от которых будет зависеть будущее страны. Забота о подрастающем поколении – это задача номер один. Поэтому поиск и поддержка талантливых, одаренных детей является одной из приоритетных задач нашей гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Языковая среда как эффективное средство развития способностей одаренных детей»
Пуговкина Наталья Анатольевна
учитель немецкого языка
МБУ гимназии №38
8937233 8390
pugovkina38@gmail.com
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность
образоваться и развиться.
А.Бебель
Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Современному обществу нужны талантливые молодые люди, от которых будет зависеть будущее страны. Забота о подрастающем поколении – это задача номер один. Поэтому поиск и поддержка талантливых, одаренных детей является одной из приоритетных задач нашей гимназии.
Иноязычная среда, реализуемая в нашей гимназии, как раз и создает те самые благоприятные условия, которые дают возможность раскрыть индивидуальные способности каждого талантливого ребенка. О чем свидетельствуют результаты, полученные в ходе многолетней работы. ( Победы в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях)
Сегодня я хотела бы представить Вашему вниманию опыт учителей немецкого языка гимназии №38 и свой лично опыт.
Есть высокоодаренные дети так же как слабо-одаренные или неспособные к учебе. Все они имеют право на содействие, помощь (стимуляцию). Два основных вопроса волнуют родителей и преподавателей:
- Как можно распознать таланты ребенка?
- Как можно помочь ребенку развивать его таланты оптимально?
Существуют разнообразные таланты, к примеру, языковой, вычислительный, спортивный или художественный, например. У каждого человека есть определенные приоритеты. Существует немного людей, у которых нет, вообще, таланта. У умственных способностей есть наследственная основа. "Яблоко от яблони недалеко падает ", говорится в народе. Одни дети не способны учиться в гимназии, другие напротив едва ли нуждаются в помощи, они учатся легко и с радостью. Во многим случаях дети имеют талант в областях, в которых также талантливы их родители.
Умственные способности - это важная предпосылка для будущего успеха. Но они не всегда все решают. Содействие интересам, раннее и долгосрочное углубление в область знаний и компетентное руководство благодаря хорошим преподавателям часто существенно важнее чем высокий интеллектуальный коэффициент. Нужно приложить немало усилий, чтобы талант перерос в успех.
Процессы проходят не всегда гладко. Некоторые знаменитые вундеркинды как и взрослые опускаются до среднего уровня. Некоторые лауреаты Нобелевской премии были слабыми учениками. Едва ли можно предсказывать в раннем младенчестве, будет ли кто-то позже знаменитой звездой или незаметным членом нашего общества. Одни прилагают усилия и добиваются успеха, другие расточают ее таланты бесполезно. Что следует из этих сведений? Как раскрыть таланты как можно раньше?
Точного рецепта не существует.
Цель направления (по выявлению одаренных детей, изучающих немецкий язык): Создание условий иноязычной (языковой) среды на уроках немецкого языка и внеурочной деятельности для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности.
Задачи:
- выявление одаренных детей (метод наблюдения и анализа);
- совершенствование мотивационной иноязычной среды на уроках немецкого языка и внеурочной деятельности;
- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей;
- совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
- развитие кадровой базы;
- повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.
Итак, когда цели и задачи определены можно приступить непосредственно к работе.
Немецкий язык - не самый популярный предмет в наших школах. Многие считают, что есть предметы и поважнее, но только не учителя немецкого языка нашей гимназии!
Как же выделить из общей массы, а главное, дать возможность раскрыть свои способности одаренным ученикам? Для этого в нашей лингвистической гимназии создается иноязычная среда т.е условия для мотивации к изучению иностранных языков не только в гимназии, но и вне ее.
Создание такой иноязычной среды достаточно трудоемкий процесс, требующий времени, средств, активного сотрудничества всех преподавателей иностранного языка. Большое значение в создании и функционировании такой модели играет поддержка со стороны администрации гимназии, которую мы и получаем.
Несомненно, что работа с одаренными детьми начинается с первых уроков немецкого языка. Я словно рыбак, который забрасывает невод с различными приманками, а ученики - рыбки, которые заглатывают, выбранную ими по вкусу наживку.
Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом. Поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа, а затем государственные программы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Каждый ребенок, изучая немецкий язык в нашей гимназии вовлекается в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.
Формы работы с одаренными детьми по немецкому языку:
- Предметная декада
- Групповые и индивидуальные занятия с одаренными
- Участие во Всероссийской олимпиаде школьников
- Ежегодный городской фестиваль «Мир встречает Рождество»
- Исследовательская деятельность учащихся
- Участие во Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка»
- Подготовка к сдаче Международного экзамена Fit in Deutsch 1,2.
- Организация и участие в городском фестивале «Немецкое подворье»
- Международные проекты с Гете-институтом
- Всероссийский конкурс «Школа за экологию» на немецком языке
- Сотрудничество с другими школами, ВУЗами
- Участие в Интернет - олимпиадах, конкурсах, фестивалях
- Городские конкурсы творческих переводов по немецкому языку
- Клуб «Увлекательный немецкий» с носителем языка
- AFS- проект
Развитие творческих способностей начинается на уроке. Дифференцированное обучение, разноуровневая технология, домашнее задание под знаком *, для желающих творческое задание (дети с интересом выполняют творческие задания не только ради оценки). Организация мини-выставок творческих заданий и определение лучшей работы путем голосования, оглашение результатов.
Использование нестандартных форм урока, таких как создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-конференция, ролевая игра, интегрированный урок позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся.
Большое внимание я уделяю внеклассной работе, где дифференциация учащихся происходит естественным путем. Учитель не оказывает давление на выбор ученика, а лишь
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.
Иноязычная среда, реализуемая в нашей гимназии, как раз и создает те самые благоприятные условия, которые дают возможность раскрыть индивидуальные способности каждого талантливого ребенка. О чем свидетельствуют результаты, полученные в ходе многолетней работы.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
- Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
- Седова Н. Одаренные дети – наше богатство // Народное образование. – 1996г. -№6
- Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М.: Владос,2000
- http://wiki.soiro.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей
"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...
Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей
"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...
Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".
Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...
Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей.
Одаренность – это индивидуальная способность человека проявить индивидуальность в определенном виде деятельности....
"Художественная обработка древесины как средство развития творческой одаренности детей"
Я помогаю своим ученикам найти себе дело по душе, используя для этого художественную обработку древесины. Вот так, различными путями, ненавязчиво стараюсь способствовать развитию творческого начала.Се...
Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"
Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"...
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
АннотацияСтатья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения ...
- Мне нравится (1)