ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Титов Виталий Викторович

Аннотация

Статья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения образовательного процесса

 

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная среда, предметная одаренность, дистанционное обучение, дополнительное образование, социальные партнеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titov_statya_2-2_-_kopiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Титов Виталий Викторович

Методист
ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ
Адмиралтейского района

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация

Статья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная среда, предметная одаренность, дистанционное обучение, дополнительное образование, социальные партнеры.

Titov Vitaly V.

Methodologist
IMC of the Admiralteysky district

Образовательный процесс – это целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с целями и задачами образования, воспитания и развития личности. [5] При этом его нельзя рассматривать в отрыве от образовательной среды школы, внутри которой протекают все процессы, и включающей в себя два понятия: "воспитательная среда" и "обучающая среда" [1].

В работе Заир-Бек Е.С. говорится о наличии значительных достижений во взаимном обогащении смысла понятия образовательной среды в исследованиях, но автор делает вывод, что "её определения всё еще отличаются разнообразием и включают в себя широкий спектр научных концепций" [2].

        Ясвин В.А. в своей работе под образовательной средой понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и "пространственно-предметном окружении" [10].

Рубцов В.В. определяет образовательную среду как "систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса" [7].

Говоря о современном образовательном процессе, важную роль играет цифровая среда школы, главной особенностью которой, является ее доступность за пределами стен образовательной организации. Подтверждает актуальность данного утверждения проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», цель которого — создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования за счет развития цифрового образовательного пространства через широкое внедрение онлайн обучения. [6]

Для развития одаренности необходимо создание развивающей среды, причем именно цифровая образовательная среда школы может существенно дополнить существующую систему работы с одаренными детьми, не ограничеваясь своим образовательным учреждением.

Поэтому одним из главных направлений работы образовательных организаций является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

При этом важно учитывать, что в данный момент центр в обучении смещается от преподавания к активности ученика. Но при этом учитель играет важную роль в создании различных учебных ситуаций, которые стимулируют самостоятельную активность учеников, помогают структурировать учебный материал и способствуют формированию так называемых «навыков XXI века» [3], включающих в себя следующий набор элементов:

  • Универсальные навыки — не ограниченные определённой сферой деятельности, а именно компетентности, связанные с умением мыслить критически и креативно, с межличностным взаимодействием, с саморегулированием и самоорганизацией;
  • Повседневные базовые знания актуальных сфер жизни (финансы, экология, здоровье и т. д.). [9]

Говоря об организации образовательного процесса одаренных детей, Т.Н. Тихомирова выделяет важность предметно-информационного аспекта, включающего в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей [8].

В.И. Панов, отмечает, важность структуры образовательной среды и ее специальное проектирование для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка. Автор выделяет следующие подходы:

а) технологический, представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся;

б) социальный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры, а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей;

в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику [4].

        Использование цифровой среды школы может позволить не только проводить учебные занятия в дистанционном формате, а также предоставлять доступ к различным источникам информации, но и существенно увеличить образовательные возможности образовательных учреждений через:

  • Привлечение социальных партнеров, с которыми не доступно постоянное взаимодействие в очном формате.
  • Создание дополнительных образовательных программ (в том числе осуществляющихся на коммерческой основе) и расширение существующих.
  • Создание сетевой инфраструктуры для повышения качества взаимодействия в образовательном процессе в форматах «учитель – ученик», «учитель – родитель», «родитель-родитель», «ученик – ученик» и «ученик – учитель – ученик».

Очень важно обеспечить образовательное учреждение возможностью привлекать большее количество социальных партнеров, в том числе из высших и средне профессиональных учебных заведений и иных организаций. Однако, школы, находящиеся в отдалении от крупных центров, могут испытывать трудности при организации постоянного взаимодействия в очном формате. Более того, если говорить об одаренных детях, то для самореализации им необходимо выходить за рамки школьной образовательной программы. Зачастую, на ряду с успешными одаренными детьми есть те, кто, несмотря на свою одаренность и талант – не достигает высоких результатов из-за скуки или отсутствия интереса [11].

В тоже время, использование цифровой среды позволяет школе существенно нарастить возможности дополнительного образования, которое играет одну из ключевых ролей в развитии одаренности: отсутствие необходимости физического присутствия в классе позволяет строить более гибкий график занятий и приглашать ученых или специалистов для участия в образовательном процессе.

Более того, повышение скорости взаимодействия между участниками образовательного процесса дает возможность эффективнее решать поставленные задачи и возникающие в процессе обучения проблемы. Образовательная цифровая среда позволяет существенно усилить коммуникативную составляющую при групповой работе в дистанционном формате над проектом или исследованием между учащимися и руководящим ими учителем.

Литература

  1. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Заир-Бек Е.С. Понятие "образовательная среда школы" и подходы к её оцениванию в современных исследованиях. [Электронный ресурс] / Е.С. Заир-Бек –  emissia. offline: электронный научный педагогический журнал Ноябрь 2011 Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1683.htm (дата обращения: 01.02.2021)
  3. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова; Национальный исследовательский универ¬ситет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (21)
  4. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети — это проблема // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 3. - С. 3-10.]
  5. Педагогический тезаурус. 2016 г.. Тютькова И.А.
  6. Проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 01.02.2021)
  7. Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998
  8. Тихомирова Т.Н. Средовые факторы развития одаренности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelligence.su/lib/00061.htm. (дата обращения: 01.02.2021)
  9. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19)
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. Смысл, 2001. - 365с.
  11. Gifted and talented children in (and out) of the classroom A report for the Council of Curriculum, Examinations and Assessment (CCEA) Feb 28th, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Языковая среда как эффективное средство развития способностей одаренных детей»

          Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. С...

"Современная цифровая образовательная среда, как эффективный инструмент учителя"

Сегодня качественное образование включает в себя гармоничное сочетание традиционного обучения с применением передовых технологий. использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из...

Статья "Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога"

Ценность цифровой образовательной  среды в том, что она  способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностны...

«Цифровая образовательная среда школы, как средство управления качеством образования».

Процесс реформирования школы зависит от общемировых тенденций. На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию обществ...

Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога

     Использование современных интернет технологий дает педагогу  возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией. Воспитан...

«Цифровая образовательная среда школы, как средство управления качеством образования».

Процесс реформирования школы зависит от общемировых тенденций. На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию обществ...

Цифровая образовательная среда школы. Использование ее возможностей в практической деятельности педагога.

Информатизация образовательного учреждения – это процесс внедрения информационных технологий во все направления и виды образовательной деятельности, трансформация на этой основе существующих и ф...